«Мнемотехника – технология речевого развития дошкольников»
статья по развитию речи (старшая группа)

Егорова Светлана Николаевна

Статья посвящена методу мнемотехники, являющемуся эффективным средством познавательно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, способствующему сохранению самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека и в то же время обеспечивающем преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, что соответствует ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

Егорова Светлана Николаевна

 воспитатель ГБДОУ Приморского района СПб

детский сад №18

МНЕМОТЕХНИКА – ТЕХНОЛОГИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

       Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели.  

          На современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования основное внимание уделяется поддержке разнообразия детства; Использование инновационных педагогических технологий открывает новые детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играя», заметили и доказали великие педагоги В.Б. Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С. Комарова и многие другие. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. К.Д. Ушинский писал по этому поводу: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Взяв за основу мнение великого педагога, мы убедились в том, что именно использование приёмов мнемотехники поможет решить возникающие противоречия. Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

       Технология мнемотехники позволяет решать задачи развития всех психических процессов: разных видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); мышления (образного, логического, умение анализировать, систематизировать, умение устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах); тренировка внимания. Средства наглядного моделирования в речевом развитии детей используются для обучения дошкольников: пересказу, составлению описательного рассказа, рассказа на определенную тему, по картине, об игрушке, из личного опыта, рассказыванию с элементами творчества. В педагогической работе важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей развитию речевого общения. В качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников можно использовать мнемотаблицы, интегрируя их с игровым пособием «Куб – трансформер». Он позволяет ребенку зрительно соотнести картинку, схему с понятиями «слово», «текст», научиться работать с ними. Но главное, на наш взгляд, что это пособие даёт заряд положительных эмоций, удовольствие от процесса выполнения заданий и позволяет педагогу развивать детей, играя. Таким образом, использование метода мнемотехники является эффективным средством познавательно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, способствует сохранению самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека и в то же время обеспечивает преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, что соответствует ФГОС ДО.

Список литературы 1. Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М., 2004. 2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. – М: ТЦ Сфера, 2008. 3. Акулова О.В. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста / О.В. Акулова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева [и др.]. – М., 2009. 4. Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004 / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /tmo/260025.pdf 5. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Тема: «Здравствуй, Новый год»"

Цель: развитие связной речи детейЗадачи:- закрепление и расширение словаря по теме;- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным в ж., ср., м. роде...

Мнемотехника в речевом развитии дошкольников

"Мнемотехника в речевом развитии дошкольников"...

«Мнемотехника в речевом развитии дошкольников»

Раскрыты цели и задачи мнемотехники, актуальность использования данной техники в детском саду...

Консультация «Использование технологии «Мнемотехника» в речевом развитии дошкольников»

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличи...

Методическая разработка "Мнемотехника - технология речевого развития дошкольников"

Методическая разработка учителя-логопеда для развития монологической речи...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....

"Мнемотехника - технология речевого развития дошкольников"

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на ка...