Методическая разработка по развитию речи на примере сказки <<Заюшкина избушка>>.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

завьялова татьяна николаевна

Образовательные задачи

Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний. Обогащение лексикона детей новыми словами.

Развивающие задачи.

Развитие связной речи, зрительного восприятия и речевого слуха, речевого дыхания, тонкой моторики и координации движений, памяти, мышления. Развитие интереса к играм-драматизациям.

Воспитательные задачи.

Воспитание интереса к русским народным сказкам, чувства сострадания, желания помочь герою в трудной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayushkina_izbushka.docx70.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка».

  

Автор: Завьялова Т.Н.

Образовательные задачи

Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний. Обогащение лексикона детей новыми словами.

Развивающие задачи.

Развитие связной речи, зрительного восприятия и речевого слуха, речевого дыхания, тонкой моторики и координации движений, памяти, мышления. Развитие интереса к играм-драматизациям.

Воспитательные задачи.

Воспитание интереса к русским народным сказкам, чувства сострадания, желания помочь герою в трудной ситуации.

Материал:картинно-символический план к сказке «Заюшкина избушка», шапочки персонажей к сказке, избушка, печь, коса, текст сказки «Заюшкина избушка».

 

Ход занятия.

 

1.Организационный момент. У нас сегодня много гостей. Все хотят послушать, как мы с вами учимся запоминать и пересказывать рассказы. Все гости приветливо улыбаются нам, подарим и мы гостям свои улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь и мне.

(Выполняются упражнения для губ «Улыбка-Трубочка», для язычка  - «Качели»)

- Молодцы, ваш язычок размялся и готов к работе.

Сегодня у нас будет еще одна гостья. К нам придет сказка. Хотите узнать, какая это сказка? Давайте позовем ее.

Дети говорят «волшебные» слова «Раз, два, три – сказка приходи».

Входит персонаж – заяц.

- Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?

- Посмотрите, какой он расстроенный. Да еще и  сильно плачет.

Давайте его успокоим и сделаем гимнастику для глаз, чтобы они не заболели у заиньки от слез.

 

Гимнастика для глаз.

 

Посмотрите далеко,

Дети вытягивают руки вперед и смотрят на кончики пальцев.

Посмотрите близко,

Смотрят на ладошки перед глазами.

Посмотрите высоко,

Руки вверх, смотрят на кончики пальцев.

Посмотрите низко.

Руки вниз, смотрят на кончики пальцев.

Руку в сторону веду,

Руку отводят вправо, смотрят на кончики пальцев.

А затем веду другую,

Руку отводят влево, смотрят на кончики пальцев.

А потом огромный круг

Я глазами нарисую.

Пальчиками «рисуют» круг по часовой стрелке, затем против, следя за ними глазами.

- Ну вот, зайка успокоился. Давайте спросим у него, что же случилось.

- Что с тобой случилось заинька?

- Ой, ребята, меня обидела лиса. Помогите мне, пожалуйста.

- Ребята, а в каких сказках встречаются вместе лиса и заяц? (Теремок, Колобок, Смоляной бычок)

- Вы хотите узнать, что случилось с зайцем? (Ответы детей)

- Вот послушайте русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Именно из этой сказки к нам прибежал заяц.

 

2.Первичное рассказывание воспитателем сказки «Заюшкина избушка» (адаптированный текст) с опорой на картинно-символический план. Воспитание речевого слуха.

 

3.Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, памяти.

Вы запомнили, как называется сказка?

Какую избушку построила лиса?

Почему она называется ледяная?

Какую избушку построил зайка? (сделанная из луба - плотной части           липы, поэтому лубяная)

Какая беда случилась с зайчиком?

Как можно назвать поступок лисы?

Кто хотел помочь зайчику?

Почему собака и медведь не помогли ему?

Кто же зайчику помог выгнать лису?

Почему петуху это удалось?

Сколько раз он спел свою песенку лисе?

Какая это песенка, ласковая или грозная?

Как вы понимаете слово «пятах», «посечи»?

Кто из персонажей вам понравился?

Почему?

 

Посмотрите на зайчика. Как вы думаете, ему понравились ваши ответы?

 

3.Физминутка.Подвижная игра «Зайцы в огороде».

Зайчик: Мне так понравилось, как вы отвечали на вопросы, что я развеселился и хочу с вами поиграть.

Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а воспитатель – сердитую хозяйку.

- Зайки, где вы пропадали?

- Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха).

- А капусту вы не ели?

- Только носиком задели.

- Вас бы надо наказать.

- Так попробуй нас догнать.

 

Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветочки».

Вдох – нос, выдох – рот.

 

4.Игра «Путаница».Установление причинно-следственных связей, смысловых ассоциаций и последовательности событий в сказке.

- Ой, ребята, пока мы играли с вами, лиса перепутала наши картинки, поменяла их порядок. Помогите мне расставить картинки правильно.

 

5.Пальчиковая гимнастика «Заюшкина избушка». Развитие тонкой моторики.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новой пальчиковой гимнастикой, которая называется так же, как и наша сказка. Как она называется?

 

В лубяной избушке   «Домик»

Жил заяц на опушке  «Ушки»

А в ледяной избушке «Домик»

Лисица на горушке    «Колечки».

 

Растаяла весною

Избушка на горушке  «Домик тает»

Лисица побежала        «Колечки»

К зайцу на опушку     «Ушки».

 

Выгнала зайчишку     «Ушки»

       Из лубяной избушки  «Домик»

       Да сама жить стала     «Колечки»

       В избушке на опушке «Домик».

 

       И ни собака, ни медведь

       Не смогли помочь       «Маятник»

       Петушок отважный

       Прогнал лисицу прочь «Гребешок».

 

        Так остался петушок

        У заюшки в избушке   «Здравствуй»

        В лубяной избушке,

        Избушке на опушке    «Домик».

6.Заучивание песенки петуха.

- Давайте с вами вспомним, какую песню пел петух.

- Ку-ка-ре-ку!

Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон.

7.Повторное рассказывание сказки воспитателем с опорой на картинно-символический план.

- Я вам еще раз расскажу сказку, а вы внимательно ее послушайте.

8.Пересказ сказки детьми по цепочке с опорой на картинно-символический план.

  

9.Инсценирование сказки.

После инсценировки сказки детьми заяц дает оценку детям и награждает их морковками.

10.Итог занятия.

- Из какой сказки приходил к нам сегодня заяц?

- Какие новые слова вы сегодня узнали? (лубяная,посечи,пятах).

Список литературы

  • Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9.
  • Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995 г.
  • Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей.- М.: Просвещение,2000.
  • Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников/ Ладутько Л.К., Шкляр С.В.
  • Нищева Н.В. Играйка. Игры для развития речи дошкольников.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"

Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"Вторая младшая группа...

Методическая разработка по развитию речи "Путешествие в сказку"

Методическая разработка по развитию речи "Путешествие в сказку"Цель: Обучение детей рассказыванию, используя метод наглядного моделирования....

НОД занятия по развитию речи: “Путешествие в сказку «Заюшкина избушка».

Конспект занятия по развитию речи для детей 2-3 лет...

Занятие по развитию речи «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка».

Программные задачи: закрепить знания детей русских народных сказок.Обучать детей рассказыванию сказки с опорой на наглядность (театр на фланелеграфе). Упражнять детей в словообразовании существит...

Образовательная деятельность по развитию речи: Русская народная сказка «Заюшкина избушка» в средней группе

Образовательная деятельность по развитию речи: Русская народная сказка «Заюшкина избушка» в средней группе...

Непрерывная образовательной деятельность по развитию речи Тема «Пересказ сказки Заюшкина избушка»

учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь; умение пересказывать небольшую сказку...