Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Домашние животные» (индивидуальное занятие).
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

"Познавательное развитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

694020, Российская Федерация, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Нагорная,13

тел. (42435) 4-18-43, тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail:kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Домашние животные»

(индивидуальное занятие).

Разработала: Лаверова А.В.

учитель-дефектолог

г. Корсаков

2022г.

Цель: Уточнение представлений о внешнем виде и образе жизни домашних животных.

Задачи:

Образовательные: активизировать словарь по теме «Домашние животные», ввести обобщающее понятие «домашние животные», уточнить представление о внешнем виде и образе жизни домашних животных.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное внимание, память мелкую моторику, развивать речь, творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать ответственное отношение к выполнению задания.

Оборудование:

- Панно фетровое;

- Комплект «Домашние животные» из фетра на липучках;

- Maxi-пазлы «Домашние животные»;

- Карточки для артикуляционной гимнастики («блинчики», «лошадка», «заборчик», «хоботок»);

- Комплект «Домашние животные и их пища» из фетра на прищепках;

Методические приемы:

Наглядный – демонстрация, наблюдение

Словесный – проговаривание слов для подвижной игры, для упражнений пальчиковой гимнастики.

Практический – моделирование, упражнения

Ход НОД

  1. Организационный момент.

Учитель-дефектолог: «Здравствуй, Ю.!»

Ребенок: «Здравствуйте, Альбина Витальевна!»

Учитель-дефектолог: «Ю., пойдем, я покажу тебе сюрприз, который приготовила для тебя!»

На столе лежать карточки для артикуляционной гимнастики перевернутые картинкой вниз.

Учитель-дефектолог: «Ю., открывай любую картинку и скажи мне, что это?…». Ю. переворачивает картинки по одной и сначала говорит, что нарисовано, а затем показывает упражнения по артикуляционной гимнастике соответственно картинке. Ребенок показывает упражнения: «Хоботок», «Заборчик», «Блинчики», «Лошадку».

  Учитель-дефектолог: «Отлично, Ю.! У тебя здорово все получилось показать»!

Учитель-дефектолог: «Ю., сегодня мы с тобой поговорим о домашних животных (Maxi-пазлы «Домашние животные»). Помоги мне, пожалуйста, собрать целые картинки и назови - кто это»?

Ю. собирает пазлы и называет, какое животное получилось: «Лошадь», «Свинья», «собака», «кошка», «корова», «курица».

Учитель-дефектолог хвалит ребенка.

Учитель-дефектолог: «Ю., скажи, пожалуйста, кто из этих животных как голос подает»?

Ребенок демонстрирует, кто из животных как подает голос.

Учитель-дефектолог: «Все верно, Ю.»!

Далее Учитель-дефектолог объясняет ребенку, что это всё «Домашние животные»: они живут в доме или около дома рядом с человеком; человек заботится о домашних животных, а домашние животные приносят пользу человеку: корова – дает молоко; собака – защищает; охраняет человека; лошадь – перевозит предметы, грузы; курица – дает яйца и мясо; свинья – дает мясо и жир, и т.д.

Учитель-дефектолог: «А теперь мы поиграем в игру: «Кто, что ест»? У нас есть животные (животные из фетра на прищепках): корова, кошка, собака, свинья и мешочек, в котором находится еда животных. Ю., доставай по одному предмету из мешочка и говори, кто ест эту пищу». Ребенок достает из мешочка по одному предмету и говорит, что это и  кого мы накормим этой едой (цепляет за прищепочку-«животное» еду): корову – травой; свинью – кукурузой; кошку – рыбой, собаку – костью.

Учитель-дефектолог: «Молодец, Ю.! Всё верно»!

Учитель-дефектолог предлагает отдохнуть и пройти ребенку на ковер, чтобы поиграть в подвижную игру «Конь» и пальчиковую гимнастику «Коза», «Кошечка»:

             Конь

Звонко цокают копытца –

Конь идет к реке напиться.

Хвост пушистый у коня,

Как косичка у меня

Учитель-дефектолог и ребенок проходят по кругу, высоко поднимая колени. Останавливаются, показывают правой рукой «хвостик». Левой рукой показывают «косичку» (помахать ладошкой сзади у затылка).

Пальчиковая гимнастика «Коза»: Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный -  прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется каждой рукой по очереди.

Пальчиковая гимнастика «Кошечка»: Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу (повторяем 3 раза).

Учитель-дефектолог хвалит ребенка за отличное выполнение упражнений.

Учитель-дефектолог: «Ю., я слышу, чей-то голос, он нас зовет на помощь…Голос доносится оттуда (дефектолог показывает указательным жестом в сторону фетрового панно). Пройдем к дому, Ю.».

Учитель-дефектолог и ребенок проходит к фетровому панно: на панно - дом, большой двор с зеленью и деревьями, рядом с домом стоит его  хозяин. Дефектолог говорит ребенку, что это хозяин дома и двора, у него было много домашних животных… Домашние животные увлеклись прогулкой и разбежались со двора «кто-куда». Хозяин просит помочь нас привести всех животных обратно к дому.

Учитель-дефектолог: «Давай поможем хозяину вернуть домашних животных во двор»?    

 Ребенок соглашается и возвращает всех домашних животных во двор к хозяину (прикрепляет фетровых животных на липучках по территории двора, проговаривая название каждого): кошку, собаку, корову, свинью, лошадь, курицу.

Учитель-дефектолог хвалит ребенка и говорит, что хозяин очень благодарен ему за помощь в возвращении домашних животных, потому что домашние животные должны жить рядом с человеком.

Учитель-дефектолог предлагает поиграть в игру «Кого не стало»? Ребенок закрывает не надолго глаза, а учитель-дефектолог прячет домашнее животное за травой; ребенок, открыв глаза, должен догадаться какого животного, не стало (проводим игру с несколькими животными).

Учитель-дефектолог хвалит ребенка за внимательность.

Учитель-дефектолог: «Ю., ты большая молодец: ты знаешь и назвала сегодня много домашних животных, знаешь чем они питаются,; помогла хозяину вернуть всех животных во двор…Ю., а каких животных ты помогла вернуть хозяину»?

Ребенок: «Домашних животных»!

Учитель-дефектолог: «Правильно!!! Молодец, Ю.»!!!

       

         Учитель-дефектолог: «До свидания!! До новых встреч!»

         Ребенок: «До свидания»!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 познавательно-исследовательской деятельности, с использованием ИКТ в средней группе.

Тема: «Домашние животные»

Продолжительность: 20 минут

Материалы и оборудование к занятию:

- Панно фетровое;

- Комплект «Домашние животные» из фетра на липучках;

- Maxi-пазлы «Домашние животные»;

- Карточки для артикуляционной гимнастики («блинчики», «лошадка», «заборчик», «хоботок»);

- Комплект «Домашние животные и их пища» из фетра на прищепках;

Этапы, цель, продолжительность

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности детей

Вводный

(организационный) этап

3 минуты

Цель: организация детей, создание положительного эмоционального настроя.

Вступительное слово.

Учитель-дефектолог приветствует ребенка и приглашает его сесть за стол, говоря о сюрпризном моменте. Учитель-дефектолог просит по очереди открывать карточки для артикуляционной гимнастики и показывать упражнение: «заборчик», «хоботок», «блинчики», «лошадка».

Ребенок приветствует учителя-дефектолога.

 

Ребенок заходит в кабинет, садясь за стол.

Воспитанник по очереди открывает карточки для артикуляционной гимнастики и показывает упражнения: «заборчик», «хоботок», «блинчики», «лошадка».

Основной этап

13 минут

Цель: уточнение представлений о внешнем виде и образе жизни домашних животных.

Задачи:

Образовательные:

Активизировать словарь по теме «Домашние животные», ввести обобщающее понятие «домашние животные», уточнить представления о внешнем виде и образе жизни домашних животных.

Коррекционно-развивающие:

развивать зрительное внимание, память, развивать речь,  мелкую моторику рук,          развивать творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать ответственное отношение к выполнению задания.

Работа с Maxi-пазлы «Домашние животные». Учитель-дефектолог дает задание:

1.Собрать Maxi-пазлы; назвать домашнее животное и показать «кто как голос подает»? Учитель-дефектолог говорит о домашних животных, о том, что о них заботится человек, а животные приносят пользу.

2.Игра «Кто что ест»? (животные из фетра на прищепках: корова, кошка, собака, свинья и мешочек, в котором находится еда животных. Необходимо доставать по одному предмету из мешочка, и говорить, кто ест эту пищу»).

Учитель-дефектолог предлагает отдохнуть и пройти ребенку на ковер, чтобы поиграть в подвижную игру «Конь» и пальчиковую гимнастику «Коза», «Кошечка»

Ребенок собирает пазлы и называет, какое животное получилось: «Лошадь», «Свинья», «собака», «кошка», «корова», «курица»; ребенок демонстрирует, кто из животных как подает голос.

Ребенок достает из мешочка по одному предмету и говорит, что это и  кого мы накормим этой едой (цепляет за прищепочку-«животное» еду): корову – травой; свинью – кукурузой; кошку – рыбой, собаку – костью.

Физкультминутка подвижная игра «Конь», пальчиковая гимнастика «Коза», «Кошечка».

«Звонко топают копытца – Конь идет к реке напиться.

Хвост пушистый у коня, Как косички у меня».

«Вижу у козочки острые рожки. Я убегу от нее по дорожке».

«Кулачок – ладошка. Я иду – как кошка».

Учитель-дефектолог и ребенок проходят по кругу, высоко поднимая колени. Останавливаются, показывают правой рукой «хвостик». Левой рукой показывают «косичку» (помахать ладошкой сзади у затылка).

Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный -  прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется каждой рукой по очереди.

Две ладошки одновременно сжать в кулачки, затем одновременно выпрямить пальчики (повторяем 3 раза).

3. Необходимо помочь хозяину вернуть разбежавшихся домашних животных во двор.

4. Игра «Кого не стало»?

Ребенок возвращает всех домашних животных во двор к хозяину (прикрепляет фетровых животных на липучках по территории двора, проговаривая название каждого): кошку, собаку, корову, свинью, лошадь, курицу.

Ребенок закрывает не надолго глаза, а учитель-дефектолог прячет домашнее животное за травой; ребенок, открыв глаза, должен догадаться какого животного, не стало (проводим игру с несколькими животными).

Заключительный этап

4 минуты

Цель: проанализировать успешность всех видов деятельности.

Рефлексия, подведение итогов проделанной работы.

- Давай вспомним, каких животных мы сегодня помогли вернуть хозяину во двор?

Ребенок проговаривает, что сегодня мы говорили о «Домашних животных»

Разработала:

Лаверова Альбина Витальевна – учитель-дефектолог



Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

694020, Российская Федерация, Сахалинская область, г.Корсаков,улицаНагорная, дом 13

тел. (42435) 4-18-43, тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail: kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru

Рецензия

на познавательно-исследовательскую деятельность, с использованием ИКТ

Тема: Домашние животные.

Дата: 06.04.2022г.

Направленность: речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО.

Возраст ребенка: 4 года.

Количество детей на занятии: 1 человек.

Продолжительность: 15 минут.

Учитель-дефектолог: Лаверова Альбина Витальевна.

Занятие проводилось в рамках Методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов Корсаковского городского округа на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка» Корсаковского городского округа Сахалинской области.

Цель данного занятия - уточнение представлений о внешнем виде и образе жизни домашних животных.

НОД была построена педагогом с учетом ФГОС ДО. Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связанны общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание. Начало занятия предполагает непосредственную организацию ребенка, вызывает интерес на предстоящую деятельность, создает соответствующий эмоциональный настрой, перед ребенком ставится проблема, в которую они решают в ходе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления ребенка. В конце занятия   учителем-дефектологом предусмотрено рефлексия итог занятия.

Материал разработан и подобран с учётом возрастных особенностей ребенка среднего дошкольного возраста, с соблюдением санитарных норм.

Грамотно продуманы: организация пространства и перемещения, использование подготовленных материалов.

Во время образовательной деятельности Альбина Витальевна использовала различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

В процессе НОД ребенок в игровой форме через познавательно-исследовательскую деятельность уточнил представления о внешнем виде и образе жизни домашних животных.

Применяемые методы, соотношение двигательной и интеллектуальной нагрузки, расположение оборудования в пространстве, применение ИКТ позволили учителю-дефектологу сохранить познавательную активность ребенка на протяжении всего времени мероприятия и, следовательно, выполнить все поставленные задачи.

В результате проведенного занятия учителем-дефектологом были выполнены поставленные цели и задачи, образовательная деятельность способствовала игровой мотивации обучения, высокой степени познавательного интереса. Деятельность была построена логично, учитель-дефектолог достиг желаемого результата.

Заведующий МАДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка»                                                 Е.А. Костицына

Старший воспитатель                                                                                                   Т.С. Порошина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие"на тему "Поможем бабушке Федоре"

В интересной форме дети закрепят знания  о посуде, ее видах.  назначении и роли в жизни человека. Закрепят умения составлять описательный рассказ о посуде по схеме, поупражняются в сер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Мир добра и зла по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда» в подготовительной к школе группе

Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо образовательной области  «Речевое развитие»на тему «Мир добра и зла по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»в подготовительной к школе группе...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области: "Речевое развитие" на тему: "Дары осени" для детей 4-5 лет

Цель помещаемого материала: развитие речи детей, обогащение чувствительного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи, развитие фонематического слуха, обогащение словаря детей, за...