ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Рязанова Наталья Петровна

Влияние чтения на развитие коммуникативной деятельности дошкольников полготовительной группы в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.П. Рязанова, Н.А. Симонова

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

      Читательская коммуникация – это общение, обсуждение прочитанного материала, развитие речи, памяти, мышления, внимания, восприятия основного запаса сведений и знаний, понимание того, что происходит вокруг ребенка в процессе совместного чтения, в те моменты, когда мы взрослые, читаем ребенку и с ним обсуждаем прочитанное, анализируем ситуацию, размышляем над поступками героев и отвечаем на вопросы. У детей 5-7 лет очень высока потребность восприятия текстов, их обсуждения, анализа пересказа. Именно в данном возрасте активно формируется речь. В этом возрасте чтение вслух помогает создать основу для монологической речи.

     Беседа по произведению – это комплексный прием, который включает ряд прямых – словесных и наглядных. Различают вводную (предварительную) беседу до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения.

     После первого чтения дети находятся под сильным впечатлением от услышанного, обмениваются репликами. Воспитатель напоминает ряд ярких эпизодов, затем читаем произведение вторично и вместе с детьми рассматривают иллюстрации. Цели разъяснительной беседы разнообразны. Иногда важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

     В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивацию оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? Хотел бы иметь такого друга и почему? Во время обсуждения нужно привлекать внимание детей к языку произведения, в вопросы включать слова и словосочетания из текста. Использовать прием беседы нужно особенно тонко и тактично.

     Формирование правильного произношения – еще одна задача речевого развития, которую можно эффективно решать в процессе совместного чтения. Если ребенок нечетко произносит какие-то звуки, можно попросить его повторить слова, содержащие эти звуки. Если ребенок хорошо произносит все звуки, можно проговорить по ходу чтения новые, незнакомые слова. Расширение запаса глаголов позволяет ребенку свободнее излагать свои мысли, описывать разные действия. Например, игра «кто, что делает»

    - Что сделала девочка? Посадила братца…заигралась, загулялась.

    - Что сделали гуси-лебеди? Налетели, подхватили, …унесли на крыльях.

     Подобные вопросы привлекают внимание ребенка к последовательности основных событий, что помогает при составлении рассказа по картинкам и при пересказе. Дети также увлечённо играют «в слова» и образуют новые слова (уменьшительно-ласкательные): доченька (дочка), киселек (кисель), молочко (молоко).

      Обсуждение событий, действий героев, их поведение способствует формированию диалогической речи. Сделать это можно также в игре «Я вопрос – ты ответ и наоборот». Важно обучить ребенка не только развернуто отвечать на вопросы, но и самому задавать их.

      Составление связанного рассказа по картинкам – важный шаг формирования монологической речи:

     - пересказ близкий к тексту;

     - рассказ о героях, их приключениях, событиях – выделять в главную идею текста. Ребенок не сразу научится выделять главную мысль текста. Сначала он будет пытаться пересказать все события. Причем дети могут по-разному выделить для себя главное: для одного - это будет сказка о девчонке, которая не послушала наказ родителей, для другого – она искала своего братца, для третьего – о чем-то еще. Каждый из них будет прав, если сможет объяснить, почему он так думает.

      В своей работе мы начали использовать «дружеские беседы» по прочитанному литературному произведению как вид образовательной коммуникации взрослого и ребенка. Данные беседы представляют собой нерегламентированное общение детей и педагога в естественных условиях о прочитанном литературном произведении. «Дружеская беседа» инициируется педагогом, специально конструируется им как коммуникативная ситуация, моделирующая реальные процессы общения детей и взрослых в разных видах деятельности. В основе такой беседы лежит ситуация общения со взрослыми, в процессе которой они искренне делятся друг с другом чувствами и мыслями, происходит «живое» переживание содержания произведения художественной литературы.

      Ведущим методом при этом выступает диалог. В ходе диалога между педагогом и ребенком, ребенком и ребенком происходит вспоминание рассказывающего прочитанного произведения литературы. Основным приемом, который используется в ходе «дружеской беседы», является вопрос. Большое значение имеют обобщающие вопросы, направленные на активизацию у ребенка желания выражать свою точку зрения о прочитанном, на понимание чувств и эмоций «героев», осмысление поступков «героев».

     Таким образом, при систематическом проведении «дружеской беседы» по прочитанному, у старших дошкольников расширяется кругозор, формируется культура мышления и творческого воображения. Важная составляющая деятельности воспитателя при организации «дружеских бесед» по прочитанному литературному произведению – возрождение и укрепление традиций семейного чтения.

     Диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов способствует саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе их приобщения к культурной практике чтения художественной литературы и ее обсуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов и родителей "Использование нестандартного физкультурного оборудования из предметов домашнего обихода для профилактики нарушения функций ОДА у детей в условиях детского сада и семьи"

в статье рассказано о способах профилактики нарушения функций опорно-двигательного аппарата у детей в условиях детского сада и семьи средсвами нестандартного физкультурного оборудования, которое можно...

Конспект родительского собрания “Развиваем речь детей в условиях детского сада и семьи”

Продолжать знакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....

Формирование читательской коммуникации детей в условиях детского сада и семьи

Из этой статьи Вы узнаете зачем ребенку нужна читетельская коммуникация...

13.12.2021 Семинар – практикум для педагогов «Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»

Семинар – практикум для педагогов«Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»...