"Мнемотехника - технология речевого развития дошкольников"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Кашеня Людмила Павловна

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. На своих занятиях, я использовала мнемосхемы, где каждый ребенок мог воспроизвести полученную информацию. Где схемы служили зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют и логопеды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_1.ppt2.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мнемотехника - технология речевого развития дошкольников » Воспитатель: Кашеня Л.П

Слайд 2

К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Слайд 3

Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Слайд 4

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель мнемотехник и - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием. Задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; развитие зрительно – пространственных функций; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении; развитие связной речи

Слайд 5

К мнемотехнике в дошкольной педагогике разные авторы относят: мнемотаблицы и коллажи , сенсорно-графические схемы предметно-схематические модели , блоки-квадраты, а также схемы составления рассказов. Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация

Слайд 6

В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение литературных персонажей, явлений природы, некоторых действий. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд 7

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: -сюжет рассказа, - последовательность событий, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Слайд 8

Когда можно использовать карточки- схемы: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Слайд 9

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Слайд 11

Коллаж

Слайд 12

Размеры мнемотаблиц могут быть различными- в зависимости от возраста детей и уровня их развития. Для дошкольников среднего возраста – таблицы на 6 клетках; Для дошкольников старшего возраста – таблицы на 9-12 клетках; Для подготовительного к школе возраста – таблицы на 12-15 клетках.

Слайд 13

Этапы работы по использованию мнемотаблиц: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Слайд 14

Последовательность работы с мнемотаблицами: 1. Введение элементов символов (формы, величины, действия). 2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). 3. Введение отрицаний. 4. Сочетание символов, чтение цепочки их. 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 6. Творческое создание детьми опорных схем .

Слайд 15

Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Тема: «Здравствуй, Новый год»"

Цель: развитие связной речи детейЗадачи:- закрепление и расширение словаря по теме;- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным в ж., ср., м. роде...

Мнемотехника в речевом развитии дошкольников

"Мнемотехника в речевом развитии дошкольников"...

«Мнемотехника в речевом развитии дошкольников»

Раскрыты цели и задачи мнемотехники, актуальность использования данной техники в детском саду...

Консультация «Использование технологии «Мнемотехника» в речевом развитии дошкольников»

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличи...

Методическая разработка "Мнемотехника - технология речевого развития дошкольников"

Методическая разработка учителя-логопеда для развития монологической речи...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....

«Мнемотехника – технология речевого развития дошкольников»

Статья посвящена методу мнемотехники, являющемуся эффективным средством познавательно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, способствующему сохранению самоценности детства как важно...