Конспект НОД по развитию речи "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Копачева Ангелина Станиславовна

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы в форме квест -игры "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_alenush.docx515.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы в форме квест-игры

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: создать условия для развития связной речи детей посредством пересказа русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Задачи: 1. Развивать навык пересказа сказки, учить отвечать  полным предложением; учить согласовывать слова с числительным, учить употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

2. Развивать интерес к русским народным сказкам.

2. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: карточки по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», картинка козленка, белочка, карточки орехов, шишек, грибов, морковок, зайчик, покрывало, веревка, кукла.

Ход занятия.

Организационный момент.

 Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Дети, кажется, к нам кто-то пришел в детский сади и стучится в дверь.  Кто бы это мог быть?

Воспитатель открывает дверь и показывает картинку козленка.

Воспитатель: Дети, вы узнали, кто это?

Дети называют.

Воспитатель: А из какой он сказки?

Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Воспитатель: Кажется, он что-хо хочет сказать.

Воспитатель (за козлика): Ме-ме-ме.

Воспитатель: Дети, я ничего не понимаю. А вы понимаете?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Дети, козлик, показывает нам какую-то картинку.

Выставляется картинка «Мальчик и лужа» из сказки.

https://deti-skazki.ru/wp-content/uploads/2021/02/sestrica-alenushka-i-bratec-ivanushka.jpg

Воспитатель: Что здесь нарисовано?

Дети: Мальчики наклоняется к луже.

Воспитатель: А, кажется, я понимаю, что козлик хочет сказать. Кто догадался?

Дети: Козлик, говорит, что он попил воды из лужи и превратился в козленочка.

Воспитатель: А можно ли пить из лужи?

Дети: Нет. Там вода грязная.

Воспитатель: А как такое произошло, что он стал козленочком? Кто помнит?

Дети говорят: Он не послушался свою сестру Аленушку, которая говорила: «Не пей из лужицы, а то козленочком станешь».

Воспитатель: А где же его Аленушка?

Дети вспоминают содержание сказки: Аленушку столкнула Ведьма в речку и привязала к шее камень.

Воспитатель: Дети, видите, козлик, обрадовался, что мы его поняли без слов. Плохо ведь без слов. Верно? Ничего не понятно, что другой хочет сказать. Для чего человеку речь?

Дети рассуждают.

Воспитатель: Кажется, козлик, нас зовет. Надо спасти его сестру Аленушку.  

Дети вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда пойдем. По лесной тропинке.

Воспитатель и дети идут по веревочке.

Подходят к стульчику. На нем белочка.

Воспитатель: Белочка, подскажи нам, куда, куда Ведьма Аленушку спрятала.

Воспитатель (за белочку): подскажу, если дети помогут мне орешки посчитать, грибы и шишики.

Воспитатель: дети поможем?

Дети по очереди берут шишки и кладут в корзинку, считают: одна шишка, две шишики, три шишки, четыре шишики, пять шишек.

Воспитатель: шишки вы посчитали, теперь грибочки.

Дети считают: один грибочек, два грибочка…

Воспитатель: А теперь орешки.

Дети считают: один орешек, два орешка, три орешка…

Воспитатель: Белочка вас благодарит и дает вам подсказку (карточка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

https://kinderbox.ru/wp-content/uploads/2017/03/Sestritsa-Alyonushka-i-bratets-Ivanushka-1.jpg

Воспитатель: Что это за карточка? Что на ней нарисовано?

Дети называют.

Воспитатель: Расскажите, как жила сестрица Аленушка с братцем козликом и с добрым молодцем.

Дети пересказывают.

Воспитатель: А что случилось дальше?

Воспитатель: Придется нам пойти дальше и узнать. Воспитатель и дети идут по кругу и подходят к другому стульчику. На нем зайчик.

Воспитатель: Зайчик, подскажи, не видел ли здесь Аленушку?

Воспитатель (за зайчика): Видал, видал. Только сказать смогу, если поможете мне морковки правильно положить.

Воспитатель: поможем?

Дети: да.

Воспитатель (напевает, берет морковку и кладет на стульчик: Я морковку положил, положил. Аккуратно их разложил

Я морковочку беру, беру.

Я морковочку кладу, кладу.

Воспитатель предлагает повторить.

Воспитатель: дети, смотрите, зайчик правильно говорит: Положил морковку. А можно сказать поклал?

Дети: нет.

Воспитатель: А можно сказать ложу?

Дети: нет.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Давайте все вместе споем:

Я морковку положил, положил.

Аккуратно их разложил

Я морковочку беру, беру.

Я морковочку кладу, кладу.

Воспитатель предлагает повторить.

Воспитатель: Зайчик говорит нам спасибо, он тут бегал и сфотографиловал то, что случилось и дает вот эту фотографию..

Выставляется картинка

https://i2.wp.com/cloud.prezentacii.org/18/10/85345/images/screen6.jpg

Воспитатель: Дети, что тут изображено?

Дети называют.

Воспитатель: Что же случилось?

Дети говорят.

Воспитатель: Почему Аленушка пошла купаться одна на речку?

Дети: ее ведьма позвала.

Воспитатель: А можно одним ходить на речку?

Дети: Нет.

Воспитатель: Пойдемте Аленушку из беды выручать.

Воспитатель подводит детей к голубому покрывалу, из-под него веревка (привязана к столу).

Воспитатель: кажется вот веревка, к которой камень привязан. Как же нам спасти Аленушку?

Дети: надо потянуть.

Дети тянут.

Воспитатель: ничего не выходит. Чтобы злые чары рассеялись, надо нам все карточки разложить по порядку.

Воспитатель: Итак, все карточки стоят по порядку. Кто начнет по ним рассказывать сказку?

Дети по цепочке пересказывают сказку.

Воспитатель: Вот, молодцы, теперь попробуйте потянуть за веревку.

Дети тянут и вытягиваю куклу.

Воспитатель (за Аленушку): Спасибо, дети, что спасли меня.

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?

Дети отвечают.

Воспитатель: Какой урок преподнесла нам сказка? Чему она нас научила?

Дети отвечают.

Воспитатель: Нужно ли слушаться старших? Можно ли одним ходить на речку?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы. Думайте о своей безопасности.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо.

http://img1.labirint.ru/books/568802/scrn_big_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

На занятии ребята учатся узнавать героев по иллюстрациям, передавать их настроение, формируются  умения различать и называть эммоциональное состояние героев, уточнение представлений детей о том, ...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...

Конспект по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

Ознакомление детей с русской народной сказкой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", чтение, беседа по прочитанному, рассматривание сюжетных картинок....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цели: учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нра...

Конспект по развитию речи в средней группе "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Конспект разработан для закрепления сюжета сказки в игровой форме. Прилагается презентация....