Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелётные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тагирова Зарема Гаджиахмедовна

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

 

Образовательные задачи:

1. закрепление и расширение знаний о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью.

2. упражнять в различении и назывании некоторых видов перелетных птиц.

3. совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов.

4. закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т. д.).

5. упражнять в словообразовании (длинный хвост - длиннохвостая).

6. упражнять в составлении и анализе предложений о перелетных птицах.

7. активизация словаря: стаей, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий

Оборудование:

- Ноутбук

- Компьютерная презентация «Перелетные птицы»

- Предметные картинки с изображением различных видов птиц.

- Схемы слов (звуковой анализ)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy_podg.docx163.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелётные птицы»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

Образовательные задачи:

1. закрепление и расширение знаний о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью.

2. упражнять в различении и назывании некоторых видов перелетных птиц.

3. совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов.

4. закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т. д.).

5. упражнять в словообразовании (длинный хвост - длиннохвостая).

6. упражнять в составлении и анализе предложений о перелетных птицах.

7. активизация словаря: стаей, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий

Оборудование:

- Ноутбук

- Компьютерная презентация «Перелетные птицы»

- Предметные картинки с изображением различных видов птиц.

- Схемы слов (звуковой анализ)

Ход занятия:

1. Вводная часть

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько птиц прилетело на озеро.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Перелетные птицы». Подготовительная группа.

Как вы думаете, зачем они все здесь собрались?

Ответы детей: Я думаю, что бы лететь в теплые края.

Воспитатель: А в какое время года это происходит?

Ответы детей: Это происходит осенью.

Воспитатель: Правильно, а все ли птицы улетают в теплые края?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?

Ответы детей: Первыми покидают ласточки, дрозды, скворцы, кукушки, жаворонки.

Воспитатель: Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых?

Ответы детей: Насекомоядные.

Воспитатель: Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. И улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают дрозды, жаворонки, скворцы.

Воспитатель: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу – гуси и утки.

Воспитатель: Как вы думаете, с чем это связано?

Ответы детей: Это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду.

Воспитатель: Правильно. И таких птиц называют - водоплавающие.

Воспитатель: Послушайте внимательно и скажите какие два слова прячутся в слове -водоплавающие.

Ответы детей: плавать в воде.

Воспитатель: А вы знаете, какие птицы должны осенью улетать в теплые края?

Воспитатель: Давайте поможем птицам разобраться, кому надо лететь, а кому нет.

Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси.

Воспитатель: Как вы думаете, почему перелетных птиц так называют?

Ответы детей: Я думаю, потому что птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Птицы не просто улетают в теплые края. Они перелетают с севера на юг осенью и с юга на север весной.

Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку.

Костя - Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)

Настя - Первый звук [У], а последний [А] (Утка)

Владик - Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)

Составьте название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову:

Денис - гриб, рак, апельсин, часы (грач)

Егор - дом, рак, яблоко, зонт, дом (дрозд)

Сергей - апельсин, игла, слон, таз (аист)

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как птицы летят в теплые края?

Ответы детей: Птицы летят стаями.

Воспитатель: Правильно, стаями, но еще птицы могут лететь вереницей, поодиночке, клином.

Игра «У кого какое тело?»

 (картинки, где нарисованы - скворец, гусь, грач, утка, ласточка, журавль)

Воспитатель: Посмотрите какие разные птицы.

- Это скворец. У него короткий хвост? Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

- Это гусь, у него длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)

- Это утка, у нее плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)

У утки лапы с перепонками. Значит они. (Перепончатые)

- Это ласточка, у неё длинный хвост. Она. (Длиннохвостая)

- Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

- У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

- У аиста длинные ноги. Он. (Длинноногий)

- У журавля длинный клюв. Значит он (Длинноклювый)

– Молодцы, ребята, правильно.

Физкультминутка «Скворечник»

Из скворечника торчат

Клювы маленьких скворчат.

Клювик раз, клювик два,

Лапки, лапки, голова

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним некоторых перелетных птиц.

3.Игра "Назови слово", "К какой схеме какое слово подходит".

На столах разложены карточки "схемы". Дети угадывают название птицы и подбирают нужную картинку: утка, аист, грач, гуси

Воспитатель: Вы сегодня молодцы! Много рассказали и узнали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наш сегодняшний разговор о перелетных птицах пословицей.

Всякая птица тепло ищет.

Воспитатель: Скажите, сколько слов в пословице?

Ответы детей: 4.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути.

Подведение итогов.

Молодцы! Вот и закончилось наше знакомство с перелетными птицами, вы сегодня все очень старались, а давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах (по очереди? Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы"

Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Домашние птицы"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Домашние птицы"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелётные птицы»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах. Образовательные задачи:1. закрепление и расширение знаний о перелетных и во...