Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации формируемой части «обучение чувашскому языку» в старшей группе на тему: «С чего начинается РОДИНА?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Щукина Любовь Валериановна

 

Организованная образовательная

деятельность по образовательной области «Речевое развитие»

в рамках реализации формируемой части «обучение чувашскому

языку» в старшей группе на тему:

 

«С чего начинается РОДИНА?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение  Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района Чувашской Республики

Организованная образовательная

деятельность по образовательной области «Речевое развитие»

в рамках реализации формируемой части «обучение чувашскому

языку» в старшей группе на тему:

«С чего начинается РОДИНА?»

  Воспитатель :

Щукина Л.В. – воспитатель первой

квалификационной категории

         

с. Моргауши-2017

Программное содержание: Учить детей понимать чувашскую речь. Закрепить понятие «РОДИНА», воспитывать чувство восприятия красоты родного края, осознать значение малой Родины,  воспитывать патриотическое чувство любви к окружающему миру через чувашскую  поэзию и легенду. Развивать разговорную речь. Обогащать  знания детей о признаках весны.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Мое село», «Моя семья», экскурсия в историко-краеведческий музей, в детскую библиотеку им. А.Г.Николаева, целевые прогулки вокруг детского сада. Разучивание песен и стихов о весне, о родине.

Ход занятия:

Ребята стоят в ресурсном круге. Воспитатель задает вопрос детям, как они понимают  слово «Родина». (Ответы детей)

-Правильно. Родина - это  наша семья, наш дом, родная улица, город или село, Чувашия.

-А где же мы живем? (Воспитатель предлагает 1-2 детям повторить  свой адрес, имена и место работы родителей).

-Для каждого из вас ваш дом – родной. Место, где вы родились, называют Родиной.

- О Родине говорят и многие писатели. Сегодня я хочу познакомить вас со стихотворением Василия Давыдова-Анатри, где он описывает свою родину.

«Илемлě ςěршыв».

Сāрт хыςěнчен хěвел тухать,

Шāнкāртатса ςырма юхать-

Илемлě ςěршыв.

Ирех юрлаςςě кайāксем,

Ēςе васкаςςě ял –йышсем-

Илемлě ςěршыв.»

Ăςта пāхан, ик куς тулли

Ēςчен ςынсен тырри-пулли

Илемлě ςěршыв.

- Ребята, как автор называет свою родину? На чувашском языке слово «родина» звучит «ςěршыв». Воспитатель помогает детям понять словесную картину стихотворения. Предлагает детям  подумать о значении слова  «Илемле сершыв». (ответы детей)

Правильно,  поэт В.Давыдов–Анатри  написал стихотворение о красе нашей  Родины. Он отметил, что народ трудолюбивый, местность красивая.

- Какое время года поэт описывает?

- Правильно поэт описал весеннюю красоту природы и как приятно слышать пение птиц по утрам.

-А теперь давайте вспомним, что же нам дарит весна –ςуркунне (дети перечисляют изменения в природе - хěвел тухать, ςырма юхать, кайāксем юрлаςςě).

-Чем же озабочены перелетные птицы? (Йāва ςавāраςςě).

-А знаете, они тоже возвращаются на свою Родину с  теплых краев (кантартан) и выводят своих птенцов.

Педагог предлагает детям по  желанию рассказать стихотворения о красоте природы (о времени года).

-А теперь подумаем, без чего не было бы весны?

Воспитатель загадывает загадку:

Ирпе ирех  вāранать –

Çÿл тÿпене хāпарать.

Çÿллерехрен савса пāхать

Хěпěртесе йāл кулать (хěвел).

 

-А теперь предлагаю поиграть в игру «Хевел». Среди игроков выбирают водящего-солнышко, остальные встают в круг. В центре круга располагается водящий, игроки берутся за руки и водят хоровод:

Сутат хевел, вайларах –

Сулла пуле шарахрах,

Хел кунесем ашарах,

Сурхи кунсем сутарах.

Затем игроки подходят к солнцу, водящий говорит «Вери» и догоняет их.

Водящий касается рукой и пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

        Весной солнышко теплое, а летом –жаркое. Оно нас греет и вся природа оживает  и цветет от ее тепла.

-Но вы знаете, что солнце хотели украсть? Сейчас я вам прочитаю легенду «Как чувашские батыри спасли солнце».

«За долгую зиму   на солнце  постоянно нападали злые духи посланные старухой Вубыр, и хотели его стащить с неба. Солнце  все меньше и меньше появлялось на небе. Тогда чувашские батыри решили освободить солнце из плена. Собралась дружина добрых молодцев и, получив благословение старцев, направились на восток, чтобы вызволить солнце. Семь дней и ночей сражались  батыри  со слугами Вубыра и наконец, одолели их. Злая  старуха Вубр со сворой своих помощников убежала в подземелье, спряталась во владениях Шуйтана.

      Подняли батыри ослабевшее солнце, осторожно положили на вышитый сурпан. Поднялись на гору, высящуюся  на самом  восточном углу Вселенной, поднялись на высокое дерево на вершине этой горы. Бережно установили еще  слабое солнце на небесную твердь. Подбежал тут мать солнца, подняла  сына на руки, приложила к белым грудям, накормила молоком. Воспрянуло светлое солнышко, воссияло, вернулись к нему с материнским молоком прежние силы и здоровье. И покатилось солнышко по хрустальному небесному своду, пританцовывая от радости». (см. И.В.Махалова, Е.И.Николаева «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа» ст.128 ).

Воспитатель задает вопросы по произведению. Обращает внимание, как сражались чувашские батыри. Что у солнца тоже есть мать  и как она вернула солнцу силы.

Воспитатель предлагает послушать чувашскую мелодию, а сама читает стихотворение,  написанное  школьницей  г. Чебоксары Маши Якимовой. ( из журнала «Халāх шкулě –Народная школа» №4  -2008 ).

   

 «Родина»

Родина – где ты родился,

Родина – где ты живешь.

Маленький дворик и город красивый,

Лучше его не найдешь.

Добрые люди, веселые дети,

Солнышко, птички, цветы . . .

Родина – мирное небо над нами.

На родине счастливы мы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «С чего начинается Родина. Как появился флаг»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «С чего начинается Родина. Как появился флаг»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по приоритетной области "Речевое развитие"

Конспект НОД по приоритетной области "Речевое развитие" . Подготовка к обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Снежинки в корзинке"...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на лексическую тему «Птицы нашего края» для детей подготовительной к школе группы в форме «квест – игры»

В процессе ООД обучающиеся посредством разных видов деятельности, дидактических игр, познавательных заданий и игровых упражнений, объединённых в «квест – игру» линейного типа, обогащ...

Непосредственно образовательная деятельность по ФОП области «Речевое развитие» для детей средней группы по теме: «Путешествие в страну цветных карандашей»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Элементы используемых технологий: мнемотехника, здоровьесберегающая, игровая....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФОП области «речевое развитие» для детей средней группы

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Элементы используемых технологий: мнемотехника, здоровьесберегающая....

Непосредственно образовательная деятельность по ФОП области «Речевое развитие» для детей средней группы по теме: «Два жадных медвежонка»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Элементы используемых технологий: мнемотехника, здоровьесберегающая, игровая, И...