Консультация для родителей «Что делать, если ребенок заикается?»
консультация по развитию речи

Юлия Валерьевна Царюк

В консультации представлены упражнения на преодаления заикания у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок заикается?»

Учитель-логопед Минина Ю.В.

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами речевого аппарата. Что делать, если в речи у вашего малыша появились запинки? Не стоит отчаиваться и бросаться в крайности. Для начала постарайтесь сохранять полное спокойствие, чтобы внутренняя напряженность и тревога не передалась ребенку, ведь заикание связано с нарушением состояния нервной системы. Эта болезнь, представляющая собой специфическую форму невроза, требует своевременного лечения нервной системы.

Причины возникновения заикания.

Подумайте, что стало причиной того, что ребенок начал заикаться.

  • Наследственная предрасположенность — определяется слабостью

артикуляционного аппарата. Если в семье кто-то страдает таким речевым

нарушением, то это с определенной вероятностью может передаться и детям как правило, проявляется уже с началом речевой активности, примерно с 2 – 3 лет

  •         Перинатальные повреждения головного мозга вследствие токсикоза, гемолитической болезни новорожденного, внутриутробной гипоксии,

асфиксии во время родов, родовых травм. Заикание у маленьких детей вследствие повреждений мозга проявляется в начале речевой активности.

  •         Психические потрясения – страх, конфликты, испуг, авторитарный стиль воспитания, чрезмерная радость.
  • После переучивания из левши в правшу.
  •         Подражание неправильной речи: взрослой или детской, общаясь с заикающимся ребенком в детском саду или во дворе. В этом случае очень внимательно изучите круг общения ваших детей и постарайтесь ограничить такие контакты.
  •         Негативное влияние большой речевой нагрузки при раннем или бурном речевом развитии. Если родители слишком сильно давят на ребенка и требуют от него, только что научившегося говорить, постоянного общения и

заставляют его учить стихи и сказки, то такой ребенок может начать заикаться.

Помощь заикающемуся ребёнку

Категорически нельзя при заикании поправлять и ругать ребёнка, принимая это за баловство! Не стоит обсуждать эту проблему при ребёнке.

Категорически нельзя ссориться в семье или разговаривать на повышенных тонах перед ребёнком!

Не стоит повышать на ребёнка голос, это лишь усугубляет заикание.

Правило № 1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить

организм, провести профилактику простудных заболеваний, в частности, заболевания лор органов и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. При этом благоприятны физиотерапевтические процедуры: занятия в бассейне, массаж, электросон.

Психотерапевт или психолог может показать ребёнку, как победить свои проблемы, помочь комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться избавиться от заикания до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к неврологу и логопеду и следовать всем указаниям, так как в программу школьного обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы учителя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.

Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи, сопутствующих нарушений, укрепления и увеличения неврозов.

Правило № 2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему нужно побольше молчать, и только при необходимости можно разговаривать шепотом. Режим молчания необходим при возникновении или внезапном усилении заикания в течение 2-3 недель, затем постепенно разрешаем разговаривать 1 словом, и постепенно переходим к коротким фразам на выдохе. Учим носиком вздыхать и на выдохе спокойно разговаривать.

Правило № 3. Ограничение общения. Желательно не посещать учебные, дошкольные учреждения, остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям. Никаких громких массовых мероприятий типа: салют, парад, цирк и прочее.

Правило № 4. Анализ ситуации в семье. Необходимо обратить внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

Правило № 5. Спокойствие и только спокойствие! То есть необходимо снизить возбуждение ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно, особенно перед сном включать спокойные релаксирующие аудио сказки. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка. Можно начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай», детский травяной чай «Успокой-ка».

Правило № 6. Ежедневно проводить игры для профилактики заикания. Они помогают выработать правильное дыхание с глубоким вдохом и медленным выдохом. Прежде всего, занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов построчно на выдохе.

 Такие занятия помогут скорректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов. Полезно часто глубоко вздыхать и зевать.

Этого НЕЛЬЗЯ делать:

Это НУЖНО делать:

Бурно реагировать, смеяться, ругать и стыдить ребенка.

Терпеливо слушать ребенка, не прерывать

его        речь        и        ждать,        когда        он        закончит высказывать свое мнение.

Недопустимо прерывать речь ребенка и просить его начать        снова, замедлить

речь или сделать        глубокий вдох; давать советы типа: «говори помедленней»,

«начни снова», «подумай сначала, что ты хочешь сказать»- это может только

ухудшить заикание.

Необходимо игнорировать заикание, дать ему закончить говорить. После этого лучше сказать: «Это было немножко трудновато сказать, да? Иногда у меня такое тоже случается» - этого будет достаточным, чтобы ребенок знал, что вы

на его стороне.

Смотреть на ребенка с беспокойством и

злостью / раздражением / нетерпением на лице

Вести        себя        «нормально»        и        оставаться спокойным

Не смотреть на ребенка/отворачиваться

Сохранять        зрительный        контакт        с

ребенком во время разговора

Помогать ребенку        закончить фразу, если вдруг он начал заикаться \ помогать с «подбором» слов

Показать   ребенку,        что вы умеете слушать, а не только слышать, повторяя, что        сказал ребенок в режиме

нормального диалога. Почаще хвалите даже самые маленькие успехи.

Избегайте ситуаций, в которых ребенок испытывает давление. Некоторые дети начинают сильнее заикаться, если им задают много вопросов, или просят что- то рассказать: “Расскажи папе, что мы

сегодня делали”.

Выделите время, которое вы посвятите исключительно своему ребенку. Во время этого взаимодействия наедине, вы можете разговаривать с малышом более медленно и ему будет легче концентрировать

внимание на словах, чем когда он торопится.

 Когда ребенок заикается

Только в ситуации такого отношения к заиканию, ребенок начнет понимать, что заикание — это не то, чего стоит стесняться. И это понимание уже само по себе дает некую свободу экспериментировать со своей речью и найти пути, которые помогают ему. Помните: важно не КАК Ваш ребенок говорит, а ЧТО он говорит. Не опускайте руки, если ребенок начал заикаться. Со временем многократные упражнения приводят к стойкому закреплению навыка плавной речи.

Главное – верьте в своего малыша! Удачи Вам!

Комплексная релаксационная гимнастика.

Стоя, руки с напряжением вытянуть вперёд, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно «уронить» вниз, выполнить маятникообразные движения.

Стоя. Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, «бросить» руки вниз и расслабиться.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

“Задуй свечу”        Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

“Ленивая кошечка”.        Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как

кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица:

 “Озорные щечки”. Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание,

медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

 “Рот на замочке”        Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Упражнение на расслабление мышц шеи:

“Любопытная Варвара”        Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – расслабление приятно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОПРОСИЛ У ДЕДА МОРОЗА ИГРУШКУ, КОТОРУЮ РОДИТЕЛИ НЕ МОГУТ ПОДАРИТЬ?»

Консультация для родителей  "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОПРОСИЛ У ДЕДА МОРОЗА ИГРУШКУ, КОТОРУЮ РОДИТЕЛИ НЕ МОГУТ ПОДАРИТЬ?»...

Консультация для родителей "Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?"

Практические советы как справить с ситуацией, когда ребенок плачет....

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет заниматься дома с родителями?»

Большинство родителей уже знают, как важно закреплять полученные на логопедических занятиях результаты и дома, ведь для ребенка важно красиво и правильно говорить не только в кабинете логопеда, но и в...

Консультация для родителей "Что делать если ребенок плачет при расставании с родителями"

Консультация для родителей " Что делать если ребенок плачет при расставании с родителями"...