Формирование словаря у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Вишнякова Елена Валерьевна

Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

Развитая речь является основным показателем готовности ребенка к школе, а детский сад является первой ступенью образовательного процесса.

 Дидактические игры играют большую роль в формировании словаря у малышей, дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактической игры . МБДОУ детский сад №46 «Дюймовочка» комбинированного вида Воспитатель 2й младшей группы Вишнякова Елена Валерьевна Год рождения-7 ноября 1974 г Педагогический стаж 4 года

Слайд 2

Педагогическое кредо: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце. «Что значит быть воспитателем?» (Эссе) Сколько нужно ласки и заботы Каждого помочь и каждого понять. Благодарна и трудна работа – Ежедневно маму заменять. Перед каждым человеком на пороге жизни встаёт вопрос о выборе профессии. Есть такая замечательная и очень важная, на мой взгляд, профессия воспитатель. Воспитатель – центральная фигура в детском саду. Она на виду у детей, родителей. Его работа – одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребёнка, чем он живёт, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен красиво и правильно говорить, быть интересным и правильным собеседником. Воспитателю необходимо научить детей любить себя и всех, кто их окружает, помочь преодолеть все страхи и тревоги. Конечно, всё выше сказанное невозможно без общения. Без общения человек одинок. Умение общаться – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредства других людей. Умение делиться игрушками, уступать, прощать; сеять добро, милосердие, любовь ко всему живому. Воспитатель немыслим без любви к детям. Ещё М.Горький говорил, что «детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам и великого терпения». Многие представляют труд воспитателя лишь как игру с детьми, весёлое времяпрепровождение. Это не так! Работа воспитателя – кропотливый и каждодневный труд. Он первым открывает дверь в этот огромный, бесконечный мир, полный интересных открытий, загадок и радостей познания. Со школьной скамьи я хотела стать учителем, но обстоятельства жизни сложились так, что судьба привела меня в детский сад, и я стала воспитателем и нисколько об этом не жалею. Мне нравится наблюдать за поведением детей, как по – разному они относятся друг другу, животным, игрушкам. Работая, я поняла, что надо быть таким же ребёнком и вместе с ними ползать, прыгать, рисовать, быть папой и мамой. Все дети с очень разными характерами, поэтому без индивидуального подхода здесь не обойтись, кого – то надо приласкать и пожалеть, а кого – то и пожурить не помешает, ведь воспитатель – это вторая мама, а у неё должен быть ключик к каждому ребёнку. Воспитатель – это мудрец, к которому дети идут с любым вопросом, и я должна дать ответ: почему медведи белые, почему люди не летают, как образуется снег. Сколько сразу вопросов! Где взять ответ? Воспитатель детского сада порой должен знать не меньше, чем преподаватель в школе. На мой взгляд, это очень интересная профессия : тебя любят дети и ждут от тебя чего – то нового, а ты живёшь их жизнью и вместе с ними радуешься их успехам. Не каждый человек, получив профессию воспитателя, может им работать. Надо любить свою работу так, чтобы идти на неё с хорошим настроением и желанием нести детям новое, и непременно позитивное. Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаю, что я нужна им, что я для них целая вселенная, что именно я закладываю ростки будущих характеров, поддерживаю их своей любовью, отдаю тепло своего сердца. Я не перестаю удивляться насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной. Горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями. Так что же такое воспитатель детского сада? Конечно же, человек! Человек, который воспитывает детей, любит их, и поэтому они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще. К.Д.Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно – он живёт в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть трудным, нелёгким, отнимающим порой всё и физические и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовёшь. Для меня воспитатель – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня – это жизнь! Я считаю то, что заложено в детстве, остаётся на всю жизнь. Поэтому мы должны помнить слова В.А.Сухомлинского : «… чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце».

Слайд 3

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” В.А. Сухомлинский

Слайд 4

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка . Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности.

Слайд 5

Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Развитая речь является основным показателем готовности ребенка к школе, а детский сад является первой ступенью образовательного процесса. Актуальность

Слайд 6

Цель Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр. Способствовать в организации совместной работы с родителями по данной проблеме.

Слайд 7

Задачи 1. Изучить литературу по данной проблеме и методы диагностики. 2. Провести диагностику развития словаря детей, используя методы диагностики О.С. Ушаковой. 3. Внедрить дидактические игры в формировании словаря в учебно-воспитательном процессе. 4. Обогатить содержание игровых уголков.

Слайд 8

Новизна работы заключается в том, что дидактические игры стали систематизированы. На весь учебный год составлен перспективный план в соответствии с временами года и лексическими темами. Практическая значимость – этим перспективным планом могут пользоваться другие воспитатели нашего детского сада.

Слайд 9

Основным видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Дидактические игры – эффективное средство формирования словаря, закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Слайд 11

Виды дидактических игр Дидактическая игра

Слайд 12

Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Слайд 13

С целью выявления уровня развития словаря детей была проведена диагностика

Слайд 14

Формирующий этап развития словаря В течение года проводились дидактические игры по развитию словаря, которые включались во время прогулки, в разнообразных видах занятий и в других режимных процессах. Внимание акцентировалось на обогащение и активизацию словаря детей словами-действиями (глаголами) и словами – признаками (прилагательными).

Слайд 16

Работа с родителями Вся работа проводилась в тесном контакте с родителями, используя следующие формы: Родительский уголок; Беседы и консультации; Открытые мероприятия; Папка – передвижка; Родительские собрания.

Слайд 18

Диагностика детей на конец учебного года

Слайд 20

Выводы Внимательно изучив и проанализировав методическую литературу по данной теме, я сделала выводы, что дидактические игры играют большую роль в формировании словаря у малышей, дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Умение "смотреть" и "видеть", ""слушать" и "слышать" не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любозн...

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Я предлогаю дидактические игры, которые помогут воспитателям в экологическом воспитании....

Формирование словаря у детей дошкольного возраста через составление рифмованного текста

Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов ...

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Актуальность данной темы заключается в обогащении словаря у дошкольников, через дидактические игры и лексические упражнения. Развитие  речи у детей является одной из главных задач дошкольного учр...