Занятие по развитию речи "Гуси-лебеди".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Петрикеева Олеся Николаевна

Занятие проводилось в подготовительной группе совместно с инструктором по ФК, напралено на развитие лексико-грамматического строя и связной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по сказке "Гуси-лебеди"24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физ. воспитанию с воспитанниками подготовительной группы по теме «Путешествие по сказке «Гуси лебеди»

Цель: совершенствование речи дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие.

Задачи:

1.      Развивать фонематический слух, слоговой анализ и синтез слов с применением эстафеты «Переложи картинку» ходьба по скамейке. Упражнять в образовании относительных прилагательных.

2.      Способствовать правильному произношению звуков и развитию речевого дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений «Гуси».

3.      Употреблять в речи простые предлоги преодолевая препятствия: ходьба через предметы, между предметами, подлезание под дугу.

4.      Упражнять детей в перестроении в группы с разным количеством участников, закреплять работая в парах составлять предложения по заданной схеме.

5.      Закреплять употребление в речи слов-антонимов с одновременным перебросом мяча от ведущего к ребенку.

6. Упражнять в образовании относительных прилагательных.

7. Упражнять в образовании сложных слов.

Оборудование:

Демонстрационное: речка, яблонька, печка, дом Бабы-Яги; спортивное оборудование (лавка, арка, туннель, мячи-ежики, мячи в корзине, мягкие модули), мяч, кукла Иванушка, бубен, диск с музыкой из сказки «Гуси-лебеди», мешочки с песком -«кочки».

Раздаточный материал: пирожки с картинками, мячи-камушки с картинок.

Ход занятия

- У нас на занятии гости, давайте поздороваемся. (Дети здороваются).

Логопед: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать.

У Аленушки-сестрицы, унесли братишку птицы.
Высоко они летят, далеко они глядят.
                                                                                        («Гуси-лебеди».)

Дети: Гуси- лебеди.

Логопед: - Ребята, давайте отправимся спасать братца Иванушку. Вы согласны? (ответы детей).

Инструктор по физ. воспитанию: Ребята, за мной шагом марш. Трава высокая, перешагиваем через нее высоко поднимаем колени, носочки тянем вниз, на внешней стороне стопы.

Выучить!!! Мы шагаем друг за другом, лесом и осенним лугом,
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают,
Тишина стоит вокруг, вышли с вами мы на луг….

А теперь перебегаем большую полянку змейкой. Дальше пойдем как гуси, чтобы Баба -Яга нас не услышала.

 Инструктор по физ. воспитанию: общеразвивающие упражнения в парах без предметов «Гуси», развитие речевого дыхания.

1. «Гуси здороваются»

И.П.: - лицом к другу, ноги на ширине плеч, прямые руки отведены назад. Сделали глубокий вдох. Наклоны туловища вперед с вытягиванием шеи произнося звук га – га (6 раз)

 2. «Гуси щиплют травку»

И.П.: - сидя спиной к друг другу, ноги врозь. Сделаем глубокий вдох и на выдохе, наклоны вперёд, постучать пальцами по полу произнести  

 Гу-гу-гу – щиплем травку на лугу;

3. «Гуси машут крыльями»

И.П.: - спиной друг к другу, ноги узкой дорожкой, взявшись за руки. Сделали глубокий вдох и на выдохе поднимание рук вверх – вниз произнося звук (2 раза)

Га-га-га – наши гуси у пруда;

4. «Гуси спрятались»

И.П.: стойка лицом к друг другу, руки лежат на плечах партнёра. Сделав глубокий вдох, приседание в парах, произнося

Гу-гу-гу – дружно спрятались в траву (6 раз).

5. «Гусиный прыжок»

И.П.: стойка лицом к друг другу, взявшись за руки: галоп правым боком с произношением чистоговорки, затем остановка, глубокий вдох и прыжки в другую сторону с произнесение чистоговорки.

Га-га-га – вот мы снова да-да-да. (1 раз в каждую сторону)

6 Восстанавливаем дыхание

Гуси высоко летят,

На детей они глядят.

И.п. основная стойка.

1 - Руки поднять в стороны (вдох)

2- опустить руки вниз со звуками "Щи-щи-щи, Алена братца поищи" (выдох) 4 раза.

Инструктор: Аленушка искала братца,

                     Нелегко к нему добраться.

                     Друг за другом мы пойдём

                     И Иванушку найдём!

(перестраиваются в колонну в обход по залу шагом марш).

Координация речи с движением.

Мы шагаем друг за другом, лесом и осенним лугом,
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают,
Тишина стоит вокруг, вышли с вами мы на луг….

 Инструктор по физ. воспитанию: Смотрите ребята, что это?

Дети: печка.

Логопед: печка-печка, скажи, пожалуйста, куда гуси- лебеди полетели? (хором повторяют обращение к печке).

 Логопед: ребята печка передала мне свое задание.

ПОДНОС С ПИРОЖКАМИ БУМАЖНЫМИ, К КАЖДОМУ ПИРОЖКУ ПРИКЛЕЕНА КАРТИНКА С НАЧИНКОЙ.

Она поможет нам, если мы отгадаем её загадки.

Логопед раздает картонные «пирожки» с разной «начинкой». Дети должны сказать, с какой начинкой пирожок ему достался.

Образование относительных прилагательных. Дети стоят шеренгой перед логопедом

Логопед: ребята, если пирог     с малиной… значит пирог с малиновой начинкой,     

 если с яблоками…,

с вишней…,   

с клубникой…,

С морковью…,  

 с грушей …,   с тыквой, с клюквой,

 со сливами,     

 с капустой…,

С персиками…, 

 с картофелем…,    

 с горохом…,  

  с кукурузой….

Логопед: Вам надо перенести пирожки через туннель и положить по своим КОРЗИНКАМ,

  в 1 й домик – пирожки с фруктовой начинкой,

 во 2 й –с ягодной начинкой, в 3 й- с овощной.

Эстафета «Перенеси пирог через туннель».

За туннелем стоят три корзинки с надписями: фрукты, овощи и ягоды.

Инструктор:  

Координация речи с движением.

Мы шагаем друг за другом, лесом и осенним лугом,
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают
Тишина стоит вокруг, снова вышли мы на луг…

 ЛОГОПЕД: вот и яблонька,

(перед яблонькой корзинка с мячиками-ежиками)

Инструктор: Пальчиковая гимнастика «Яблочки» с мячиками-ежиками

Яблоко спелое,

красное, сладкое, Яблоко хрусткое,

с кожицей гладкою.

Яблоко я

пополам разломлю,

Яблоко с другом

своим разделю.

Я. Аким

Логопед- Как у наших, у ворот,
Чудо-яблонька растет,
А на ветках кофты, брюки,
Подставляйте дети руки,
Ну-ка, срочно, дай ответ,
Так бывает или нет?  Дети- нет!!!

Упражнение с перебрасыванием мяча «Есть – нет».

(образование родительного падежа существительных в ед. и множ. числе)

У меня есть яблоко. — А у меня нет яблока.

У меня есть кубики. — …

У меня есть мячи. —...

У меня есть обручи. — ...

У меня есть куклы. А у меня нет кукол.

У меня есть пчела. - …

У меня ест брюки. - …

У меня есть ухо - …

У меня есть ленты. — ...

У меня есть ведро. — А у меня нет ведра.

У меня есть кольца. - …

У меня есть колесо.— …

У меня есть полотенце.—…

(Сапоги – нет сапог, майка – нет майки, брюки – нет брюк, платье – нет платья, свитер – нет свитера, шапка – нет шапки.)

ЛОГОПЕД: спросим у нее куда Гуси-лебеди полетели?

Дети спрашивают:

- Яблонька, яблонька, скажи, пожалуйста, куда гуси- лебеди полетели?

 Логопед: ребята, яблонька дала нам схемы (анализ звуковой??). Слоговой?

 Инструктор: ох, долго мы шли, давайте немного отдохнем. Пока звучит музыка вы ходите по залу, как услышите удары в бубен, надо собраться группой по столько человек, сколько ударов услышите.

Подвижная игра по бубен

(Звучит музыка из сказки Гуси лебеди инструктор по физ воспитанию ударяет в бубен 3, 1, 4, 2 раза)

 Логопед.  Давайте присядем!

Упражнение «Скажи одним слово» -  образование сложных слов

Потренируемся в составлении новых слов из двух предложенных вам. составим новые слова про гусей по схеме.

Образуй новые слова по образцу:
белые крылья - белокрылый.
• Белые  крылья - ...
• Большие крылья - ...
• Длинные ноги - ...
• Длинная шея - ...
• Длинный клюв - ...
• Красный клюв - ...
• Красный клюв - ...
• Красные лапы - ...

   Быстрые крылья-…

Инструктор по физ. воспитанию: выполняем подскоки друг за другом вокруг зала.

Ребята, смотрите, вот мы и дошли до речки может речка знает куда дальше Гуси - лебеди Иванушку понесли?

Давайте, спросим вежливо у речки.

Дети: спрашивают.

 Логопед: Речка просит вас насмешить ее.

Вспомните, ребята, какая речка встретилась Алёнушке в сказке.

Дети: Им встретилась молочная речка, кисельные берега.

Л.: Правильно. Вот речка и просит вас, ребята, придумать, какая еще сказочная речка может быть. Насмешите речку!

Дети придумывают смешные материалы, из которых будет их речка и её берега.

Дети.: Моя речка будет из кефира, значит она кефирная. Моя речка из сметаны, значит, она сметанная, а берега из сыра - сырные. И т.д… (Логопед может предложить слова: творог, масло, мука, мясо, сливки, и др.)

Дети придумывают смешные слова.

ЛОГОПЕД.: Молодцы, насмешили речку,

ЛОГОПЕД: а еще речка просит, чтобы мы перенесли камушки через речку.

Но переносить будем те камушки, на которых изображены предметы, в названии которых есть твердый звук «Р». Возьмите по одному камушку. (Дети берут камушки-мячи, называют изображенный предмет и решают, кто пойдет на тот берег. Оставшимся детям предлагается придумать слово со звуком «Р» и перейти через речку.)

 Инструктор по физ. воспитанию:

Перед детьми домик бабы Яги.

Логопед: - Где живет старушка злая,
Может где-нибудь в сарае,
Не в сарае, не в кадушке,
А в густом лесу в ….(
избушке).

Логопед: ребята, вот мы и дошли до избушки Бабы Яги, смотрите вот и Иванушка сидит у окна. Подождем пока Баба Яга уйдет, а пока вспомним как мы добирались сюда:

Употребление слов антонимов с перебрасыванием мяча.

Путь был не близкий, а… (далекий)

Яблоня была не старая, а… (молодая)

Погода в сказке была не зимняя, а …(летняя)

Речка была не мелкая, а ….(глубокая)

Аленушка была не веселая, а …(грустная)

Речка   не медленная, а…(быстрая)

Гуси летали не низко, а …(высоко)

Мы добрались не отдохнувшие, а.. (уставшие)

Печка была не холодная, а …(горячая)

Иванушка не старый, а …(молодой)

Пироги не маленькие, а…(большие)

Баба яга не добрая, а …(злая)

Инструктор по физ. воспитанию: Иванушка рад, что мы его спасли.

Выход из сказки.

Логопед: Мы веселые ребята,

Мы ребята – дошколята

Все сегодня потрудились

Снова в зале очутились!

Рефлексия

Логопед: Можно ли оставлять младших братишек и сестричек одних?

Какие задания мы с вами выполнили, чтобы спасти Иванушку?

Какое задание было самым интересным и сложным? 

Что вам больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами".

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами"....

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...