Картотека игр по речевому развитию дошкольников
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Светлана Михайловна Жижина

Система современных дидактических игр для развития речи  - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_po_rechevomu_razvitiyu.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Картотека игр

по речевому развитию дошкольников

Выполнил:

воспитатель Жижина С.М.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

Система современных дидактических игр для развития речи  - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях. Современная речевая дидактическая игра является теми условиями, в которых может быть реализована речевая практика.

I.Воспитание звуковой культуры речи

Игра «Пчёлы и медведь»

Младший дошкольный возраст

Цель: закрепление навыка произношения изолированного звука Ж.

Оборудование: маска медведя.

Ход  игры: ребенок в маске медведя сидит в стороне на отдельном стульчике. Воспитатель говорит:

Пчелки в улье сидят

И в окошко глядят.

Погулять все захотели.

Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж.

Дети бегают и жужжат. Медведь идет спасать мед. Дети-пчелки бегут на свои стульчики, садятся, машут кистями рук и громко жужжат, прогоняют медведя. Тот, кого осалил медведь, уходит вместе с ним

  1. Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/19/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-razvitiyu-rechi
  2. Игра «Солнце или дождик?»  

Младший дошкольный возраст

Цель: формировать умение выполнять действия согласно различному звучанию бубна;  воспитывать умение переключать слуховое внимание.

Оборудование: бубен.

Ход игры: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть   бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Источник: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей дет. сада. – М.:Просвещение,1979.

Игра «Хорошо или плохо»

Средний дошкольный возраст

Цель: закрепление произношения звука Х в словах.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход  игры:  Воспитатель показывает картинку и начинает предложение, а ребёнок заканчивает его словом «хорошо» или «плохо», так, чтобы эти слова подходили по смыслу.

Обижать малышей - …

Быть настоящим другом –

Помогать друзьям - …

Говорить грубые слова - …

Помогать маме - …

Болеть - …

Веселиться с друзьями –

Источник: Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации.-М.:ТЦСфера, 2009.

Игра  «Светофор»

Средний  дошкольный возраст

Цель: развитие у детей слухового внимания.

Оборудование: карточки кранного и зелёного цвета, предметные картинки.

Ход игры: взрослый показывает картинку и произносит слова, если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный.

Например:

баман - паман-банан- банам

митанин – витамин-фитамин

виван -диван -биван  

айбом-альбом-аньбом-авьбом

кьетка-клетка-клетта и др.

  1. Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/19/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-razvitiyu-rechi

Игра «Испорченный телефон»

Старший дошкольный возраст

Цель: развитие у детей слухового внимания.

Ход игры: дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо на ухо говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди, начиная с последнего,  какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Ребёнок, который неправильно произнёс слово, занимает место последнего в ряду.

Игра «Каждому звуку свою комнату»

Старший дошкольный возраст.

Цель: формирование умения проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Оборудование: изображение домиков с одинаковым количеством окошек, фишки красного цвета (гласные), синего и зелёного цвета (твёрдые и мягкие согласные).

Ход игры: играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки», называя их характеристики.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/19/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-razvitiyu-rechi

II.Развитие словаря

Игра «Мяч бросай и животных (одежду, транспорт, посуду) называй»

Младший дошкольный возраст

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Источник: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей дет. сада. – М.:Просвещение,1979.

Игра «Чудесный мешочек»

Младший дошкольный возраст

Цель: расширение словаря признаков,  развитие тактильных ощущений.

Оборудование: мешочек, игрушки из различных материалов.

Ход  игры: Воспитатель предлагает детям мешочек с игрушками,  сделанными из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан).

Источник: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей дет. сада. – М.:Просвещение,1979.

Игра «Три слова»

Средний дошкольный возраст

Цель: активизация словаря детей.

Оборудование: мяч.

Ход  игры: дети становятся в круг. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет три слова, подходящих по смыслу и бросает мяч педагогу.

Например:

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать? И т.д.

Источник: Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации.-М.:ТЦСфера, 2009.

Игра «Кто может совершать эти действия?»

Средний дошкольный возраст

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Оборудование: мяч.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Например:

Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Источник: Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации.-М.:ТЦСфера, 2009.

         Игра «Скажи наоборот»

         Старший дошкольный возраст

Цель: закрепление навыка подбора слов с противоположным значением (антонимов), умения согласовывать имена прилагательные с существительными.

Оборудование: мяч.

Ход игры:  воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит словосочетание (прилагательное + существительное), а ребенок, возвращая мяч, называет словосочетание с противоположным значением.

  1. Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/19/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-razvitiyu-rechi

Игра «Скажи похоже»

Старший дошкольный возраст

Цель: формирование умения  подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч и называет глагол, дети подбирают к ним синонимы и бросают мяч педагогу.

Например:

Думать — ... (размышлять), открыть — ... (отворить), отыскать — ... (найти), зябнуть — ... (мерзнуть), поразить — ... (удивить), шалить — ... (баловаться), забавлять — ... (развлекать), прощать — ... (извинять), звать — ... (приглашать), реветь —  ...  (плакать), мчаться —  ...  (нестись), вертеться — ... (крутиться), опасаться — ... (бояться), бросать — ... (кидать).

Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

—  Этот дом большой, а этот... (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня... (жаркий).

Источник: Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации.-М.:ТЦСфера, 2009.

III.Формирование морфологической стороны речи

Игра «Один – много»

Младший дошкольный возраст

Цель: формирование умения образовывать существительные множественного числа существительных.

Оборудование: мяч.

Ход игры: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Источник: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей дет. сада. – М.:Просвещение,1979.

Игра «Животные и их детеныши»

Младший дошкольный возраст

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Оборудование: мяч.

Ход игры: педагог, бросая мяч ребенку, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного сначала в единственном, а затее во множественном числах.

Например:

У кошки – котёнок – котята; у медведя — медвежонок- медвежата; у волка —     волчонок – волчата; у зайца — зайчонок зайчата и др.

Источник: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей дет. сада. – М.:Просвещение,1979.

Игра «Один – много»

Средний дошкольный возраст

Цель: дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: парные предметные картинки.

Ход игры: педагог раздаёт детям предметные картинки с несколькими предметами, оставляя у себя картинки с одним предметом. Воспитатель, показывая картинку, где изображен один предмет, произносит слово в единственном числе именительном падеже, а ребёнок у которого изображение этого предмета во множественном числе показывает картинку и называет слова в именительном падеже во множественном числе.называют

 Источник: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей дет. сада. – М.:Просвещение,1979.

Игра «Накорми животное»

Средний дошкольный возраст

Цель: закрепление форм винительного падежа

Оборудование: картинки с изображением животных и едой для них.

Ход игры: педагог показывает картинку с изображением животного, а ребёнок произносит слово, обозначающее корм для него в винительном падеже и выбирает картинку с правильным изображением.

Например:

Зебре – траву, моржу – рыбу, слону – морковку и т. д.

  1. Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/19/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-razvitiyu-rechi

Игра «Из чего сделано?»

Старший дошкольный возраст

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Оборудование: мяч.

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Педагог: - Дети:

Рукавички из меха - меховые

Таз из меди – медный

Ваза из хрусталя - хрустальная

Рукавички из шерсти – шерстяные

Источник: Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации.-М.:ТЦСфера, 2009.

Игра «Чья голова?»

Старший дошкольный возраст

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Оборудование: мяч.

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья

Источник: Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации.-М.:ТЦСфера, 2009.

IV.Формирование синтаксической стороны речи

Игра «Кто позвал?»

Младший дошкольный возраст

Цель: формирование умения элементарно описывать предмет и называть один из его признаков.

Оборудование: по одной игрушке на каждого ребёнка.

Ход игры: дети рассаживаются в круг, у каждого в руках игрушка. Один ребёнок (водящий) поворачивается спиной в круг.  Дети зовут его по имени, он угадывает того, кто его позвал, описав зовущего, или назвав, что у того в руках, например: «Это Лена. У неё кукла с бантиком».  В последующем можно усложнить игру, добавив описание зовущего, например: «Это Дима. У него красная рубашка и синие брюки».

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/04/14/kartoteka-igr-po-razvitiyu-rechi 

Игровое упражнение «Страшный зверь»

Младший дошкольный возраст

Цель: Закрепление умения соотносить названия животных и их детёнышей, дополняя содержание рассказа.

Оборудование: игрушки или картинки: кошка и котята, собака и щенята,  курица с цыплятами, утка с утятами,  сорока.

Ход игры: воспитатель:

- Я вам расскажу историю. У девочки Вари была кошка с …(котятами), собака со …(щенятами), утка с …(утятами), курица с …(цыплятами).

Рассказ воспитателя сопровождается показом игрушек или картинок.

- Как-то раз утята прибежали к реке, стали нырять и плавать, а котята и цыплята смотрят на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та-тах!». Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к (кошке), щенята  к (собаке), утята к (утке), цыплята к  (курице). Успокоили мамы свои детёнышей и снова прибежали к воде утята. От кошке бегут …(котята), от собаки побежали … (щенята), от курицы … ( цыплята) . И вдруг снова: «Тра-та-та-тах!». Опять побежали малыши к своим мамам: утята…(к утке), щенята…( к собаке), цыплята…(к курице). И спрашивают: «Кто так страшно трещит?». Смотрят - метнулась к лесу птица какая-то: сама чёрная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: «Тра-та-та-тах!», да и скрылась. Кто же напугал малышей – и утят, и щенят, и котят?

Картинка – подсказка демонстрируется после первых ответов детей.

- Как вы думаете, нужно ли сороку боятся?  

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/04/14/kartoteka-igr-po-razvitiyu-rechi 

Игра  «Дополни предложение»

Средний дошкольный возраст.

Цель: развитие речевой активности, быстроты мышления, умения связно высказывать свои мысли.

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель произноситначало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

Источник: Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации.-М.:ТЦСфера, 2009.

Игра «Придумай предложение»

Средний дошкольный возраст.

Цель: развитие речевой активности, быстроты мышления, умения связно высказывать свои мысли.

Оборудование: необычный камешек.

Ход игры: дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:  «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему ребёнку». Так по очереди по кругу  камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

Источник: Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации.-М.:ТЦСфера, 2009.

Игра «Размытое письмо»

Старший дошкольный возраст.

Цель: закреплять умение  составлять  распространенные предложения.

Оборудование: игрушечный медведь, письмо.

 Ход игры: воспитатель:

 - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что (заблудился, потерялся). Я долго блуждал по лесу и (вышел на поляну, попал на поляну). Выйдя на поляну, я попал (в западню, ловушку).  Я попал в яму, потому что (был не послушным, невнимательным).  Там было так глубоко, что (мне стало страшно, жутко).  Пришли охотники и (достали меня).  Теперь я живу в (зоопарке, зверинце).  У нас есть площадка для (детёнышей, молодняка).  Скоро к нам приедет дрессировщик из (цирка).  Надеюсь попасть в (цирк).  Как здорово уметь (кататься на велосипеде, играть в футбол, жонглировать).  Жди следующего письма из (цирка).  До свидания. Топтыгин».

 Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/18/didakticheskie-igry-po-razvitiyu-rechi-v-podgotovitelnoy-gruppe

Игровое упражнение «Кто больше заметит небылиц?»

Старший дошкольный возраст

Цель: формирование умения  замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Оборудование: фишки.

Ход игры: дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель:

 - Я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница».  В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать и объяснить замеченные небылицы.  Дети, у  которых больше фишек называют те небылицы, которые  не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/18/didakticheskie-igry-po-razvitiyu-rechi-v-podgotovitelnoy-gruppe 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

Картотеки речевого развития дошкольников

Собрание материала по речевому развитию ДОУ...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Картотека "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей и...

Картотека Артикуляционных упражнений для речевого развития дошкольников

Голосодыхательные упражнения подготавливают формирование шипящих и свистящих звуков. Для их произношения требуется плавная продолжительная воздушная струя. Необходимо ребенка правильно дуть: губы окру...

картотека игр по речевому развитию дошкольников

Система современных дидактических игр для развития речи  - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют л...