Приемы развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по развитию речи (старшая группа)

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе.У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все компоненты речевой деятельности, в частности и связная речь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы  развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе.

У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все компоненты речевой деятельности, в частности и связная речь. У  этой категории детей отмечается:

-односложная речь, состоящая только из простых предложений;

-неумение построить грамматически правильное предложение;

-ограниченный словарный запас : в словаре мало обобщающих понятий, редко используют в речи антонимы и синонимы;

-неправильное употребление слов в речевом контексте;

-неспособность грамотно формулировать вопросы и давать ответы распространенным предложением;

-плохая дикция, смазанность устной речи;

Очень важно к моменту поступления в школу научить детей выражать свои мысли, рассказывать о ситуациях из окружающей действительности, о событиях из личного опыта с помощью грамотной связной речи.

Одним из приемов развития связной речи дошкольников  является мнемотехника (в переводе с греческого– запоминание). Применение в работе приемов мнемотехники обеспечивает успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей, имеющих общее недоразвитие речи.  Я постоянно использую их на занятиях для:

-обогащения словарного запаса;

-при обучении пересказу;

-при составлении описательных рассказов по всем лексическим темам;

-при отгадывании и загадывании загадок;

-при заучивании стихотворений.

Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно – образная память. Когда ребенок запоминает слово с его  графическим изображением – информация быстрее усваивается и происходит запоминание. Например, азбука, как один из видов мнемотехники, где рядом с буквой нарисована соответствующая картинка.

Начинать работу с мнемотехникой надо от простого к сложному, как и в любой работе. Начинать знакомить детей можно с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и только потом к мнемотаблицам. Максимальное количество квадратов в мнемотаблице не должно превышать девяти, что соответствует научно – обоснованному пределу разовой информации для ребенка дошкольного возраста. Работа с мнемотаблицаси строится на нескольких этапах:

1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2.Перекодирование информации, т.е преобразование из абстрактных символов слов в образы;

3. Рассказ с опорой на символы.

Для работы с дошкольниками важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц. Изображения должны быть понятны и не вызывать отрицательных ассоциаций. Желательно, чтобы все рисунки  были цветными и четкими. Не рекомендуется использовать более двух таблиц на одном занятии. В подготовительной группе можно предложить детям самим придумать мнемотаблицу  и нарисовать ее.

Использование в работе мнемотаблиц делает мои занятия с детьми более интересными, запоминающимися. Дети с удовольствием выполняют задания, быстро запоминают, их речь становится более  развернутой и грамотной.

Использование мнемотаблиц существенно облегчает процесс обучения дошкольников с общим недоразвитием речи, способствует развитию у них связной речи .А наличие зрительных схем делает их речь более последовательной, насыщенной деталями. Мнемотехника не только помогает упростить запоминание, но еще и развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность. Более того, грамотное использование приемов мнемотехники приводит к обогащению словарного запаса детей и формированию связной речи .По наблюдениям детских психологов  дошкольники, работающие с ассоциативными схемами, быстрее адаптируются в школе, у них хорошо развиты усидчивость, внимание, коммуникативные навыки. А ведь это так важно для обучения в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики

Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский...

Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.

В данной статье рассматривается проблема влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма связана с увеличением числа школьников страдающ...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".

Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...

СТАТЬЯ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С БИОНЕРГОПЛАСТИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Данная статья посвящена изучению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой как средства для развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи....