Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «М»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Токарева Мария Леонидовна

Конспект

организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте

в старшей группе


 

«Знакомство со звуком «М» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Буревестниковский детский сад»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте

в старшей группе

«Знакомство со звуком «М»

Подготовила воспитатель:

Токарева М.Л.

Цель:

-познакомить с звуком М;                                                                                                

Задачи:

-развивать умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, -продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове.                                                                    

-развивать  логическое мышление, слуховое внимание

-стимулировать речевую активность детей.


Ход ООД:

1. Организационный момент:

Встали дружно все мы в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель читает стихотворение:

Что такое звук? Скажи!

Постучи и пошурши,

Покричи и позвени,

Звук, попробуй, догони!

Даже если подойдёшь

Очень осторожно,

Не увидишь, не найдёшь,

А услышать можно.

Воспитатель: дети, о чем это стихотворение?

Дети: о звуках.

Воспитатель: правильно, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звуки. Это нам необходимо для того, чтобы наша речь была грамотной и красивой.

Но сначала, мы должны сделать «зарядку для язычка»

 Артикуляционная гимнастика

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую

Скажите, пожалуйста, звук и буква это одно и то же или они чем-то отличаются друг от друга?

Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».

Воспитатель. Сегодня я вам ребята хочу прочитать очень коротенькое и забавное стихотворение, послушайте:

Мышка.

Мышка мылом мыла носик,

Мыла спинку, мыла хвостик.

Мыла так, что стала белой,

И от счастья мыло съела.

Воспитатель. Какая смешная мышка, мылась мылась и съела мыло. Я еще раз вам прочту, чтобы вы запомнили( повторяет стихотворение два раза, затем предлагает детям по желанию повторить его)

Воспитатель. Ребята, я не буду вам читать стихотворение и подчеркивать звук, который чаще всего встречается, я просто прочту стихотворение, а вы попытайтесь услышать какой же звук чаще всего повторяется! (воспитатель читает стихотворение, еле подчеркивая звук «м»)

Мышка мылом мыла носик,

Мыла спинку, мыла хвостик.

Мыла так, что стала белой,

И от счастья мыло съела.

Воспитатель. Кто услышал?(опрашивает детей и выслушивает их ответы)    Тогда слушайте внимательно еще раз (повторяет стихотворение)                   Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворение?                                           Ответы детей...                                                                                                                         Воспитатель. Молодцы, хоть я и не выделяла этот звук, но вы все его услышали. Сейчас я предлагаю вам самим прочитать стихотворение и выделить звук «м» во всех словах, кто хочет попробовать?(воспитатель  помогает ребенку читать стихотворение)

Мышка мылом мыла носик,

Мыла спинку, мыла хвостик.

Мыла так, что стала белой,

И от счастья мыло съела.

Воспитатель. Очень хорошо,(хвалит ребенка который читал стихотворение). Как много в нем звуков «м» Кто запомнил слова, в которых есть звук «м»

Ответы детей                                                                                                    Воспитатель. Правильно, это МЫШКА, МЫЛОМ, МЫЛА, МЫЛО

Произнесите, пожалуйста,звук «М».  Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту?

-губки сомкнуты без напряжения;

-воздух выходит через нос;

-горлышко «работает».

- звук «м» петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, звонкий (горлышко «работает»), может быть твердый и мягкий, поэтому мы обозначаем звук «м» синим  цветом.                                                                                        Воспитатель. Ребята я сейчас произнесу слова, а вы мне ответе, где находиться звук «м» в слове, слушайте меня внимательно: МЫШКА, ДОМ, МЫЛО, СУМКА, МЯЧ, МАМА

Давайте все дружно, хором проговорим эти слова( проговаривают хором слова, тянут гласные)

Ответы детей

Воспитатель. Молодцы, правильно определили в каком месте в слове находиться звук «м». Звук «м» может находиться в начале слова, в середине и в конце. А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и сделать небольшую разминку.

Физкультминутка

 В старом дереве дупло:

это домик буквы О.

Рядом с нею на суку

примостилась буква У.

В гости к нам издалека

прибежала буква А.

На спине у воробья

прилетела буква Я.

Буквы стали веселиться:

и смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

то похлопают в ладошки.

То присядут, отдохнут.  

То опять плясать начнут.

Воспитатель. Отдохнули, продолжаем дальше наше занятие. Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко», слушайте внимательно и отгадывайте мои  загадки.                                                                                                                            

Игра «Доскажи словечко»                                                                                       Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Он всю зиму в шубе спал,                                                                                                      Лапу бурую сосал,                                                                                                                        А проснувшись стал реветь,                                                                                             Это зверь лесной...(медведь)

Мы щенка в воде и в мыле                                                                                                 Два часа мочалкой… (мыли).

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось… (мыло).

 Наша Таня громко плачет,

 Уронила в речку … (мячик).

Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове.

Дети вместе с воспитателем проговаривают слова и выделяют звук «м» в каждом слове.

Игровое упражнение «Хлопни в ладошки».

Воспитатель произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук «м»

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука, и т. д.                                                                                                                                 Воспитатель. Молодцы, справились с заданием, а теперь подумайте и назовите какое-нибудь слово, в котором есть звук «м» (приступая к этому заданию воспитатель должен приготовить список слов со звуком «м»)

Ответы детей

Воспитатель. Очень хорошо, много слов вы назвали( игра продолжается пока дети называют слова, даже неправильные, в этом случае воспитатель их поправляет и просит придумать другое слово со звуком «м»)

В конце занятия воспитатель подводит итог

Воспитатель.  С какими звуком мы сегодня с вами познакомились? Дайте характеристику этим звуку.

Ответы детей

 Воспитатель. Чем мы с вами еще занимались сегодня на занятие?

Ответы детей

Воспитатель. Правильно, разучивали стихотворение про мышку, научились определять на каком месте в слове находиться звук «м», придумывали слова со звуком «м» и т.д.

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня на занятие.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну звуков и букв»

Тема: « Путешествие в страну звуков и букв»Организованная образовательная деятельность по  обучению грамоте в группе компенсирующей направленности(подготовительная группа, второй год обучени...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"

Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшей группы грамоте Тема: « Согласные звуки [л ], [л’], буква Л, л»

Цель:-формировать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные, гласные, согласные твёрдые и мягкие);- развивать умение определять место звук...

Конспект образовательной деятельности обучение грамоте старшая группа "Знакомство со звуком и буквой Р"

Цель: знакомство с согласным звуком и буквой РЗадачи: 1. познакомить детей с согласным звуком [Р]; дать понятие твёрдый и мягкий звук [Р]; познакомить с графическим обозначением звука [Р], упраж...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква Ш»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо обучению грамотев подготовительной группеТема: «Звук и буква Ш»...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе тема: «Звук и буква К»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группетема:  «Звук и буква К»...