Дидактическая игра как средство обогащения словаря младших дошкольников по теме "Семья"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Окулова Наталия Васильевна

В презентации раскрывается значение дидактических игр в  обогащении словаря младших дошкольников по теме "Семья".  Рассказано о  видах  дидактических игр, которые способствуют развитию речи, а так же обогащению словаря дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гг. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 62 "Родничок" комбинированного вида". Дидактическая игра как средство обогащения словаря младших дошкольников по теме «Семья» Выполнила : Окулова Наталия Васильевна, воспитатель МБДОУ №62 «Родничок» Северодвинск, 2022

Слайд 2

Речевое развитие детей является актуальной задачей для педагогов – дошкольников. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи, фонематического слуха. Развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте .

Слайд 3

Гг. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. В 3-4 года у ребенка происходит обогащение словарного запаса, речевые цепи удлиняются и усложняются. Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Слайд 4

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Основные задачи: - обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. - закрепление и уточнение словаря . Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. - активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.

Слайд 5

Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Одним из эффективных приемов, для развития речи является использование дидактической игры. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что « игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательност и».

Слайд 6

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь. Виды дидактических игр Игры с предметами Настольно -печатные Словесные

Слайд 7

Обогащать словарь детей необходимо на основе представлений о ближайшем окружении детей. Семья ребенка и все, что с ней связано, является эмоционально значимым для ребенка 3 – 4 лет. Мы поставили перед собой цель – обогатить словарь детей по теме « Семья». В рамках работы с детьми над данной темой мы решали следующие задачи: - активизировать в словаре детей слова, обозначающие членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), их имена; - обогатить словарь детей словами с уменьшительно – ласкательными суффиксами (мама – мамочка, папа – папочка, брат – братик ); - обогатить словарь детей прилагательными, характеризующими членов семьи (добрая, ласковая, сильный, заботливая ) ; - обогатить словарь детей глаголами, характеризующими бытовые действия членов семьи (моет, стирает, готовит, вяжет, чинит, пилит, помогает, заколачивает ).

Слайд 8

Для повышения интереса детей к словарной работе мы изготовили пособие «Моя семья», в которое включили дидактические игры по обогащению словаря детей в рамках данной темы.

Слайд 9

В пособии «Моя семья» окошками закрыты картинки, изображающие членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра). Использовать пособие можно для организации разных дидактических игр. «С кем я живу?» Цель - активизировать в словаре детей слова, обозначающие членов семьи,(мама, папа, бабушка, дедушка), закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; воспитывать любовь к своей семье. Ход игры: открыть окошко и назвать членов семьи. «Доброе слово» Цель - учить детей согласовывать имена существительных с прилагательными, развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность. Ход игры : Воспитатель поочередно открывает окошки и предлагает ребенку сказать: «Мама какая?» «Папа какой?» «Бабушка какая?»

Слайд 10

Для решения задач по обогащению словаря детей мы использовали разные виды дидактических игр : « Назови ласково» Цель - учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным, развивать связную речь, мышление, воспитывать любовь к своей семье. Материал: мяч. Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т. д. Игры с предметом (мячом) Словесные игры « Скажи, как зовут …» Цель - закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; воспитывать любовь к своей семье. Ход игры: Дети становятся в круг, поочередно называют имена тех, с кем живут: мамы, папы, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Например: Мою маму зовут Алиса, папу Андрей, брата Максим, бабушку Вера, дедушку Петр.

Слайд 11

Настольно – печатные игры «Кто что делает?» Цель - обогатить словарь детей глаголами, характеризующими бытовые действия членов семьи. Ход игры: На столе разложены наборы картин из лото «Наша семья». Дети выбирают картинку и называют действие лица, изображенного на картинке: Девочка прыгает. Девочка пьет чай. Девочка рисует. Мама шьет. Мама варит.

Слайд 12

Проведенная нами работа позволяет сделать вывод, что дидактические игры являются эффективным средством для обогащения словаря детей 3 – 4 лет по теме «Моя семья». Использование разнообразных дидактических игр позволило обогатить словарь детей словами, обозначающие членов семьи, словами с уменьшительно – ласкательными суффиксами, прилагательными, характеризующими членов семьи, глаголами, характеризующими бытовые действия членов семьи.

Слайд 13

С писок литературы. 1 . Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991. 2 . Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М: Просвещение, 1974 . 3. Ушакова О.С. Программа развития речи детей 3-4 лет. Москва, Издательский центр « Вентана-Граф », 2009. 4 . «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), исп. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство приобщения младших дошкольников к русской народной культуре

В данном материале представлена дидактическая игра "Подбери головной убор к сарафану" для приобщения дошкольников к русской народной культуре. Игра может использоваться для закрепления ранее изученног...

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА

Память – один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего буд...

«Дидактическая игра как средство знакомства младших дошкольников с родным городом».

Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования .Важное место в ряду метод...

Приложение к опыту работы " Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольника" Игра " Детский сад"

Игра " Детский сад" знакомит детей с детским садом, его сотрудниками и их трудом....

Дидактические игры, как средство развития младших дошкольников.

Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить....

Дидактическая игра, как средство ознакомления младших дошкольников с профессиями взрослых

Дидактические игры, имеют огромную значимость, при ознакомлении с профессиями взрослых, именно обучающие задачи с нетрадиционным подходом, способны углубить и расширить кругозор ребёнка. Дети учатся с...