Методическая разработка по речевому развитию младших дошкольников "Играем со звуками"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Алюменева Ирина Николаевна

Представленный материал поможет создать речевую среду развития, накопить пассивный словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr_peredel.docx57.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать,

        что не только интеллектуальное развитие ребенка,

            но и формирование его характера, эмоций, личности

        в целом находятся в непосредственной зависимости от речи»

Л. С. Выготский

Введение

Актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования очень высока, так как речевая функция – это одна из важнейших психических функций. Овладев речью, ребёнок осознаёт, планирует и регулирует своё поведение. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и социализации в целом.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

В период раннего возраста необычные и по звучанию, и по смыслу слова (автономная речь) заменяются словами «взрослой речи». Быстрый переход (в течение полугода) на новый уровень речевого развития возможен только при полноценном общении ребенка со взрослыми. Нередко наблюдаются ситуации, когда родные и близкие, хорошо понимая автономную речь ребенка, исполняют его желания или общаются с ним на его языке. Это неминуемо приводит к задержке речевого развития малыша.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, бедная, безграмотная речь с экранов телевизоров, агрессивно - примитивная речь, насаждаемая западными мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в ФГОС ДО, ребенок, на этапе завершения дошкольного образования должен владеть активной речью, включенной в общение; обращаться с вопросами и просьбами, понимать речь взрослых; знать названия окружающих предметов и игрушек. Речь должна стать полноценным средством общения с другими детьми. Ребенок должен стремиться к общению с взрослыми и активно подражать им в движениях и действиях.

I Психолого – педагогические и теоретические особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

1.1 Теоретические основы методики развития речи дошкольников.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А.А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Ф. А. Сохин, Л. А. Пеньевская, А. М. Леушина, О. И. Соловьева, М. М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания, выделяются три основных направления разработки психолого - педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку. Во-первых, структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения); в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений естественно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературных произведений.

Ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.

Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для решения задач нравственного воспитания. Здесь существенное влияние оказывает, прежде всего, воспитание любви и интереса к родному языку его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает и содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества. Содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям.

Анализ теоретических основ развития речи включает рассмотрение следующих вопросов: взаимодействие языка и речи, развитие языковой способности как основы владения языком, связь речи с мышлением, осознание явлений языка и речи ребенком-дошкольником; особенности развития речи — устной и письменной, диалогической и монологической — в разных типах высказывания (в описании, повествовании, рассуждении), а также характеристику категориальных признаков текста и способов связи предложений и частей высказывания.

 1.2. Психолого – педагогические особенности речевого развития у детей младшего дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем возрасте, и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка.

На первом году жизни развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова; на втором году – понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь); на третьем году – понимание, активная речь: словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции.

Речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных педагогических задач, я считаю, это развитие речи. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей.
Развитие речи ребенка, начиная с младенческого возраста, совершается во взаимодействии с взрослыми, в совместной деятельности и общении, инициируемой взрослым. При этом ребенок не просто пассивно перенимает грамматические правила и лексику у носителей языка, а конструирует собственную языковую систему, вычерпывая из речевого потока языковые единицы и правила и создавая собственные, постоянно совершает работу по анализу речи взрослых. Речь, обращенная к ребенку, речь, звучащая вокруг него, становится материалом, который бессознательно, на основании ассоциаций и аналогий, перерабатывает детское сознание. Процесс постижения ребенком родного языка — это творческое конструирование собственной языковой системы в постоянном взаимодействии с окружающей языковой и речевой средой. Большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается – уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а так же и собственная активность ребенка в различных видах его деятельности. Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Строгое соблюдение режима дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью. Со здоровым ребенком, находящемся в бодром радостном состоянии, легче установить общение, он активен и восприимчив к обучающим воздействиям, у него чаще и в большем объеме проявляются речевые реакции. Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу, в первую очередь по речевому развитию.

Пояснительная записка

Важнейшее средство человеческого общения – это язык. В наше время, ввиду сильной загруженности родителей, очень актуальна тема развития речи малышей, так как родители не уделяют должного внимания этой проблеме.

Развитие речи у детей 3 – 4 лет является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация у малыша, а также в дальнейшем школьном обучении. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, красивой, четкой речи для развития интереса ко всему, что нас окружает.

Особое место в работе с детьми у меня занимает речевое развитие малыша. Эта работа, я считаю, должна быть систематической, а также направленной на тесное взаимодействие с семьей.

    II Методика развития речи дошкольников

Воспитание звуковой культуры речи

В работу над звуковой стороной речи я включаю упражнения по усвоению элементов фонетики. В построении высказывания, я считаю,  чрезвычайно важна роль каждого элемента звуковой культуры речи, особую роль при этом играет интонационный характер произносимой речи.          Ознакомление детей со звуковой стороной слова связываю с развитием диалогической и монологической речи. В играх и упражнениях «Догадайся, что звучит», «Часики», «Громко – тихо», «Колокольчики», активизируется словарь малыша, совершенствуется грамматический строй и связная речь.

Формирование грамматического строя речи

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.

Важнейшей единицей грамматического строя языка является предложение.

Дети нашей группы чаще употребляют простое нераспространенное предложение. И таких детей очень мало, у многих детей отсутствует речь. Поэтому считаю необходимым побуждать детей к высказыванию мыслей в форме простого предложения, а для этого нужно ставить их в такие ситуации, чтобы они были вынуждены использовать эти формы.

Обучение изменению слов по падежам, согласованию имен существительных в роде и числе я провожу в специальных играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши). В игре «Чего (кого) не стало?» дети упражняются в образовании форм родительного падежа единственного числа имен существительных, а также подбирают пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера, длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).

      В формировании грамматического строя речи нашей группы большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активизацией поиска ребенком правильной формы слова.  Ведь ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, не стеснителен в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.

Словарная работа

Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обучении родному языку признается многими исследователями, которые считают ее (взаимосвязь) одной из закономерностей овладения языком. Это объясняется самой сущностью языка, в которой фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи выступают в тесном единстве.

     В своей работе уделяю большое внимание развитию связной речи и считаю, что она взаимосвязана со словарной работой. Для обогащения словаря развиваю у детей внимание к содержательной стороне слова, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами.

  Становление системы лексических значений слов родного языка происходит постепенно.

Основное внимание в словарной работе уделяю накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активизации разных частей речи, не только имен существительных, но и глаголов, имен прилагательных, наречий.

Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого учу их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). Такое обучение провожу в играх «Что за предмет?», «Скажи, какой», «Кто как кричит?»

На основе наглядности учу детей называть слова с противоположным значением: эта кукла большая, а та (маленькая); красный карандаш длинный, а синий (короткий); зеленая лента узкая, а белая (широкая); одно дерево высокое, а другое (низкое).

У детей формирую понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развиваю умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд).

    Итак, в словарной работе для меня главное – это слово, которое является важнейшей единицей языка и служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.

Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

Развитие связной речи

На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушке и по картине, где в комплексе решаются все речевые задачи, основной считаю задачу по обучению рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонетические, лексические и грамматические упражнения.

Детей подвожу к пересказыванию литературного произведения, обучая умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (называю одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.

Сначала рассказываю знакомую сказку («Курочка Ряба») с использованием настольного театра. Начинаю: «Жили-были...» Дети заканчивают фразу: «Дед и баба». Здесь возможны хоровые ответы. По ходу рассказывания ставлю на стол фигурки. Но на этом работу со сказкой не заканчиваю, а предлагаю детям принести из дома книги про курочку Рябу. Дети видят, что разные художники по-разному рисуют деда и бабу. Рассматриваем все иллюстрации, что делают дед и баба, о чем они разговаривают, что говорит им их любимая курочка. Такие разговоры подводят детей к обыгрыванию ситуации. Одновременно детей упражняю в назывании предметов (Это... курочка, дед, баба, яйцо, мышка), их качеств (дедушка и бабушка старенькие, курочка рябенькая, мышка серая) и действий (дед бил — не разбил, яичко упало и разбилось, курочка кудахчет).

После такой работы привлекаю детей к обыгрыванию сказки, баба надевает платок, дед - шапку, а курочка — шапочку. От автора выступаю я-  включаю в игру-драматизацию действия всех персонажей: деда, бабы, курочки и цыпляток, которых она будет поить водичкой.

При рассматривании картин детей учу сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращаю на персонажей картины, их действия. Постепенно подвожу их к составлению короткого рассказа сначала вместе с взрослым, затем и самостоятельно.

При рассматривании игрушки (например, котенка) развиваю у детей умение правильно отвечать на вопрос «Кто это?», т. е. стараюсь добиться ответа: «Это котенок». Затем ставятся вопросы: «Какой он? (Серенький, пушистый, маленький.Что он умеет делать? (Лакать молоко, царапаться, мяукать.) Как он зовет свою маму? (Мяу-мяу.) Как можно назвать его ласково? (Котик, котенька, котеночек)». Можно предложить детям изобразить медведя, как он ходит. Такие упражнения развивают у детей пластику и углубляют представление об образе животного. В дальнейшем это повлияет на их описание, они смогут назвать медведя косолапым, неуклюжим, неповоротливым.

Дети находят описываемые объекты сначала по двум-трем видимым признакам, а затем и по признакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемой игрушке (лиса хитрая, заяц быстрый, медведь неуклюжий).

Развитие образной речи

В  работе с художественной литературой ввожу разные жанры. Развиваю у детей умение слушать сказки, рассказы, стихотворения, т. е. развивать элементарное представление о жанрах. Ставится и задача воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Обращаю внимание на образный язык сказок, стихотворений, привлекая детей к повторению запомнившихся слов, выражений, песенок персонажей.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают детям образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

Для чтения детям использую рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких стихотворений, как цикл «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

Малышей особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

III Формы работы по речевому развитию

В своей работе по речевому развитию детей я использую следующие формы работы:

- слушание художественной литературы с использованием иллюстраций

- инсценирование литературных произведений

- дидактические игры и упражнения

- игры на развитие мелкой и крупной моторики рук

- подвижные игры с использованием слов

- игровые ситуации

- наблюдения в природе

- беседы  

Чтение художественной литературы

В наше время, в век интернета, книга ушла далеко на задний план. Люди перестали читать, ходить в библиотеки. Родители не читают детям книги вслух. Поэтому, я считаю, что мы, педагоги, просто обязаны прививать детям любовь к художественной литературе, ведь столько интересного и занимательного таится на печатных страницах. При чтении произведения детей учу следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, называть персонажей и их действия.

Игры и упражнения

Игра – основной вид деятельности ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. В играх учу малышей брать на себя определенную роль, выполнять правила игры.

Игры – эффективный метод активизации словаря детей.  Малышей учу понимать предложно – падежные конструкции, определять словом местоположение игрушки, используя предлоги «на», «под», «в», «за»; согласовывать слова в предложении.

Обогащение словарного запаса напрямую зависит от развития мелкой моторики рук, стимулирует речевую активность детей. Поэтому в своей работе с малышами я применяю игры по сенсорному развитию – со шнурками, бусинками, пуговицами, счетными палочками, прищепками, шариками, мозаикой, крупами.

При обследовании предметов у детей формирую умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы.

Игровые ситуации способствуют общению детей в ходе игрового взаимодействия.  Стараюсь развивать умение обыгрывать различные ситуации, связывать сюжетные действия с ролью, обогащать коммуникативный опыт детей.

Наблюдения в природе

Природа – богатейший источник для речевого развития ребенка. В ходе наблюдений решаем такие важные задачи:

- обогащение и активизация словарного запаса

- развитие наблюдательности

- желание высказать свои впечатления от увиденного

- умение устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы

Беседы

Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе.

О чем я говорю с малышами? О том, что попадает в поле их внимания, вызывает интерес, а также предметы, которые выбираю для совместного наблюдения.

Мы беседуем с детьми, рассматривая предметы, игрушки, иллюстрации книг, наблюдая за природными явлениями, объектами живой и неживой природы.

Взаимодействие с родителями

Считаю, что родители должны быть активными участниками образовательного процесса. Наилучших результатов можно достичь в тесном взаимодействии «педагог – родитель». Поэтому стараюсь активизировать родителей, привлечь их внимание к педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми.

Для повышения уровня речевого развития детей в работе с родителями использую такие формы и методы:

- презентации

- проекты

- консультации

- беседы

- собрания

- анкетирование

- памятки

- день открытых дверей

-родительская гостиная.

Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры малышей.

Для своевременного и полноценного развития речи у детей устанавливаю эмоционально-положительный контакт, создаю благоприятные условия для развития самостоятельной речевой активности.

В то время как мы пытаемся научить наших детей всему в жизни, наши дети учат нас, что такое жизнь (Анжела Швиндт).

Конспект образовательной ситуации

в первой младшей группе

по развитию связной речи:

«Путешествие с любимыми игрушками»

   

Цель: формировать восприятие величины предмета; развивать связную речь.

Задачи:

- Создать радостное настроение, воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Различать величину (большой – маленький).

- Закреплять понятия (большой, маленький).

Работа над словарем: большой – маленький.

Оборудование и материал: 2 корзинки (большая и маленькая), флеш – карта с изображением игрушек, шишки (большие и маленькие), игрушки – медведи, зайцы, собачки, куклы (большие и маленькие), большая конфета – муляж.

Предварительная работа: в процессе образовательных ситуаций по речевому развитию формировать понятия «большой», «маленький»; проведение физкультминутки «Зайка беленький сидит», подвижная игра «По ровненькой дорожке».

Воспитатель: ребята, посмотрите, к вам в гости пришел медвежонок Миша. Смотрите, какой Миша мягкий, большой и добрый.

Миша приглашает нас к себе в гости в страну игрушек. Пойдем к Мише в гости?

Дети: да!

Воспитатель: какие вы знаете игрушки? (показ картинок на ЦОР).

Воспитатель: вставайте все за Мишей, не отставайте.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Топ – топ, топ – топ

По дорожке мы пошли

И к игрушкам мы пришли!

- Вот мы и пришли.

Посмотрите, как здесь красиво. Как много здесь игрушек. Какие вы видите?

Возьмите их, познакомьтесь с ними. Какие они?

(большие, маленькие, мягкие…разные).

- Ой, игрушки что – то говорят! (прислушиваясь)

- Ребята, игрушки с вами хотят поиграть. Поиграем?

Дети: да!

Д/и «Большой – маленький»

Воспитатель: посмотрите, какой мишка здесь сидит….маленький….а звать его Мишутка…А наш Миша…

Дети: большой.

Воспитатель: сколько мишек?

Дети: два.

Воспитатель: этот мишка, какой?

Дети: большой.

Воспитатель: а это мишка, какой?

Дети: маленький.

- Ребята, мишки хотели собрать шишки, но очень устали. Поможем им?

Давайте большому медвежонку Мише соберем какие шишки?

Дети: большие.

Воспитатель: а маленькому мишутке какие шишки?

Дети: маленькие.

Дети по одному берут шишки, объясняют, какая она и какому мишке ее дадут.

- Молодцы! Мишки говорят вам спасибо за помощь.

- Кто это сидит?

Дети: зайчик.

- Ребята, он замерз, весь дрожит. А почему ему холодно?

Правильно! Потому, что наступила осень, стало холодно, идут дожди, солнышко не греет. Поможем ему согреться?

Физкультминутка «Зайка беленький сидит».

- Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

(Шевелят кистями рук, подняв их к голове).

Зайке холодно сидеть-

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Хлопают в ладоши).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(Подпрыгивают на обеих ногах на месте)

Зайку волк испугал,

Зайка прыг и ускакал.

Воспитатель: ой, а что это у нас Миша загрустил?

- Мишенька, что случилось? (прислушиваюсь).

- Ребята, оказывается, у Миши есть друг, маленький мишутка. Другим игрушкам поможем найти друзей?

Д/игра «Помоги найти друга».

Воспитатель: посмотрите, наш Миша опять улыбается и говорит вам спасибо. В благодарность дарит вам вот такую большую конфету.

Дети: спасибо Миша!

Воспитатель: в гостях хорошо, но нам пора возвращаться. Что скажем Мише? Как с ним попрощаемся?

Дети: до свидания!

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Топ – топ, топ – топ

По дорожке мы пошли

В детский садик мы пришли.

Рефлексия.

- Ребята, вы такие молодцы! Как много мы с вами сделали хорошего и доброго.

Помогли мишкам собрать (дети: шишки), зайчику помогли (дети: согреться), Мишиным игрушкам помогли найти (дети: друзей).

- От Миши в подарок вы получили какую конфету? (дети: большую)

- А в большой конфете какие конфетки? (дети: маленькие).

- Угощайтесь!

 

                      Конспект образовательной ситуации

                             в первой младшей группе

                                по развитию речи:

                      «Путешествие по сказке «Колобок».

 

Цель: развитие связной речи детей

Задачи:

- развивать интонационную выразительность речи детей

- закрепить умение детей строить предложения, используя описательные прилагательные

- воспитывать интерес к родному языку.

Словарная работа: русская народная сказка, тесто, серый, пушистый, злой, хитрая, рыжая, косолапый.

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», рассматривание игрушки – колобка, иллюстрации к сказке.

Оборудование: игрушки: белка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, мне почтальон принес письмо. Откроем его и посмотрим, кто нам его прислал? (открывают – на листочке нарисована корзинка с орешками).

- Как вы думаете, кто любит орешки? (дети дают свои предположения).

Правильно, это белка. Она хочет к нам прийти в гости, и попросить у нас помощи. А вот и наша гостья. Здравствуй белка! (дети здороваются с белкой).

Белка: здравствуйте, ребята! Я пришла к вам с орешками, чтобы вы помогли мне их посчитать. (показывает корзинку с орешками).

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Лисичке – сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке ушастому.

(дети загибают по счету пальцы).

Воспитатель: сколько орешков продала белка? (ответы детей – много).

Белка: ребята, а еще я очень люблю ореховое варенье.

Воспитатель показывает действия языком (из упражнений артикуляционной гимнастики) «Язычок вышел погулять», «Вкусное варенье».

Белка: а у меня есть веселый сказочный друг. А как его зовут, попробуйте отгадать.

Формой он похож на мяч,

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол,

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы узнали?

Воспитатель: из какой он сказки?

Дети: «Колобок».

Воспитатель: ребята, сегодня вместе с белкой мы вспомним эту сказку.

Белка, какая это сказка – русская народная или нет?

Белка: да, «Колобок» - русская народная сказка.

Воспитатель: белка, а почему русская народная?

Белка: потому что ее придумали люди.

Воспитатель: вспомним, как начинается сказка?

Дети: жили – были дед да баба.

Воспитатель: из чего сделала бабка колобка?

Дети: из теста.

Воспитатель: от кого ушел колобок?

Дети: от бабушки и дедушки.

Воспитатель: куда покатился колобок?

Дети: в лес.

Белка: я вам сейчас загадаю загадку, и вы узнаете, кого он встретил первым.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети: заяц.

Воспитатель: поиграем с зайчиком?

Игра «Зайка серенький сидит»

(В конце игры зайчик убегает, испугавшись волка).

Волк: где тут колобок, я хочу его съесть.

Воспитатель: не ешь колобка волк, лучше поиграй с нами.

Волк: играть я люблю.

(Игра с погремушками).

Воспитатель: колобок убежал от волка?

Дети: да.

Воспитатель: кого потом встретил колобок?

 Дети: медведя.

Воспитатель: опишите медведя. Какой он был? (предположение детей).

Белка: ребята, кто знает стихотворение про мишку?

Чтение стихотворений А. Барто «Мишка косолапый по лесу идет».

Воспитатель: после медведя кого встретил колобок?

Дети: лису.

Белка: опишите лису. Какая она?

Дети: хитрая, рыжая.

Белка: что случилось с колобком, когда он встретил лису?

Дети: колобок сел ей на язычок, стал петь свою песенку снова, и лиса съела его

Белка: ребята, мне очень понравилось у вас в гостях.

Рефлексия.

- Какую сказку мы сегодня с вами вспомнили?

- Вам понравилось играть со сказочными героями?

- Если да, похлопайте в ладоши. Если нет, потопайте ногами.

Белка: вы пели, играли, помогли мне вспомнить сказку «Колобок», посчитать орешки, за это вам большое спасибо!

Дети прощаются с белкой.

 

                              Конспект НОД по развитию речи

                                   в первой младшей группе

                                   «В гостях у Мишутки»

           

             Программные задачи:

  1. Учить узнавать животных, правильно называть их.
  2. Развивать умение соотносить изображение животного с его силуэтом.
  3. Формировать восприятие пространственных отношений.
  4. Учить соотносить действие с предлогами на, в, под, словами вверху, внизу, рядом.
  5. Учить выполнять определенные действия по подражанию.
  6. Учить делать правильный выдох.

Планируемые результаты:

  Общается в диалоге со взрослым, отвечает на вопросы. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать о животном; умеет соотносить изображение животного с его силуэтом.

  Предшествующая работа: рассматривание картинок животных, презентация «Дикие животные».

  Приемы работы: игровой, рассказ воспитателя, вопросы к детям, рассматривание картинок животных, помощь, напоминание, указание, поощрение, художественное слово, игра.

  Материалы: медвежонок, заяц, лиса, белка, еж, бочонок, рыба, морковка, гриб, шишка; изображение лесной поляны и «спрятавшихся там зверей; жук или божья коровка; предметные картинки  и их силуэты; лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя квадратами, между которыми – прямая горизонтальная дорожка шириной 2 см, набор для рисования (черная краска для рисования пальцами, силуэты жука из красной бумаги) – каждому ребенку.

 Ход занятия

Воспитатель: (сюрпризный момент)

                         Наш знакомый медвежонок

                         В гости к нам пришел опять.

                         С ним бельчонок и зайчонок,

                         Хотят с детками играть.

                         Собирайся детвора,

                         Начинается игра!

Хоровод:

К нам Мишутка пришел,                Воспитатель собирает детей в              

                                                           хоровод.

В хоровод всех повел.

Ходят наши ножки                          Все вместе идут по кругу.

Прямо по дорожке.

В хоровод ведут детей

И плясать зовут быстрей.

Настя вышла к нам в кружок.       Воспитатель выводит ребенка в центр  

                                                          круга.

Попляши – ка с ней, дружок!        Дети выполняют танцевальные

                                                          движения.

Воспитатель: посмотрите, кто это пришел к нам вместе с Мишуткой?

Педагог выставляет игрушки, дети рассматривают их и называют животных.

Воспитатель: где они живут?

Дети: в лесу.

Воспитатель: правильно, это лесные животные. Они очень любят играть в прятки. Посмотрите на эту картинку. Где спрятались звери?

Воспитатель выставляет на доске иллюстрацию к заданию. Дети находят и показывают зверей.

Воспитатель: молодцы! Всех зверей нашли. Наигрались животные и пошли домой.

Помогите им найти свои домики.

Дети подходят к столу, педагог раздает детям предметные картинки и их силуэты.

(Примечание: силуэты зверей могут быть расположены на одном листе, на другом листе – контуры этих же животных).

Выполняя задание, дети накладывают предметное изображение на силуэт или контур.

Воспитатель: молодцы! Всех зверюшек спрятали в домики!

Звери спать легли, а тут

Прилетел к нам красный жук. (показывает жука).

- Посмотрите на жука…(дети рассматривают жука).

Красота - то какова!

Усики и лапки,

На крыльях пятнышки!

Зажжужал и полетел.

Поиграть захотел!

Жук жужжит и летит….

(Дети выполняют движения по тексту).

А как сядет, так молчит!

Ой, куда жук сел?

Воспитатель сажает жука на руки, головы, плечи детей, располагает его в пространстве комнаты.

Воспитатель: жук так громко жужжал, что всех зверей разбудил. Проснулись звери, кушать захотели. (вывешивает на доску изображения зверей). Чем же мы их накормим? Есть у нас бочка сладкого меда, рыба, шишка, морковка, гриб.

(Вывешивает на доску соответствующие картинки). Кто любит есть мед?

Дети: медведь.

Воспитатель выставляет картинки парами.

Воспитатель: кто любит грызть морковку??

Дети: заяц.

Воспитатель: кому дадим гриб?

Дети: ежику.

Воспитатель: кто любит грызть шишку?

Дети: белка.

Воспитатель: кто любит рыбу?

Дети: лиса.

Воспитатель: поможете своим животным дойти до угощения?

Воспитатель раздает детям комплекты картинок и лист с дорожкой.

Воспитатель: пришел медведь.

Дети выкладывают картинку с медведем.

Воспитатель: «Где моя еда?»

Дети выкладываю картинку с медом.

Воспитатель: помогите медведю дойти до угощения.

Дети проводят пальцем по дорожке.

Воспитатель: пришла лиса: «А чем меня угостите?» и т. д.

Воспитатель помогает ребенку, придерживая его руку и комментируя действие: «Идет лисичка к рыбке», «Медведь идет к бочонку с медом» и т. д.

Воспитатель: наелись звери. Сказали: «Спасибо за угощение! Теперь домой пора». Ежик зафырчал, домой побежал. Покажите, как побежал ежик.

Медведь зарычал, вперевалку пошел. Как медведь ходит?

Зайчик с белочкой прыг да скок – ускакали. Как они прыгают?

Лисичка идет, хвостиком виляет. Как лисичка ходит?

Дети выполняют соответствующие движения.

Воспитатель: только звери по домам разошлись, божья коровка прилетела, а за ней еще жучки. Жучки говорят: «Помогите! Подул сильный ветер, и все наши пятнышки улетели!» (Раздает детям силуэты жуков.) Покажите, как сильно ветер дул.

Воспитатель учит детей делать правильный выдох: вдыхать воздух через нос и выдыхать медленно и длительно через рот, не надувая при этом щек.

Воспитатель: давайте поможем жукам – нарисуем пятнышки на крылышках.

Педагог раздает детям наборы для рисования. Дети оставляют отпечатки пальцев на крыльях жуков.

Воспитатель: молодцы! Помогли жучкам! Вот какие они красивые получились!

Рефлексия.

- Кто приходил к нам сегодня в гости?

- Как мы помогли животным?

- Чем накормили их?

- В какой помощи нуждались жуки?

Игры с детьми на прогулке.

«Кто как кричит?»

Цель: совершенствовать умение детей в звукоподражании.

За ширмой спрятаны игрушки домашних животных.

Воспитатель: ребята, угадайте, кто к нам пришел? «Мяу – мяу».

Дети: кошка. (Если дети затрудняются ответить, воспитатель достает из – за ширмы кошку).

Кошка к нам пришла и говорит: «Мяу – мяу». (дети тоже повторяют «мяу – мяу».)

Посадить кошку перед детьми на стол.

Воспитатель: а это кто гавкает? Собака! Давайте скажем: «гав – гав».

Посадить собаку рядом с кошкой.

Воспитатель: слышите, «му-у-у-у»? Корова! Повторите. Как корова говорит: «Му- у-у, му-у-у» и т. д.

«Колокольчики»

Цель: развивать голосовой аппарат, отрабатывать навык тихого и громкого проговаривания отдельных слов. Воспитывать умение слушать.

Воспитатель предлагает детям пригласить в гости Мишку. Дети зовут его:

- Мишка, приходи!

Приходит Мишка и приносит чудесный мешочек. Дети рассматривают его и находят там колокольчики. Воспитатель обращает внимание на звучание колокольчика, который звенит сначала тихо, затем громко, объясняет, что колокольчик так разговаривает – «динь – динь».

Предлагает детям послушать стихотворение про колокольчик.

Динь – динь. Дни подряд

Колокольчики звенят.

Затем предлагает поиграть с колокольчиком. Дети подражают звону колокольчика и говорят слова «динь-динь-динь» с разной силой голоса.

«Чего (кого) не стало?»

Цель: упражнять детей в употреблении родительного падежа имен существительных единственного числа, составлении словосочетаний и предложений.

Воспитатель: ребята, сегодня в группе я нашла вот такой волшебный мешочек. И мне по секрету сказали, что это был Дед Мороз.

Вам интересно, что в нем лежит?

Достают из мешочка игрушки: мяч, машинка, кукла, котенок, корова, кубик, ставят на стол в ряд.

- Игрушки хотят с вами поиграть.  А вы хотите?

Дети: да. (предлагаю детям закрыть глаза, в это время убираю любую игрушку).

Воспитатель: кого (чего) не стало?

 

                                            Конспект

                 совместной образовательной деятельности

                 по художественно – эстетическому развитию

                 с детьми первой младшей группы по теме:

                                 «Русская матрешка»

Цель: знакомство детей с русской матрешкой.

Задачи:

Обучающие: знакомить детей с русской матрешкой. Создавать условия для использования нетрадиционной техники рисования при росписи матрешек.

Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрешки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать связную речь, творческую активность.

Воспитательные: воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным способом, внимание, аккуратность.

Материалы и оборудование: изображение матрешек (ЦОР: http://www.solnet.ee/games/g5_53.html), пальчиковая гуашь, салфетки, лошадка с матрешкой (игрушка), украшенная в русском народном стиле.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о матрешке, рассматривание матрешки (игрушки).

Ход СОД:

Организационный момент.

Воспитатель показывает детям матрешку на экране.

Ах, какие щечки,

Красные, румяные

На фартуке цветочки,

И на сарафане.

Воспитатель: ребята, как называется эта игрушка?

(Ответы детей)

Воспитатель: молодцы, правильно!

Динь – дон, динь – дон!

Что за шум? Что за звон?

В гости к нам спешат подружки,

Озорные хохотушки!

Посмотри – ка детвора,

Кто приехал к нам сюда?

(на лошадке «приехала» матрешка).

Воспитатель: я предлагаю вместе с вами рассмотреть нашу гостью. Во что она одета? (ответы детей). На матрешке яркий сарафан, расписной платок. Вот какая она нарядная!

Воспитатель:

А матрешка не одна-

С ней приехала сестра.

Мы большую открываем

И сестричку вынимаем.

Воспитатель: сколько матрешек? Одна или много?

Дети: много.

Воспитатель: покажите большую матрешку. Покажите маленькую матрешку.

Ребята, у наших матрешек есть еще подружки. Хотите с ними познакомиться?

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: у меня есть еще матрешки (воспитатель показывает изображение матрешек на альбомных листах). Подумайте и скажите, чем они отличаются от нашей красивой матрешки? (ответы детей).

Воспитатель: да, ребята, у них сарафан и платочек не такие нарядные. Как же мы можем помочь им? (предположения детей).

Воспитатель: правильно! Украсить наряд. А чем можно украсить?

Дети: горошинами, полосками, цветочками.

Воспитатель: посмотрите, какие у меня матрешки получились! Как вы думаете, я постаралась? Красивые наряды у матрешек получились?

А как мы сегодня будем украшать сарафаны матрешкам? (Дети выбрали  - горошек).

Хорошо, мы с вами сегодня украсим наряды горошинами.

Воспитатель показывает, как пальчиком без гуаши, а затем гуашью, нужно наносить отпечатки на сарафан и платок.

Воспитатель: молодцы, ребята. Вы постарались и у вас получились очень красивые наряды. Матрешки говорят вам: «Спасибо!».

Вы хотите станцевать танец для матрешек?

Дети: да!

Воспитатель: пусть работы высохнут, и мы с вами потом сделаем выставку наших замечательных работ.

Дети вместе с воспитателем танцуют танец «Матрешки».

Рефлексия.

- Кто сегодня приходил к нам в гости?

 - Чьи наряды мы сегодня украшали?

- Вам понравилось рисовать пальчиками?

- Дома родителям покажете, как красиво можно украсить наряд матрешек?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД Речевое развитие в 1 младшей группе Тема: «Домашние животные»

Методическая разработкаНОД Речевое развитие в 1 младшей группе...

Методическая разработка по речевому развитию на тему "Осень в гости к нам пришла" 2 младшая группа

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе на тему:«Осень в гости к нам пришла».ЦЕЛЬ: формировать представления детей об изменениях, происходящих в природе осенью. Уч...

Методическая разработка по речевому развитию во второй младшей группе

Конспект НОД воспитателя с детьми по речевому развитию во второй младшей группе «Угадай, кто в гости пришёл?»...

Методическая разработка по речевому развитию "Путешествие колобка" во второй младшей группе

Создание игровой ситуации, способствующей формированию эмоциональной отзывчивости, развитию речи....

Методическая разработка по речевому развитию во второй младшей группе на тему «Я и мои друзья».

Представляю методическую разработку  во второй младшей группе на тему «Я и мои друзья». В работе представлен пример занятия по речевому развитию на тему дружбы.Основные цели:настроить...

Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада

Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...

Методическая разработка по речевому развитию по речевому развитию во второй младшей группе. Тема «Осень»

Методическая разработка по речевому развитию детей 3 - 4 лет на тему "Осень"...