Подгрупповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий в младшей группе с ТНР. ТЕМА- "Домашние животные:кошка и собака"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Катунина Ольга Юрьевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей группе с тяжелыми нарушениями речи «Домашние животные: кошка и собака»

Цель занятия – воспитывать интерес и любовь к домашним животным.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять понятие большой – маленький;
  • Сравнение предметов по величине и по цвету;
  • Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных;
  • Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные;
  • Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;
  • Упражнять детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами.

II. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
  • Учить менять силу голоса: говорить то громко, то тихо, то шепотом;
  • Воспитание умения менять силу голоса;
  • Совершенствовать мыслительные процессы.

III. Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь к домашним животным;
  • Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
  • Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: мультимедиа, магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, лабиринт, световые указки, су-джок, игрушки диких и домашних животных, модель «деревни и леса».

Материалы и оборудование: мягкие игрушки (кошка и собака), демонстрационная доска, наглядный материал по теме, карточки с предметными картинками, коврик из фетра.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня очень необычный день. Посмотрите, к нам в группу пришли гости. Они пришли посмотреть на вас, как вы выросли за этот год, чему научились, как умеете себя хорошо вести.

Давайте поздороваемся с нашими гостями и скажем: «Здравствуйте!»

А теперь встанем в круг:

Здравствуй, солнышко – дружок,

(руки вверх – «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок,

(указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки,

(упражнение «улыбка»)

Здравствуйте, зубки.

(упражнение «заборчик»)

Губками «почмокали»,

(чмокаем)

Зубками «пощелкали».

(щелкаем)

Ручки вверх подняли

(поднимаем руки вверх)

И ими помахали.

(машем ладошками)

А теперь все вместе

«Здравствуйте!» - сказали.

(хором).

Молодцы! Садитесь на свои места (стульчики стоят на ковре полукругом)

2. Игра «Кто как говорит?» (упражнение на развитие слухового внимания, правильного звукопроизношения, речевого дыхания и голоса).

Ребята, сегодня наша группа встретила ещё одних гостей. Обратите внимание на стульчики. Как вы думаете, кто же тут прячется? (ответы детей). Сейчас они подадут свой голос, а вы догадайтесь, кто пришел к нам в гости. Кто же здесь спрятался, внимательно послушайте (звучит мяуканье кота).

Кто это, ребята? Правильно, это кошка. Как говорит кошка? Мяу-Мяу. Если она говорит мяу-мяу, то она … мяукает. Кошка мяукает тонким голосом.

А теперь посмотрите кто здесь спрятался и послушайте (звучит лай собаки).

Кто это, ребята? Правильно, собака. Как говорит собака? Гав-гав. Если она говорит гав-гав, то она… лает. Правильно говорить – лает. Собака лает грубым голосом.

3. Игра громко-тихо (упражнение на развитие силы голоса).

А давайте с нашими друзьями поиграем. Я буду поднимать вверх собаку или кошку, а вы будете:

- ГРОМКО лаять или мяукать;

- ТИХО лаять или мяукать;

- ШЁПОТОМ лаять или мяукать.

4. Беседа о домашних животных.

Давайте рассмотрим наших животных. На мольберт выставляется картинка (Кошка). Указкой показываю на части тела и требую от детей ответов: это лапы, это голова, это хвост, это уши. То же самое с картинкой с собакой.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, как можно одним словом назвать кошку и собаку? (Домашние животные). А почему кошка и собака – это домашние животные? (живут рядом с человеком). Какую пользу приносит собака? (охраняет дом, человека). Какую пользу приносит кошка? (ловит мышей).

Давайте покажем, как кошка ловит мышек:

5. Пальчиковая гимнастика.

Вот кулак, (показать кулак левой руки)

А вот ладошка. (раскрыть пальцы)

На ладошку села кошка. («когти» правой руки водят по ладошке левой)

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре, пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)

Мышки очень испугались, (вращать кулаком)

В норки быстро разбежались. (спрятать левый кулак под правую ладошку)

6. Артикуляционная гимнастика.

Чем любит питаться собака? (косточкой). А давайте покажем, как облизывается собака, когда мечтает о вкусной косточке (упражнение «Вкусное варенье»). А кошка что любит? (молоко). Давайте полакаем молоко, как кошка (упражнение «Котенок лакает молоко»).

7. Дыхательная гимнастика «Дуем на горячее молоко».

А теперь давайте сделаем из ладошек чашечку и представим, что мы дуем на горячее молоко (2-3 раза)

Вдох делается только носом, а выдох – через сложенные трубочкой губы.

А как мы назовем детёныша кошки? (котёнок) А собаки? (щенок). И расскажем про щеночка:

8. Физкультминутка

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

Молодцы, ребята! Занимайте свои места. Вас ждет следующее задание.

9. Дидактическая игра «Большой и маленький».

На столах заранее разложен материал к игре.

У нашего кота есть братья – большой брат и маленький братик. Вот они (выставить картинки на магнитную доску). У большого кота есть большой бант и большой мяч. А у маленького котика – маленький бантик и мячик. Найдите для большого кота – большой бант и большой мяч. А для маленького – маленький бантик и маленький мячик.

Спросить у детей:

- Кира, у большого кота какого цвета мяч? (синего). Скажи: синий мяч. А бант какого цвета? (синего). Скажи: синий бант.

- Максим, у маленького котика какого цвета мячик? (красного). Скажи: красный мячик. А бантик какого цвета? (красного). Скажи: красный бантик.

- Тимур, у большого кота – большой мяч, а у маленького - … маленький мячик.

- Ника, у большого кота – большой бант, а у маленького - …маленький бантик.

10. Игра «Украсим коврик».

Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте поблагодарим собачку и кошечку за то, что пришли к нам сегодня и сделаем для них подарок.

Вот такой я приготовила коврик для наших животных, и вместе с вами я хочу его украсить маленькими, аккуратными прищепочками.

Подходите ко мне. Приступаем к работе. (раздать каждому по 3 прищепки).

Коврик наш готов. Давайте посадим на него наших друзей.

Я думаю, что нашим друзьям очень понравилось у нас. Они увидели, что ребята наши дружные, послушные и умелые.

Вы большие молодцы сегодня.

Наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий соответствии с ФГОС «Дикие животные»

Конспект подгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийсоответствии  с ФГОС«Дикие животные»Группа детей по структуре  речевого нарушения : ОНР IIВозрас...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос»

Цель – демонстрация знаний детей о космосе.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепить слова на тему «Космос»;Подбирать существительные к прилагательному;Образовывать уменьшит...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детей с ОНР Тема «Зимующие птицы»

Цели:коррекционно-образовательные:- формировать навыки словоизменения и словообразования;коррекционно-развивающие:- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы&r...