Технологическая карта занятия
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зиля Даировна Миназова

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие , познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Тема занятия: чтение сказки-загадки В. И. Даля «Старик-годовик»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель занятия: Знакомство детей с идейным смыслом сказки В.И. Даля «Старик-годовик» посредством выразительного чтения, работы с текстом произведения, проведение дидактической игры на закрепление на СМАРТ доске,

Задачи занятия:

Образовательные: формировать первичные представления о временах года, знакомить с  значением незнакомых слов

Развивающие: Развивать литературную речь, коммуникативные навыки. Развивать все компоненты устной речи: память, мышление, эмоции.  Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать воображение, художественно-творческих способностей.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее. Воспитывать познавательный интерес и любовь к природоведческой литературе. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия

Дополнительные задачи:

Игровая: формировать отдельные игровые умения(принимать задачу, подчиняться правилам, добиваться результата)

Дидактическая: расширить представления детей о цикличности всего происходящего в природе

Словарная работа: «жарко», «душно», «знойно», «жать рожь»

Планируемые результаты занятия: дети знают содержание сказки «Старик-годовик»; знают времена года. знают о месяцах времен года, днях недели, о смене дня и ночи; знают значение незнакомых слов; выполняют движения по словесной инструкции; выполняют правила дидактической игры; делают выводы по теме занятия, дают оценку своим действиям. Рисуют времена года.

Подготовительная работа: знакомство с биографией и творчеством  В.И.Даля; чтение литературной сказки  В. И. Даль «Старик-годовик», разработка дидактической игры, загадки про времена года.

Материалы и оборудование: литературная сказка В. И. Даль «Старик-годовик» иллюстрации к сказке-загадке, карточки с временем года, СМАРТ доска, запись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Январь»

Этапы, продолжительность.

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно- мотивационный этап.(3мин)

 Создать у детей положительный эмоциональный настрой и направленное внимание на предстоящую деятельность.

 

Уточнить знание детей о временах года.

Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку. 

На одном боку цветы расцветают,

На другом  - листы опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвёртом  - сучья подсыхают.

Посмотрите в окошко. Какое время года наступило? Какие признаки весны вы знаете?  Сколько всего времён года? Назовите их.

 Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики. Не забываем про ровные спинки.

Я вам сейчас загадаю загадки о временах года, а вы отгадайте.

 Я соткано из зноя, Несу тепло с собою,

Я реки согреваю, "КУПАЙТЕСЬ"-приглашаю.

И любите за это Вы все меня. Я ... (лето)

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (осень).

Дел у меня немало- Я белым одеялом

Всю землю укрываю, В лёд реки убираю,

Белю поля, дома, Зовут меня... (зима).

Я раскрываю почки, В зелёные листочки

Деревья одеваю, Посевы поливаю,

Движения полна, Зовут меня ... (весна).

 

 

  Словесные методы. Вопросы.

Дети приветствуют педагога (стоят).  

 

 

 

 

Дети отгадывают загадку. (Времена года)

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети садятся на стульчики.

 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадки.

 

  Дети знают времена года.

2.

Основной этап.(10мин) 

2.1.

Этап постановки проблемы (3мин)

Слушать выразительное чтение сказки –загадки  В. Даля «Старик-годовик».     Знакомить с  значением незнакомых слов  

-Дети теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. Ребята, но сначала ответьте - кто знает, что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» - воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

 Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

Чтение сказки- загадки В.И. Даля «Старик - годовик» (под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь» с показом иллюстраций)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.

Словесные методы. Вопросы.    

 

 

 

 

 

 

Дети знакомятся с незнакомыми словами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают сказку – загадку.

 

 

 Дети знают содержание сказки.   Знают значение незнакомых слов.

 

2.2.

 

Этап восприятия материала.

 (3-4мин)

 

Уметь устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями по произведению В. Даля

Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? 

А назовите зимние месяцы?

А весенние месяцы вы знаете?

Как же называются летние месяцы?

И осенние месяцы знаете?

 Ребята, а сколько же в году месяцев?

 Следующий вопрос. Какие это четыре крыла у каждой птицы? (иллюстрация)

Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (иллюстрация)

 Ребята, а назовите дни недели.

 Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? 

Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.

 Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (иллюстрация)

 

Словесные методы (вопросы).

Наглядные (иллюстрации)

Дети отвечают на вопросы о Временах года и их месяцах.

 

 

 

 

 

Дети полно и развернуто отвечают на вопросы сказки – загадки.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

   

 Дети знают о месяцах времен года, днях недели, о смене дня и ночи.

2.3.

Этап практического решения проблемы.

(3-4мин)

 

 

 

Выполнять движения по словесной инструкции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнять правила дидактической игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнять движения по словесной инструкции

 

 

Рисовать по заданию

- Ребята, а теперь давайте немножко  отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку,

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся. (Поднять глаза вверх; опустить вниз; голова неподвижна).

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка, ты со мной! (Поморгать глазами).

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись. (Дети делают круговые движения глазами).

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду!(Дети отводят взгляд влево).

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду! (Дети отводят взгляд вправо).

 

 Ну, вот мы и отдохнули немного.  А теперь предлагаю поиграть. Подойдите к доске двое. Вам нужно подумать и создать модель месяца. Посмотрите, перед вами макет птицы. Вам нужно по-очереди приложить крылья (недели) и по порядку расставить названия дней недели. Молодцы.

 Ребята, а давайте порадуем «Старика-годовика» и нарисуем для него рисунки. Рисунки не простые, а свое любимое время года. Перед тем как приступить к рисованию нам надо размять пальчики.

Физкультминутка «Весна».

От солнышка весеннего лучики бегут,

Травушку-муравушку выглянуть зовут,

Вот проклюнулись росточки,

Потянулись вверх листочки,

Кулачки-бутоны сами

Так и брызнули цветами. 

А теперь приступаем к рисованию.

Гимнастикадля глаз.  Игра -упражнение.

 Выполняют гимнастику для глаз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Дети выполняют задание дидактической игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руки вверх, все пальцы разъединены – «лучики». Приседают на корточки. Над головой двумя руками делают «бутон» и потихоньку выпрямляются, встают. Руки вверх и в стороны, пальчики широко расставлены.

Выполняют движения по словесной инструкции.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют правила дидактической игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку

 

 

 

 

 

Рисуют время года

3.

Заключительный этап. (3мин)

Сделать выводы.

Дать оценку своим действиям.

Что нового и интересного узнали  сегодня?

С каким автором вы сегодня познакомились?

Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?

С какими новыми словами познакомились?

Что понравилось?

Что показалось трудным?

О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

Ребята, у вас получились очень красивые рисунки. Молодцы!

Если вам понравилось занятие, вы справились с заданиями – возьмите смайлик с улыбкой, а если не понравилось, вам было скучно - возьмите грустный смайлик.

Словесные методы. Вопросы.  

    Ответы детей по желанию.  

Оценка своей работы

Отвечают на вопросы.     Делают выводы.  Дают оценку.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Владимир Иванович Даль Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых АННОТАЦИЯ К СКАЗКЕ «СТАРИК ГОДОВИК» В.И. Даль написал сказку « Старик-годовик » более 100 лет назад. Сказка написана в жанре сказки-загадки. Однажды старик-годовик, выйдя на улицу взмахнул рукавом. Раз махнул – первые три птицы полетели, стало морозно, махнул второй раз - ещё птицы полетели, снег вдруг растаял и появились первые цветы, махнул в третий раз - опять птицы полетели и наступила жара, жарко припекло солнышко, махнул в четвёртый раз - снова птицы полетели и появился густой туман и снова пошёл дождь . Птицы, что выпускал старичок из своей шубы не обычные, каждая имела по четыре крыла, на каждом крыле семь перьев, с одной стороны перышко белоснежное, а с другой стороны очень темное. Кто таков этот старик? Что за волшебные птицы вылетали из его рукавов? Почему имели не два, а четыре крыла, и что значат семь перьев на каждом крыле? Почему они имели такую странную расцветку? Вот такая интересная сказка, читая которую нужно подумать о чём идёт речь, что это за птицы с крыльями вылетали от взмаха рукава старика-годовика. Вот почему сказка и считается сказкой-загадкой. Сказка учит нас не забывать о том, в каком порядке идут времена года, как устроен год.

Слайд 3

Зима Весна Осень Лето

Слайд 4

1 6 3 7 5 2 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...

Технологическая карта занятия. Тема занятия: Звено летящих самолетов.

Художественное  эстетическое развитие (приоритетная обл.), интеграция: соц. коммуникативное развитие....

Технологическая карта занятия по развитию математических представлений. Тема занятия: «Геометрические фигуры»

Образовательная область: Познавательно-исследовательскаяТема занятия: «Геометрические фигуры»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: ­­­­­­­­­&sh...

Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Технологическая карта занятия  Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...