Развитие у дошкольников первичных представлений о себе, культурных традициях общения, объектах окружающего мира.
статья по развитию речи

Шепелева Ксения Николаевна

Развитие у дошкольников первичных представлений о себе, культурных традициях общения, объектах окружающего мира.

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка» В.А. Сухомлинский. Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. И мы педагоги помогаем маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый - воспитатель, родитель, тем он будет эффективнее. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе: умения называть имя и фамилию, возраст, пол; узнавание себя в зеркале, на фотографиях, знание частей тела и лица, их функции, умение отобразить себя в рисунке; наличие интересов, предпочтений; выделение собственных умений; наличие эмоционального опыта; представления о своей семье. На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе, свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют определенный круг знаний о природе, себе как ее части. Дети 4 – 5 года жизни знают свое имя, фамилию, пол, возраст. Располагают некоторыми сведениями об организме. Они понимают, что надо дышать свежим воздухом, соблюдать и выполнять культурно гигиенические процедуры. Работу по формированию представления о себе у дошкольников, прежде всего, проводим на занятиях, организуем беседы, игровые ситуации. На занятии «Где прячется здоровье?», воспитываем у детей желание заботиться о своём здоровье; формируем представления детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания,что нужно человеческому телу, чтобы оно было крепким и здоровым. Рассказали, что человеческое тело имеет сложное внутреннее строение. Внутренние органы можно увидеть с помощью специальных медицинских аппаратов. Знакомим детей с органами дыхания. На занятии «Как ты растешь?» формируем представление у ребенка о том, что с возрастом его внешний вид меняется; он узнает, каким он был после рождения (рост, вес в условных мерках и т.д.), каков сейчас, предполагает, каким будет, когда вырастет. На занятии «Твое тело – единственное и неповторимое» помогаем каждому ребенку осознать свою и других людей физическую уникальность. Познакомили детей с внешним видом представителей различных рас и народов. Обращаем внимание детей на то, что душевная доброта, глубокое уважение к другим, а также физическое здоровье делают человека красивым. Очень интересна детям экспериментальная деятельность на себе, которая позволяет детям лучше узнать значение тех или иных органов, их функций. Определяли, что чувствует кожа, когда держишь в руках лед, стакан с теплой водой или пощипывали кожу. Определяли, для чего нужны глаза. Что с закрытыми глазами описать действия воспитателя не получается. Для того чтобы узнать для чего нужен нос, с закрытыми глазами определяли различные запахи. С закрытыми ушами пытались узнать, что говорит воспитатель, тем самым выяснили, что уши нужны нам, чтобы слышать. С помощью кусочка хлеба выяснили, что зубы нужны нам, чтобы жевать. Для того, чтобы узнать для чего нужны губы, пытались говорить с зажатыми рукой губами. Так же использовали соленую, сладкую, кислую воду, для определения для чего нужен язык. Дети очень охотно принимали участие в экспериментах. Больше всего им понравился эксперимент, где определяли, для чего нужен язык. Так как в эксперименте участвовали дети группами, то после занятия они все попросили попробовать соленую, кислую и сладкую воду. С целью более активного усвоения детьми знаний о своем теле, о себе пополнили развивающую среду: книгами, дидактическими играми, иллюстрациями: младенец, девочка, мальчик, мужчина, женщина, пожилой мужчина, пожилая женщина, разных народов, органов. Например, во время дидактической игры «Чьи это вещи?» дети раскладывали картинки с изображением предметов к картинкам с изображением детей разных возрастов и полов, объясняли, почему именно эти вещи нужны именно этому ребенку. Во время дидактической игры «Запомни движение» дети упражнялись в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание. Важно эту работу проводить совместно с родителями. В связи с этим привлекали родителей. Детям нужно было выяснить у родителей информацию по органу, который в данный момент изучали, интересные факты о человеческом теле. В результате проводимой работы многие дети стали замечать какие- либо изменения, происходящие с их организмом. Например, после длительного бега, дети говорят: «Сердце сильно бьется – перебегал наверно». После прогулки: «Ну вот, легкие насытились воздухом». После зарядки: «Сил нет, нужно покушать». В дальнейшем, работу по формированию представлений о себе у дошкольников планируем продолжать. Источником формирования первоначальных представлений об окружающем его мире является взаимодействие ребенка с другими людьми. Работу по развитию представлений о людях ведем во время НОД, организуем беседы. Рассматриваем вместе с детьми картинки, фотографии, где отражается любовь детей и близких взрослых (мать и дитя, отец и сын, бабушка и внуки), показывает и объясняет факты заботливого отношения взрослых к детям, к животным, доброго отношения детей к старшим. Учим детей выделять положительные поступки людей (взрослых и детей) по отношению друг к другу, выражать к ним свое положительное отношение. Приучаем детей быть внимательными к указаниям и просьбам старших, охотно выполнять их. Обращаем внимание дошкольников на негативные действия и поступки детей (по картинкам), рассуждает об их причинах, дети называют нежелательные последствия подобных действий для других людей, высказывают свое отношение к такому поведению. Побуждаем детей отражать впечатления о взрослых и детях в рисунках, лепке, аппликации, в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Организуем дидактические игры («Найди отличия» « Чем похожи, чем отличаются», «Подбери одежду по сезону») где дети учатся находить черты сходства и различия. Сравнивают людей разного возраста и пола, разного эмоционального состояния: особенности внешности, прически, одежды, обуви, подбор одежды и обуви в зависимости от сезона. Знакомим с разнообразие рода занятий взрослых (дети учатся узнавать и называть людей отдельных профессий), профессиональные действия людей (врач лечит, продавец торгует, летчик, шофер управляют транспортом, строитель возводит здания и прочее), некоторые инструменты, необходимые в профессии, форменная одежда. Содержание деятельности людей в течение дня (утро, день, вечер). Мальчики и девочки, их имена, любимые занятия, игрушки, взаимоотношения. В раннем возрасте по-прежнему еще нет регулирования своего поведения по отношению к другим людям, соотнесения своих желаний с желаниями других. Исполнение требований взрослых (указаний, имеющих нравственное значение) отражает собственные непроизвольные желания ребенка. Важным моментом социального развития ребенка является появление нового регулятора - «надо». Начинается формирование волевых компонентов личности, умения сдерживать свои желания, противостоять нежеланию. Мы от ребенка требуем бережного обращения с предметами, умение общаться со сверстниками (делиться, не драться), соблюдение социальных норм вежливости (здороваться, выслушивать взрослого). Ребёнок должен понимать и соблюдать правил и нормы поведения. В раннем возрасте основано на собственном опыте ребенка, на непосредственном ощущении негативных и позитивных последствий их соблюдения (дал другому игрушку - он поделился с тобой; шумел - разбудил бабушку). Общее развитие ребенка в раннем возрасте основывается на высокой подражательности, в том числе и в сфере нравственного развития, поэтому особенно важным является пример окружающих. В нашей группе мы побуждаем детей к совершению хороших поступков, эмоционально задаем отношение к различным действиям (ударил мальчика — плохо, посмотри – он плачет, ему больно, пожалей его). Эмоциональная оценка события взрослым является очень показательной для малыша. Без контроля со стороны взрослого ребенок нарушает запреты. Нравственные побуждения слиты с положительным отношением к объекту на который направлено нравственное действие. Мы стараемся задавать эмоциональные образцы поведения, правильно оценивать действия ребенка, стимулируем положительные поступки‚ тем самым у детей формируются такие нравственные качества, как стремление помочь, умение считаться с желаниями других, зачатки отзывчивости, доброты. В основном работу по развитию данных качеств организовываем во время образовательной деятельности, так же используем словесные игры: «Попроси игрушку», игра – обсуждение «Можно ли справиться со злом» и.тд. Разработали картотеку игр , и упражнений на формирования навыков адаптации к образовательному учреждению; игры и упражнения на формирование навыков общения со сверстниками; Игры и упражнения на формирование навыков обхождения с чувствами; и т.д. С помощью этих игр у ребенка складывается представление о том, как надо (не надо) себя вести. Формируется представление об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями. Для развития представлений об объектах окружающего мира, предметах, явлениях, отношениях организуем работу в каждом режимном моменте, НОД, самостоятельная и совместная деятельность, так же на прогулках. На образовательной деятельности, развиваем и совершенствуем знания о нашем крае, знакомим детей с названием нашего села, выдающими людьми, событиями в жизни нашего села и района ( совместные праздники: 14 октября день флага белгородской области; день села; масленица и тд. ) На продуктивной деятельности дети рисуют село, так же составляем коллективную аппликацию «Наше село», учим детей возводить здания из конструктора, знакомим со стихами и песнями о нашем селе. На прогулке наблюдаем за окружающими: за движение транспорта, обращаем внимание детей на поведение людей на улице, безопасность и правила. Рассматриваем отдельные здания, наблюдаем за работой людей разных профессий, обращаем внимание на красоту и чистоту нашего села. Таким образом, я считаю что если развивать у ребенка такие качества как: доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, быть приветливым, проявлять интерес к действиям о поступкам людей, развивать эмоциональную отзывчивость, по примеру воспитателя и родителей правильно реагировать на эмоциональное состояние близких людей; воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками; развивать стремление к совместным играм, обогащать социальные представления о людях и себе, развивать интерес к родному краю, тогда мы педагоги поможем маленькому человеку стать Человеком с большой буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_u_doshkolnikov_pervichnyh_predstavleniy_o_sebe.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у дошкольников первичных представлений о себе, культурных традициях общения, объектах окружающего мира.

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка» В.А. Сухомлинский. Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. И мы педагоги помогаем маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый - воспитатель, родитель, тем он будет эффективнее. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе: умения называть имя и фамилию, возраст, пол; узнавание себя в зеркале, на фотографиях, знание частей тела и лица, их функции, умение отобразить себя в рисунке; наличие интересов, предпочтений; выделение собственных умений; наличие эмоционального опыта; представления о своей семье. На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе, свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют определенный круг знаний о природе, себе как ее части. Дети 4 – 5 года жизни знают свое имя, фамилию, пол, возраст. Располагают некоторыми сведениями об организме. Они понимают, что надо дышать свежим воздухом, соблюдать и выполнять культурно гигиенические процедуры. Работу по формированию представления о себе у дошкольников, прежде всего, проводим на занятиях, организуем беседы, игровые ситуации. На занятии «Где прячется здоровье?», воспитываем у детей желание заботиться о своём здоровье; формируем представления детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания,что нужно человеческому телу, чтобы оно было крепким и здоровым. Рассказали, что человеческое тело имеет сложное внутреннее строение. Внутренние органы можно увидеть с помощью специальных медицинских аппаратов. Знакомим детей с органами дыхания. На занятии «Как ты растешь?» формируем представление у ребенка о том, что с возрастом его внешний вид меняется; он узнает, каким он был после рождения (рост, вес в условных мерках и т.д.), каков сейчас, предполагает, каким будет, когда вырастет. На занятии «Твое тело – единственное и неповторимое» помогаем каждому ребенку осознать свою и других людей физическую уникальность. Познакомили детей с внешним видом представителей различных рас и народов. Обращаем внимание детей на то, что душевная доброта, глубокое уважение к другим, а также физическое здоровье делают человека красивым. Очень интересна детям экспериментальная деятельность на себе, которая позволяет детям лучше узнать значение тех или иных органов, их функций. Определяли, что чувствует кожа, когда держишь в руках лед, стакан с теплой водой или пощипывали кожу. Определяли, для чего нужны глаза. Что с закрытыми глазами описать действия воспитателя не получается. Для того чтобы узнать для чего нужен нос, с закрытыми глазами определяли различные запахи. С закрытыми ушами пытались узнать, что говорит воспитатель, тем самым выяснили, что уши нужны нам, чтобы слышать. С помощью кусочка хлеба выяснили, что зубы нужны нам, чтобы жевать. Для того, чтобы узнать для чего нужны губы, пытались говорить с зажатыми рукой губами. Так же использовали соленую, сладкую, кислую воду, для определения для чего нужен язык. Дети очень охотно принимали участие в экспериментах. Больше всего им понравился эксперимент, где определяли, для чего нужен язык. Так как в эксперименте участвовали дети группами, то после занятия они все попросили попробовать соленую, кислую и сладкую воду. С целью более активного усвоения детьми знаний о своем теле, о себе пополнили развивающую среду: книгами, дидактическими играми, иллюстрациями: младенец, девочка, мальчик, мужчина, женщина, пожилой мужчина, пожилая женщина, разных народов, органов. Например, во время дидактической игры «Чьи это вещи?» дети раскладывали картинки с изображением предметов к картинкам с изображением детей разных возрастов и полов, объясняли, почему именно эти вещи нужны именно этому ребенку. Во время дидактической игры «Запомни движение» дети упражнялись в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание. Важно эту работу проводить совместно с родителями. В связи с этим привлекали родителей. Детям нужно было выяснить у родителей информацию по органу, который в данный момент изучали, интересные факты о человеческом теле. В результате проводимой работы многие дети стали замечать какие- либо изменения, происходящие с их организмом. Например, после длительного бега, дети говорят: «Сердце сильно бьется – перебегал наверно». После прогулки: «Ну вот, легкие насытились воздухом». После зарядки: «Сил нет, нужно покушать». В дальнейшем, работу по формированию представлений о себе у дошкольников планируем продолжать. Источником формирования первоначальных представлений об окружающем его мире является взаимодействие ребенка с другими людьми. Работу по развитию представлений о людях ведем во время НОД, организуем беседы. Рассматриваем вместе с детьми картинки, фотографии, где отражается любовь детей и близких взрослых (мать и дитя, отец и сын, бабушка и внуки), показывает и объясняет факты заботливого отношения взрослых к детям, к животным, доброго отношения детей к старшим. Учим детей выделять положительные поступки людей (взрослых и детей) по отношению друг к другу, выражать к ним свое положительное отношение. Приучаем детей быть внимательными к указаниям и просьбам старших, охотно выполнять их. Обращаем внимание дошкольников на негативные действия и поступки детей (по картинкам), рассуждает об их причинах, дети называют нежелательные последствия подобных действий для других людей, высказывают свое отношение к такому поведению. Побуждаем детей отражать впечатления о взрослых и детях в рисунках, лепке, аппликации, в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Организуем дидактические игры («Найди отличия» « Чем похожи, чем отличаются», «Подбери одежду по сезону») где дети учатся находить черты сходства и различия. Сравнивают людей разного возраста и пола, разного эмоционального состояния: особенности внешности, прически, одежды, обуви, подбор одежды и обуви в зависимости от сезона. Знакомим с разнообразие рода занятий взрослых (дети учатся узнавать и называть людей отдельных профессий), профессиональные действия людей (врач лечит, продавец торгует, летчик, шофер управляют транспортом, строитель возводит здания и прочее), некоторые инструменты, необходимые в профессии, форменная одежда. Содержание деятельности людей в течение дня (утро, день, вечер). Мальчики и девочки, их имена, любимые занятия, игрушки, взаимоотношения. В раннем возрасте по-прежнему еще нет регулирования своего поведения по отношению к другим людям, соотнесения своих желаний с желаниями других. Исполнение требований взрослых (указаний, имеющих нравственное значение) отражает собственные непроизвольные желания ребенка. Важным моментом социального развития ребенка является появление нового регулятора - «надо». Начинается формирование волевых компонентов личности, умения сдерживать свои желания, противостоять нежеланию. Мы от ребенка требуем бережного обращения с предметами, умение общаться со сверстниками (делиться, не драться), соблюдение социальных норм вежливости (здороваться, выслушивать взрослого). Ребёнок должен понимать и соблюдать правил и нормы поведения. В раннем возрасте основано на собственном опыте ребенка, на непосредственном ощущении негативных и позитивных последствий их соблюдения (дал другому игрушку - он поделился с тобой; шумел - разбудил бабушку). Общее развитие ребенка в раннем возрасте основывается на высокой подражательности, в том числе и в сфере нравственного развития, поэтому особенно важным является пример окружающих. В нашей группе мы побуждаем детей к совершению хороших поступков, эмоционально задаем отношение к различным действиям (ударил мальчика — плохо, посмотри – он плачет, ему больно, пожалей его). Эмоциональная оценка события взрослым является очень показательной для малыша. Без контроля со стороны взрослого ребенок нарушает запреты. Нравственные побуждения слиты с положительным отношением к объекту на который направлено нравственное действие. Мы стараемся задавать эмоциональные образцы поведения, правильно оценивать действия ребенка, стимулируем положительные поступки‚ тем самым у детей формируются такие нравственные качества, как стремление помочь, умение считаться с желаниями других, зачатки отзывчивости, доброты. В основном работу по развитию данных качеств организовываем во время образовательной деятельности, так же используем словесные игры: «Попроси игрушку», игра – обсуждение «Можно ли справиться со злом» и.тд. Разработали картотеку игр , и упражнений на формирования навыков адаптации к образовательному учреждению; игры и упражнения на формирование навыков общения со сверстниками; Игры и упражнения на формирование навыков обхождения с чувствами; и т.д. С помощью этих игр у ребенка складывается представление о том, как надо (не надо) себя вести. Формируется представление об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями. Для развития представлений об объектах окружающего мира, предметах, явлениях, отношениях организуем работу в каждом режимном моменте, НОД, самостоятельная и совместная деятельность, так же на прогулках. На образовательной деятельности, развиваем и совершенствуем знания о нашем крае, знакомим детей с названием нашего села, выдающими людьми, событиями в жизни нашего села и района ( совместные праздники: 14 октября день флага белгородской области; день села; масленица и тд. ) На продуктивной деятельности дети рисуют село, так же составляем коллективную аппликацию «Наше село», учим детей возводить здания из конструктора, знакомим со стихами и песнями о нашем селе. На прогулке наблюдаем за окружающими: за движение транспорта, обращаем внимание детей на поведение людей на улице, безопасность и правила. Рассматриваем отдельные здания, наблюдаем за работой людей разных профессий, обращаем внимание на красоту и чистоту нашего села. Таким образом, я считаю что если развивать у ребенка такие качества как: доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, быть приветливым, проявлять интерес к действиям о поступкам людей, развивать эмоциональную отзывчивость, по примеру воспитателя и родителей правильно реагировать на эмоциональное состояние близких людей; воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками; развивать стремление к совместным играм, обогащать социальные представления о людях и себе, развивать интерес к родному краю, тогда мы педагоги поможем маленькому человеку стать Человеком с большой буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, коли...

" Первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере".

 Детство - этап подготовки к будующей жизни.Третий год жизни - переходный период в жизни ребёнка от раннего возраста к дошкольному.поэтому необходимо формировать у детей первоначальный инт...

Конспект НОД в средней группе о/о «Познавательное развитие» раздел «Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира» «О чем «рассказывает» одежда?»

Конспект занятия направлен на закрепление знаний детей о разнообразии видов одежды; о назначении одежды; на  формирование умений детей различать и называть предметы одежды; на  закрепление у...

Формирование первичных элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира в рамках ФГОС дошкольного образования

В рамках ФГОС ДО при формировании  первичных элементарных математических представлений мы знакомим детей с основными свойствами и отношениями между объектами окружающего мира....

Статья "Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира"

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно ...