Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии синквейн детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Долгушина Ольга Юрьевна

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №12 «Солнышко»

Конспект образовательной деятельности
по развитию речи  с использованием технологии синквейн
для  детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Долгушина Ольга Юрьевна.

высшая квалификационная категория

2022

Цель:  активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна.

Образовательные: 

  • учить детей составлять нерифмованное стихотворение – дидактический синквен с опорой на схему про сказочного героя Буратино.
  • учить детей отгадывать синквен – загадки.
  • закрепить умение выделять главную мысль, составлять предложение из четырех слов по картинке.

Развивающие: 

  • развивать творческое воображение детей через  игру «Назови признак»
  • расширять  словарный словарь детей с помощью слов – признаков, слов действий.
  • развивать психические процессы: внимание, память,  логическое мышление.
    Воспитательные: 
  • воспитание у детей навыки сотрудничества,  интереса к совместному

 составлению нерифмованного стихотворения – синквейна.

Методические приемы:

Игровой: проведение игры с цветком,
физминутка «Буратино»

Словесный: беседа, создание  нерифмованного стихотворения – синквен с опорой на схему про сказочного героя Буратино, вопросы познавательного – характера,  художественное слово, загадывание синквен - загадок.

Наглядный: Показ  презентации со сказочными героями.

Стимулирующий: создание игровой мотивации – превращение в сказочников.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа: Чтение сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключение Буратино», рассматривание иллюстраций со  сказочными героями  по сказке, закреплять умение детей подбирать  слова – признаки, слова - действия по картинкам, составлять предложение из нескольких слов.

Оборудование: Проектор, ноутбук, презентация со сказочными героями, схема – елочка  из фетра, цветок, столы стулья по количеству участников, картинки – символы  с изображение слов признаков, слов – действий, золотые ключики для детей из фетра.

Ход образовательной деятельности

1.Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!  Давайте улыбнемся  и  подарим друг другу хорошее настроение. Улыбки как награда нам. Мы очень рады всем гостям.

Воспитатель: Предлагаю Вам поиграть в игру - «Назови признак».
Воспитатель держит в руке цветок.

- Этот цветик – семицветик совершенно непростой

Он поможет Вам ответит на вопрос слова какой? Воспитатель передает по кругу каждому ребенку цветок и просит ответить на вопрос «Какой», «Какая?»

-Таня, шарик какой?

-Нина, машина какая?

- Молодцы!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы превратимся в настоящих  сказочников. А сочинять мы будем не сказку, а нерифмованное  стихотворение. Ведь сочинять всегда интересно, полезно и легко.

Воспитатель приглашает занять свои места.
Схема составления синквейна в виде елочки выставлена на мольберте.

Воспитатель: Стихотворение  включает  пять строк. Составлять мы его будем  по  схеме. Эта схема представлена в виде яркой елочки. Каждая строка включает определенное количество слов.

Игра «Выложи картинки по схеме»

Воспитатель: А о каком   сказочном герое мы сочиним нерифмованное стихотворение Вы узнаете, если правильно отгадаете загадку. Слушайте внимательно.

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино)

Воспитатель: Правильно Буратино.

Показывает картинку.

Воспитатель: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строчке нашей схемы.

Воспитатель самостоятельно прикрепляет картинку в нужном месте.

Воспитатель: Вторая строчка нашего стихотворения, состоит из 2 слов, отвечающих на вопрос  «какой?»  

 Воспитатель: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный)

Воспитатель называет имя ребенка и просит выбрать нужную картинку и прикрепить картинку на второй строке.  
Воспитатель: А Буратино какой  по характеру грустный или веселый? (веселый)

Воспитатель называет имя следующего ребенка и просит выбрать нужную картинку и прикрепить еще одну картинку на второй строке.  

Воспитатель: Третью строчку нашего стихотворения составляют 3 слова действия.
Воспитатель: Чему Буратино хотел научиться?  Воспитатель называет имя следующего ребенка и просит выбрать нужную картинку и прикрепить картинку на третьей строке.  

Воспитатель: Что еще мог делать   Буратино? (ходить)

Воспитатель называет имя следующего ребенка и просит выбрать нужную картинку и прикрепить рядом еще одну картинку на третьей строчке.  

Воспитатель: О чем рассказывает эта картинка? (сердечко)  Что еще он мог делать деревянный Буратино? (любить Папу Карло)

Воспитатель называет имя следующего ребенка и просит выбрать нужную картинку и прикрепить рядом еще одну картинку на третьей строчке.  

Воспитатель: Давайте еще раз повторим  слова – действия. Что мог делать Буратино? (читать, ходить, любить)

Воспитатель: А на четвертой строчке нашего стихотворения  необходимо составить предложение из 4 слов.

На экране проектора включен слайд с картинкой для составления предложения «Буратино ключом открывает дверь»

Воспитатель: Посмотрите внимательно. Рассмотрите картинку. Что делает Буратино? Подумайте и составьте предложение из 4 слов со словом Буратино.

Воспитатель проговаривает вместе с детьми предложение по словам и показывает каждое слово на схеме.

Воспитатель называет имя следующего ребенка и просит выбрать нужную картинку и прикрепить картинку на четвертой строчке.  

Воспитатель: У нас осталась пятая строка. Ответим на вопрос «Кто такой Буратино?»

Воспитатель называет имя следующего ребенка и просит выбрать нужную картинку и прикрепить картинку на четвертой строчке.  

Воспитатель: А сейчас все вместе повторим наше нерифмованное стихотворение.

  • Буратино
  •  Деревянный, веселый.
  • Буратино мог - читать, ходить, любить
  • Буратино открыл ключиком дверь
  •  Мальчик.

Воспитатель: Ребята, Вы настоящие сказочники – сочинили новое необычное стихотворение про Буратино. Такое нерифмованное стихотворение  называется синквейн. Повторим все вместе.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся, раз – нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развёл, ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

Воспитатель: Ребята, а у Буратино было много друзей? Отгадайте, поскорей этих сказочных друзей!

Игра: «Отгадай синквейн – загадку»

На экране проектора включен слайд с первой загадкой

 1. ?

 2. Добрый, трудолюбивый.

3. Заботится, учит, воспитывает,.

4. Смастерил деревянную куклу.

5. Мастер на все руки.

Воспитатель: Кто это за герой?

На экране проектора включен слайд с изображением папы Карло

На экране проектора включен слайд со второй загадкой

 1. ?

2. Мудрая, старая.

3. Плавает, ползает, живет в пруду.

4. Подарила золотой ключик Буратино. 5. Долгожительница.

Воспитатель: Кто это?

На экране проектора включен слайд с изображением черепахи Тортиллы

На экране проектора включен слайд с третьей загадкой

1. ?

2. Красивая, умная.

3. Воспитывает, помогает, заботится.

4. Любит порядок во всем.

5. Девочка.

Воспитатель: Кто же это?

На экране проектора включен слайд с изображением Мальвины

Далее на экране проектора включен слайд с изображением героев
сказки о Буратино

Воспитатель: Ребята, вам понравились отгадывать синквейн -  загадки?

Как называется нерифмованное  стихотворение?

Сколько в нем строк?

Синквейн составляется по определенной схеме.

3.Заключительная часть

Воспитатель:

-За ваши  ум и смекалку, сказать я спасибо хочу!

Всем  кто старался, всем, кто трудился,

Подарок   сейчас подарю.
-Буратино передал Вам каждому золотой ключик. Пусть он исполнит Ваши желания. На следующем занятии мы сочиним новый синквейн о золотом ключике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Для детей средней группы «Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по развитию речис использованием технологии ТРИЗДля детей средней группы«Заюшкина избушка» Воспитатель  Быченко Н.В.МАДОУ ЦРР детский сад №14...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во 2 младшей группе. Составление загадок.

Загадки помогают развивать логическое мышление и сообразительность, а также помогают развивать словарный запас детей.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие реч...

Конспект образовательной деятельности «познавательное развитие» Тема: «Путешествие в математическую галактику» (старший дошкольный возраст)

Тематическое занятие в виде игры-путешествия, направленное на формирование математических способностей в старшей группе....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей средней группы "Заюшкина избушка"

Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», опыт по превращению льда в воду.Пояснение: В занятии используется методика ММЧ - моделирование маленькими человечками: Человечки т...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Заколдованные звери"

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....

Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста крайне важно для развития в целом. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, речью, восприятием и вниманием ребёнка. От развития мелкой м...

Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста крайне важно для развития в целом. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, речью, восприятием и вниманием ребёнка. От развития мелкой м...