Совместная деятельность с детьми по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Завертайлова Татьяна Николаевна

В совместной деятельности с детьми, воспитатель помогает ребятам вспомнить признаки осени и учит рассказыванию по опорным картинкам об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan_nod.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план НОД по развитию речи в старшей группе.

Тема:  « Составление рассказа на тему «Осень наступила».

Цель: Обучение детей составлению рассказа по картинкам из личного опыта.

Задачи:

Обучающие: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. 

Развивающие: Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающие: Воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты: Дети учатся составлять рассказ «Осень наступила»; повторяют признаки осени, учатся отвечать на вопрос полным ответом. Развивается мелкая моторика через игры и упражнения.

Образовательная среда:

  • Предметно – практическая: фланелеграф , картинки с признаками осени, сюжетные картинки  для составления рассказов, мяч.
  • Форма организации: групповая.
  • Характер взаимодействия: воспитатель – ребёнок.

Ход НОД

1.Вводно – мотивационный.

 Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям».

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Воспитатель. Ребята, о каком времени года здесь говорится?

- А как вы догадались? (Трава пожелтела, птицы стали улетать.)

 - А кто еще знает признаки наступления осени? (Осенью часто идут дожди. Осенью начинает холодать. Листья желтеют.

2.Практический.

Воспитатель. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать».        Игра с мячом.

Воспитатель: Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

 - листья осенью (что делают?) – Листья осенью желтеют и опадают.

 -дождь осенью (что делает?) – Дождь осенью моросит, идет.

 -урожай осенью (что делают?)  – Урожай осенью убирают.

 - птицы осенью(что делают?) — Птицы осенью улетают.

 -деревья осенью(что делают?) — Деревья осенью роняют листья.

 -звери осенью (что делают?) - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Воспитатель: Ребята, молодцы! А хотите поиграть ещё в  игру, но командную? Подойдите к своим местам за стол.

Достаньте из конвертиков части и попробуйте собрать картинки. Что получится?

-И у меня такая картинка есть! (Размещаю на доске)

Хотите попробовать составить предложение по нашим картинкам?

-Итак, 1 картинка, посмотрите и скажите, о чём вы будете составлять предложение? (о солнце).

Воспитатель: Всё в нашей жизни зависит от солнышка. - Какое солнце осенью? (осенью солнце светит, но греет слабо)

-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)

-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

-А какие листья на деревьях осенью? (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

-А когда с деревьев ветер срывает листву, как можно назвать такое явление? (листопад)

-О ком будем говорить? (о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

Что осенью люди делают в огороде?. (Идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов.)

Какие вы молодцы, составили интересные предложения. А хотите отдохнуть?

Физкультминутка «Осенние листья»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

(легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть)

Воспитатель: Мы с вами составили предложения об осени. А сейчас попробуем составить связный рассказ по этим картинкам?

Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку. Идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Молодцы ребята, очень интересные рассказ вы составили про осень.

3.Рефлексия

Воспитатель:  О каком времени года мы сегодня составили рассказ? Чей рассказ вам понравился больше? Ребята, а вы хотите дома маме и папе рассказать об осени?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми по развитию речи в средней группе по теме:"Паровозик из Ромашкова"

Целью этой совместной деятельности является закрепление у детей представления об осенних изменениях в природе, развитие дыхания, силы голоса. Дети учатся определять протяжонность слов: короткое или дл...

Совместная деятельность с детьми по развитию речи во второй группе раннего возраста

Конспек по развитию речи во второй группе раннего возраста по теме: "Знакомство с новым художественным произведением В.Сутеева "кто сказал "Мяу?"...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми по развитию речи в подготовительной группе детского сада "Путешествие в страну Говорунов"

Методическая разработка совместной деятельности с детьми по развитию речи в подготовительной группе детского сада...

Конспект образовательной деятельности с детьми по развитию речи в старшей группе

Конспект образовательной деятельности с детьми по развитию речи в старшей группе...

конспект совместной деятельности с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность.Тема Путешествие по сказкам.в средней группе детского сада

развитие речи детей имеет огромное значение,в последнее время родители стали меньше читать детям.Театрализованная деятельность помогает детя развиваться творчески,раскрепощаться застенчивым ималоактив...

Методическая разработка . Конспект совместной деятельности с детьми по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»

Программное содержание:Продолжать учить детей составлять рассказ (описательный, повествовательный), побуждать их высказывать свои мысли, внимательно слушать своих сверстников. Развивать воображение, р...

Совместная деятельность с детьми по развитию речи "Чей дом под листом?"

Совместная деятельность с детьми маладшего-среднего дошкольного возраста по обогащению и активизации лексического запаса у детей по теме "Насекомые"....