Презентация. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molchevskaya.pptx95.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях Музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад № 128 » Молчевская Елена Юрьевна

Слайд 2

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка как и речь имеет интонационную природу.( Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.) Исходя из этого, сочетание работы над речью дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.

Слайд 3

Правильность , чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой - интонацией . Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударения, речевое дыхание а также тембр и паузы . Высота голоса (мелодика) характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.

Слайд 4

Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент мелодико – интонационного оформления устной речи. Тембр голоса придает речи каждого человека индивидуальное звучание. Эти свойства голоса вместе с интонацией определяют характер звукового оформления речи. Развитие различных свойств речевого голоса следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, гибким, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе высказывания.

Слайд 5

Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания и с учетом пауз между речевыми отрезками. Ритм речи – равномерное чередование ударных и безударных слогов (их долготы и краткости, повышения и понижения голоса). Фразовое и логическое ударения – это выделение паузами, повышением голоса, произнесение группы слов с большей напряженностью и долготой (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) – в зависимости от смысла высказывания и относительной весомости образующего его понятия, грамматического строения, положения слова во фразе или ее отдельной части, различных психологических моментов.

Слайд 6

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Развитие речи осуществляется через разные виды музыкальной деятельности . ООД по музыке включает в себя такие составляющие как - ритмика -слушание музыки -пение - игры, хороводы -игра на музыкальных инструментах Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей основных свойств голоса и связной речи.

Слайд 7

Конечно , основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение . Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору ». Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Слайд 8

Общеизвестно , что пение развивает: - речевое дыхание, - голос, - формирует чувство ритма и темпа речи, - улучшает дикцию, - координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Слайд 9

Преимущества певческой деятельности для развития речи: -Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог -Пение требует четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей, это помогает развитию четкой дикции ребенка -Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи. - Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность. - Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями. -Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений. - Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление. - Пение развивает речевой слух, вырабатывает дикцию (пение попевок на различных звуках)

Слайд 10

Слушание музыки формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный , тембровый и динамический компоненты слухового восприятия . Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей.

Слайд 11

Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и, следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.

Слайд 12

Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал: « Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка». Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы . Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Слайд 13

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В.М. Бехтеревым и М.М. Кольцовой была установлена связь мелкой моторики и речевого развития. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Слайд 14

К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают интонационный и поэтический слух, музыкальность. Текст разученный в процессе игры, хорошо запоминается и соотносится с ритмом музыки. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра усложняется под влиянием развития речи.

Слайд 15

Игра на музыкальных инструментах тоже в свою очередь развивает речь детей посредством развития мелкой моторики . Развивается мелкая моторика кистей рук, развивается ритмизированная речь.

Слайд 16

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники).

Слайд 17

Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок ,извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте, накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности

Использование на музыкальных занятиях театрализованной деятельности создает возможность приобретения дошкольниками многообразного опыта в связи с музыкой - опыта движения и речи; слушателя, исполнител...

Презентация. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Презентация " «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений» "

В презентации проиллюстрированы коллективные и индивидуальные  формы работы  на занятиях по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Методическая разработка «Индивидуализация развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Методическая разработка «Индивидуализация развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»...