Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С.Есенина "Береза" "
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Елена Владимировна Густа

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_bereza.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

герб района

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД № 17

________________________________________________________________________


Конспект занятия по развитию речи

«Заучивание стихотворения С.Есенина Береза»

с использованием мнемотехники

(возраст детей: старшая группа  5-6 лет)


Автор-составитель:                   воспитатель МБДОУ д/с № 17

Густа Е.В.


                                                                2020 г.

Заучивание  стихотворения С.Есенина «Берёза» с помощью мнемотехники

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, помочь выучить его наизусть, прочувствовать язык образов стихотворения, красоту и выразительность языка, вызвать эмоциональное восприятие, развивать память, воображение, сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц.

Задачи:

Образовательная: использовать выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения), привлечь детей к выполнению задания - подбора однокоренных слов к заданному слову (снег).

Развивающая: развитие интереса к художественной литературе, творческого воображения, памяти, интонационной выразительности речи.

Воспитательная: помогать чувствовать красоту произведения, воспитывать эстетические чувства и любовь к поэзии через произведения великих поэтов России.

Интеграция областей: познавательная, речевая,

Словарь: бахрома, кайма, заря, принакрылась, сонная тишина.

Материал: иллюстрации, портрет поэта Сергея Есенина, салфетка с каймой и полотенце с бахромой, мнемотаблица

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за деревьями в зимнее время года, беседа о красоте деревьев зимой, рассматривание иллюстраций березы, чтение произведения.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа

-Какое сейчас время года? – Правильно — зима. Какие зимние месяцы вы знаете? Какая погода бывает зимой? Да верно. Зимой часто идет снег, дует холодный ветер, бывают метели, сильные морозы, но бывают и теплые дни. Зимой один день не похож на другой. Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, каким тогда кажется снег? А деревья? Им холодно и неуютно зимой. А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о снеге?

-О красоте зимней природы написано очень много стихов. Одно из них написал замечательный русский поэт - Сергей Есенин(портрет)  Сегодня мы с вами разучим стихотворение С.Есенина «Берёза», а в этом поможет нам мнемотаблица

(поставить портрет к рисункам, мнемотаблицу)

Чтение стихотворения

Пауза

- Понравилось стихотворение?

- О чём говорится в стихотворении?

- Что больше всего запомнилось?

- Что вас удивило? Почему?

-Как вы думаете, любит ли поэт родную природу?

- Как же вы догадались, что очень любит?

-Какими словами автор говорит о природе? (ответы детей)

«Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром»

- Почему серебром принакрылась берёза? (Снег сравнивает с серебром)

словарная работа: бахрома-украшение для скатерти, штор; кайма - тонкая полоска для отделки; заря-явление природы - когда солнце встаёт, небо окрашивается в малиновый цвет, природа просыпается; принакрыть - укрыть, но не совсем; сонная тишина - всё замерло

- Как украсила зима пушистые ветки?

«На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой»

Кто объяснит, что такое бахрома и кайма? (если не знают – объяснить, кайма – полоса по краю ткани; бахрома – тесьма с висящими с одной стороны нитями)

(Снежною каймой – ветки окутаны снегом, инеем, они свисают от тяжести снега, как бахрома)

- Как у нас получилась бахрома, когда мы украшали ветки берёзы?

Над бумажным, над листом

Машут ножницы хвостом

Вжик-вжик, вжик-вжик;

Получилась бахрома-

Ах, какая красота!

- Из каких слов видно, что берёза задумалась, дремлет?

«И стоит берёза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне»

-Почему снежинки так горят, блестят? Что это за огонь? Снег разве может гореть? (ответы детей).

-Это снежинки блестят на солнце, как маленькие огоньки! А как вы, думаете, Это лучи солнца позолотили березку!!! Поэт рано утром выглянул в окно, увидел березу такой красивой, и написал это стихотворение.

«А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром»

(Заря – яркое освещение горизонта перед восходом солнца)

-Ребята, когда вы слушаете это стихотворение, какое настроение у вас возникает?

-Давайте рассмотрим иллюстрации березы в разные времена года.

-Какой из этих пейзажей больше бы подошёл к стихотворению «Берёза»?

А теперь послушайте ещё раз и постарайтесь его запомнить.

-Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

-Каким голосом нужно рассказывать о березе? Да, ведь берёза-символ России. Это дерево растёт только в нашей стране.

- Какими словами начинается стихотворение?

- Какими словами кончается?

Воспитатель читает стихотворение еще раз с опорой на схему, и просит повторять за ним, стараясь, чтобы дети запомнили. Можно повторять одними губами беззвучно, стараясь вторить воспитателю. Можно вызвать одного ребенка, который быстро запоминает стихи и может выразительно рассказывать. Обращает внимание на выразительное исполнение. Далее предложить детям читать стихотворение эстафетно, передавая очередь друг другу, произнося по 2 строчки.

А теперь, прежде чем вы будете сами рассказывать стихотворение, выполним упражнение:

Физкультминутка «Березка».

Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся около столов)

И к березке подойдем в белом сарафане (руки вверх).

Разойдемся в круг большой (руки в стороны)

И покружимся с тобой (кружатся).

Дует ветер на тебя (вдох-выдох)

И садятся птицы (приседают).

А на ветках у тебя

Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки).

На дворе сейчас зима – холодно, морозно (поглаживаем себя руками по плечам)

Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся).

Дети садятся на места

- А теперь, ребята, давайте с вами все вместе подберем слова которые подходят к слову «снег».

(Снег: легкий, пушистый, серебристый, блестящий, хрустящий на морозе, искрящийся.)

- Подумайте, ребята, и назовите похожие слова со словом «снег»: снеговик, снегопад, Снегурочка, снежный (если не знают – подсказать).

Чтение стихотворения детьми с помощью мнемотаблицы.

- А помогут нам рассказать стихотворение схематические рисунки (мнемотехника).

Рефлексия:

- Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская! А значит, мы её должны беречь и охранять!

- Ребята, какое сегодня стихотворение мы выучили? Кто автор этого стихотворение? (ответы детей)

-Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (ответы детей)

-Каким голосом нужно рассказывать это произведение? (ответы детей), если не знают - подсказывает воспитатель (спокойным, тихим, нежным, неторопливым)

-Каким новым способом мы научились заучивать стихотворение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

В данном занятии использовалась технология по использованию мнемотехники для разучивания стихотворений. Сами картинки-схемы к данному стихотворению вышлю по просьбе заинтересовавшихся отдельно....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Заучивание стихотворения С.Коган «Листки».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Заучивание стихотворения С.Коган «Листки»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Заучивание стихотворения И.Белоусова "Осень"

Програмное содержание:Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворениеИ. А.  Белоусова "Осень" (в сокращении). Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказыв...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Заучивание отрывка стихотворения И. З. Сурикова «Детство»

Познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение. Задачи: 1. Учить детей выразительно читать наизусть отрывок стихотворения И.З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотабл...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Чтение стихотворений о поздней осени"

Приобщении детей к поэзии, развитие поэтичесого слуха. Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Детство»

Целью данного задания познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение....

Конспект занятия по развитию речи "День Победы в стихотворениях" для детей старшей группы

Закрепление знаний о Дне Победы, знакомство детей со стихотворениями о Дне Победы....