Картотека дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ»
картотека по развитию речи (старшая группа)

Брызгалова Ольга Алексеевна

Учить выделять в речи слова, обозначающие предметы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._igry_k_teme_slova-_predmety_sinkveyn.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

с детьми  старшего дошкольного возраста

«СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ»

Цель. Учить выделять в речи слова, обозначающие предметы.

Ход игры. Воспитатель называет ряд слов, которые обозначают названия предметов. В этом ряду находится лишнее слово. Играющие должны определить, какое слово лишнее. Дети, правильно ответившие на вопрос, получают фант. Выигрывает тот, кто получил большее количество фантов. Примерный речевой материал.

1)  Кошка,  портфель,  девочка, желтый,  солнце.
2)  Ручка, помидор,  гуляет, ковер, собака.
3) Лошадь,  муха, учится, велосипед, журнал.
4) Рыба, дети, веселый, лягушка, кукла.

«Кто это? Что это?» Цель. Учить правильной постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. Ход игры. На магнитной доске укрепляются два листа формата А3, на одном из которых наклеены изображения предметов, отвечающих на вопрос «Кто?» (например, мужчина, рыба, бабочка, девочка, птица), на другом — отвечающие на вопрос «Что?» (например, капуста, машинка, кукла, мяч, кровать). На столе воспитателя лежат небольшие предметные картинки с изображением предметов. Дети по очереди подходят к столу, берут картинку, называют ее, ставят вопрос и укрепляют ее под нужной большой картинкой.

«Найди предмет, поставь вопрос» Цель. Учить правильной постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. Ход игры. На доску укрепляется крупная сюжетная картинка. Играющие должны внимательно ее рассмотреть. I вариант. Дети называют предмет, ставят к нему вопрос. II вариант. Дети сначала называют все предметы, отвечающие на вопрос «кто?», затем — на вопрос «что?». III вариант. Для предметов, обозначающих слова, отвечающие на вопрос «кто?» — красная магнитная фишка,  на вопрос «что?» - синяя. Играющие выходят к доске, называют предмет, ставят к нему вопрос и на его изображение укрепляют нужную фишку. Правильно ответившие могут получать фишки или фанты. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фантов.

«Лото» Цель. Закреплять умение правильно ставить вопрос к словам, обозначающим предметы. Ход игры. Детям выдаются карточки, поделенные на четыре квадрата и фишка. В квадратах изображены предметы.

«Один – много» Цель. Учить образовывать форму множественного числа существительного от единственного или, наоборот. Ход игры. Играющие становятся в круг. В центре круга - воспитатель. Он бросает мяч кому-либо из детей и называет слово, обозначающее один предмет (например, гнездо), ребенок бросает ему мяч обратно и называет множественное число данного слова (гнезда). Играть можно и наоборот. воспитатель называет множественное число, а ребенок единственное.

 «Большой — маленький» Цель. Учить образовывать слова с уменьшительными, увеличительными суффиксами. Ход игры. I вариант. На доске укреплены картинки с изображением предметов. На партах у играющих находятся предметны картинки с изображением маленьких предметов. Дети должны назвать свои картинки с уменьшительным суффиксом. II вариант. На доске укреплены картинки с изображением предметов. На столах у играющих находятся предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Они выхолят к доске, укрепляют свои картинки слева и справа от основной картинки и называют их.

Лапка – лапа – лапище.
Носик – нос – носище.
Хвостик – хвост – хвостище.
Ручка – рука – ручище.

Глазик – глаз – глазище.
Зубик – зуб – зубище.
Ножка – нога – ножище.

II способ.

Оборудование. Пары  карточек:  ковер – коврик, гнездо –  гнездышко,  стул – стульчик,  птенец –  птенчик и т.д. Ход игры. Дети делятся на две команды и рассаживаются в первый и второй ряд. У игроков, сидящих на первом ряду, карточки с изображением предметов, у игроков во втором ряду такие же карточки, только маленького размера. Дети из первого ряда по порядку называют свои карточки, дети второго ряда – пару данного предмета, но только с уменьшительно-ласкательным суффиксом. II вариант. На доске укреплены картинки с изображением предметов. На партах у играющих находятся предметные картинки с изображением больших предметов. Дети должны назвать свои картинки с увеличительным суффиксом.

«Мой? Моя? Моё?» Цель. Уметь определять род имени существительного, соотносить слово с вопросом. Ход игры. Играющим раздаются по три предметные картинки, обозначающие существительные женского, мужского и среднего рода. Ведущий говорит: «Он мой». Играющие по порядку поднимают карточку с предметом мужского рода и называют ее и т.д. Показанную карточку играющие откладывают в отдельную стопку. Если в конце игры карточек не осталось, то играющий показал все карточки правильно.

«Вредина» Цели. Расширять словарь; учить подбирать слова, противоположные по значению. Ход игры. Ведущий объясняет, что у него есть «волшебная» палочка. Воспитатель называет слово и передает играющему «волшебную» палочку. Ребенок должен назвать слово, противоположное по значению и отдать палочку ведущему. Если ответ неправильный, ведущий палочку не забирает, а неправильно ответивший выбывает из игры. Выигрываю те, кто остался к концу игры.

«Наоборот» Цели. Расширять словарь; учить подбирать слова, противоположные по значению. Оборудование. Предметные картинки со словами-антонимами. Ход игры. На доске в ряд укреплены предметные картинки. На столе у ведущего перевернутые картинки. Играющие по очереди выходят к столу, берут картинку, называют ее и находят на доске картинку, обозначающую слово, противоположное по значению, и под ней укрепляют свою картинку.

 «Найди лишнюю картинку» Цели. Активизировать словарь; учить подбирать слова, близкие по значению. Ход игры. Детям выдаются карточки, поделенные на четыре квадрата, и фишки. В трех квадратах изображены предметы, обозначающие слова-синонимы, четвертый предмет – лишний. Играющие должны закрыть его фишкой. Выигрывает тот, кто первый и верно справился с заданием.

«Загадку отгадай — два слова угадай» Цели. Активизировать словарь; учить обучать анализу и синтезу в работе над словом. Примерный речевой материал.

Важно по морю плывет
Трехэтажный … 
(пароход)
Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым,

Как загудит его мотор.
Он глотает пыль и сор. 
(Пылесос)

Глаз - особый глаз,
Быстро взглянет он на вас.
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. 
(Фотоаппарат)

Ход игры. Ведущий предлагает играющим отгадать загадки и определить, какие два слова спрятались в одном. Правильно ответивший получает фант. Побеждает получивший  большее количество фантов.

«Закончи слово»  Цели. Активизировать словарь; учить обучать анализу и синтезу в работе над словом.

Примерный речевой материал. Лес рубит - лесоруб; лед колет - ледокол; сам катит - самокат; сам варит - самовар; сам летит – самолет; мясо рубит -  мясорубка и т.п.

Ход игры. Ведущий называет два слова, а дети – слово, которое из них получилось. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил большее количество фишек.

«Слово лишнее найди, почему – объясни».  Цели. Активизировать словарь; учить объяснять значение родственных слов. Примерный речевой материал.

Гора, гористый, горе, горка.
Сад, садовый, сода, садовник.
Осина, оса, подосиновик, осинка.

Ход игры. Ведущий называет ряд родственных слов, а играющие определяют лишнее.

 «Лесная школа»   Цели. Учить согласовывать имена существительные с числительными; активизировать словарь. Оборудование. Фигурки с изображением детенышей диких животных.Ход игры. На наборном полотне или магнитной доске расставляются фигурки с изображением детенышей диких животных. Ведущий объясняет, что все эти детеныши диких животных ходят в лесную школу. Играющим нужно посчитать и назвать животных, например, пять медвежат, три волчонка, один ежонок, два бельчонка и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр для младшего дошкольного возраста.

эти дидактические игры способствуют закреплению цвета развивают мелкую моторику рук и память...

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста

laquo;Что где растет?» Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Ход игры. Воспитатель называе...

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста про спорт

Приобщение детей к здоровому образу жизни через игровую деятельность...

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста с игровым набором «Пертр»

Игровой набор№1 «Конструктор»«Пройди по дорожке 1»Цель: Развитие пространственных представлений, содружественных движений глаз и рук, самоконтроля, внимания.1. Прошагать в...

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста на развитие воображения

Дидактические игры направлены на развитие воображения детей дошкольного возраста по возрастам...