Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы 6-7 лет Литературная гостиная: «Поэты и писатели Южного Урала -детям»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Рослова Наталья Сергеевна

Материал позволит закрепить знания детей о поэтах Южного Урала, развивать умение выступать перед сверстниками, презентуя свою творческую работу. Выразительно читать стихотворение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий мероприятия222.77 КБ
Файл Презентация2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

 с детьми подготовительной группы 6-7 лет

 Литературная гостиная: «Поэты и писатели Южного Урала -детям»

.

Авторская разработка

Учитель-логопед: Рослова Н.С.

Троицк 2022

Конспект: Литературная гостиная «Поэты и писатели Южного Урала -детям»

Цель: Продолжать закреплять знания детей ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, стихи).

Задачи: 

Обогащать  словарный запас детей. Развивать монологическую речь.

 Развивать слуховое внимание у детей.

Закреплять знания о жанровых особенностях  сказки, стихотворения.

Развивать эстетическое восприятие сюжетов картин, средствами художественного творчества детей.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Развивать умение выступать перед сверстниками, презентуя свою творческую работу. Выразительно читать стихотворение.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, иллюстрации к произведениям уральских авторов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю  в литературную гостиную.

1 слайд  (природа Урала) чтение стихотворения логопедом.

  Вы бывали на Урале?

Вы рассвет в горах встречали?

Солнце небо озаряет,

В рай волшебный превращает.

Мой родной Уральский край,

Знаменитый Таганай!

Гладь озер, туман скрывает,

Постепенно уползает,

Открывая их красу,

Вод кристальных чистоту!

 Что вы знали об Урале?

 Может мифы вы читали?

Сказы лучшие Бажова,

Захотите вспомнить снова?

 Про уральских мастеров,

Несмотря, что край суров.

 Из камней цветок растет

Что Данила создает.

А Хозяйка медных гор,

Дарит мастерам узор!

Здесь алмазы и хрусталь,

 Самоцветов дивный край.

 И олень в горах живет,

 Серебро копытом бьет!

А писатель и поэт

Вам раскроют их секрет.

И расскажут об Урале,

 Если раньше не слыхали.

Как он жил и как живет,

 Как шедевры создает.

Посети Уральский край,

 Приезжай и познавай!

Татьяна Карде

Много поэтов воспевали красоту уральской природы .

Художники рисовали картины посмотрите :

Презентация с картинами

Дети нашего детского сада, тоже нарисовали уральскую природу  и сейчас они нам расскажут, что они изобразили на своих картинах.

Выступают дети.

     Славен мой Урал

  Высотою скал. 

 Гребни горных круч 

 Блещут из-за туч.

Месяц серебрит

  Ручейки долин,

  Сосны, и гранит, 

 И снега вершин.

Солнце золотит 

 Сосны и гранит, 

Ручейки долин 

И снега вершин.

Надо мной шатром

  Неба синева,

  Шелковым ковром 

Вся в цветах трава.

Славит соловей 

 Песнею своей  Лес,

И громады гор 

И степной простор.

Я гляжу на мир, 

Молодой батыр, 

Полный вольных дум,

  Слышу леса шум.

Славен мой Урал, 

 В самоцветах весь! 

 Взвейся выше скал, 

 Об Урале песнь!

Салават Юлаев

А сейчас мы отправимся в мир сказок.

Книги бывают разные. А, вы знаете какие бывают литературные произведения?

Ответы детей: сказка, рассказ, стихотворение, загадки, басни, былины.

- Как называют человека, который пишет сказки?

Ответы детей: Писатель, сказочник.

Одним из самых известных сказочников был Павел Бажов, он написал такие сказки как «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Огневушка - Поскакушка» и еще много сказок, которые учат трудолюбию, отваге, умению сохранять собственное достоинство при любых обстоятельствах, любить свою Родину, дом, природу. В своих сказках он рассказывал о жизни простых людей, которые жили в деревне далеко от больших городов.

Вы обязательно посмотрите мультфильмы отснятые по мотивам этих сказок.

Дети вам сейчас расскажут, иллюстрацию к какой сказке они нарисовали:

(Выступление детей)

(Музыкальная пауза) Физминутка:

Потрудились-отдохнём,

Встанем-глубоко вздохнём.

Руки в стороны-вперёд,

Влево, вправо-поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз, и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Логопед:

Уральские горы, по каменным плитам,

Ведут за собой нас, в страну малахита.

В страну, где не счесть драгоценных камней,

В страну работящих и добрых людей.

 Дети, что я вам сейчас прочитала? Как вы поняли,  что это стихотворение?

Это стихотворение написала Людмила Татьяничева о природе Урала.

Ответы детей:  это короткие произведения, в которых находится рифма. Чаще всего рифмуются слова.

Логопед : Как называют человека, который сочиняет стихи?

Ответы детей: Поэт.

Сейчас дети подготовительной группы  прочитают вам стихотворение нашей Троицкой поэтессы Лидии Хрипко.

Здравствуй, Троицк!

В небе клик журавлиный клином гаснет вдали...
Троицк - город старинный, грань российской земли.
Был казачьим ты станом, русской крепкой рукой...
Ширь степей Казахстана там, за Уем-рекой...
Пугачевские рати помнит Троицкий бор:
знать, у пушек со знатью был суров разговор.
Новых былей картины - замираю без слов...
Троицк - город старинный! Ты и молод, и нов!

Фаина Азметова – троичанка написала стихотварение.

Маленький город

 Мой маленький город,

Посланник Небес,

Как Божья награда – Одно из Чудес. 

Мой маленький Троицк –

За миром теней,

Где тени святые

На фоне церквей.

Мой маленький город –

Крупинка страны –

Не меркнет, не гаснет

От чар старины.

Дети старшей группы подготовили стихотворения о природе и весне.

Понравилось ли вам сегодня в литературной гостиной? Что вам больше всего понравилось?

Вы были большие молодцы, а нашим юным артистам я вручу грамоты за талантливое исполнение произведений.

Сценарий литературной гостиной "Мы расскажем вам стихи"

Разделы: ЛогопедияКоррекционная педагогика


Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Задачи:

  • Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественному слову.
  • Развитие артистических навыков.
  • Совершенствование звукопроизносительной стороны речи детей.
  • Привлечение внимания педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворений.
  • Вызывание радостного, эмоционального настроя, стимулирование стремления к заучиванию стихотворений.
  • Социализация детей, расширение границ общения.

Гости: старший воспитатель, логопеды, воспитатели,  тифлопедагоги, родители.

Этапы проведения:

I этап – организационный. Цель: подбор тематического материала.
II этап – подготовительный. Цель: индивидуальная подготовка детей, подготовка тематических рисунков для оформления зала.
III этап – исполнительский. Цель: проведение конкурса чтецов.
IV этап – оценочный. Цель: оценивание жюри прослушанных стихотворений.

Критерии оценки:

1. Выразительность и громкость прочтения.
2. Умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.
3. Соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка стихотворения.
4. Эмоциональность исполнения.
5. Естественность поведения.
6. Умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию стихотворения.
7. Звукопроизносительные навыки – четкость речи.

Награждение: призы, грамоты, медали

  • «Умение держать себя на сцене» 
  • «За обаяние»
  • «За выразительность»
  • “Самое смешное стихотворение”
  • “Самое доброе”
  • “Удивительное рядом”

Наглядность: мультимедийная презентация <Приложение 1>, в которой содержатся портреты детских писателей: Агнии Барто, Бориса Заходера, Андрея Усачева, Эммы Мошковской, Эдуарда Успенского;  выставка детских книг этих писателей.

Шуточные песенки: «Большой секрет для маленькой компании» сл. Юнна Мориц, муз. С. и Т. Никитины (3 мин. 6 сек.)

Музыкальные инсценировки и танцы:

  • «Спляшем, Пегги, спляшем» И. Токмакова, Берковский (2 мин. 16 сек.)
  • «Сидели два медведя» Андрей Усачев (2 мин. 14 сек)
  • «Тур-ля-ля » Андрей Усачев (2 мин. 07 сек)
  • «С горки на горку по городу Загорску» А. Барто (1 мин. 23 сек)

Игровые паузы: «С утра сидит на озере любитель рыболов…» А. Барто (1 мин. 13 сек.)

Мультик:  «Жил на свете старичок маленького роста»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети входят в зал и рассаживаются на места. В это время звучит песня «Большой секрет для маленькой компании» на слова Ю. Мориц, музыка Т. и С. Никитиных.

– Приглашаю вас в гости к нам в гостиную, Где мы сегодня будем выступать, и для всех стихи читать.

Хорошая книга –
Мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично
Проводим вдвоем
И наш разговор
Потихоньку ведем…

(Н. Найденова)

(Приложение 1. Слайд  1)

Стихи бывают разные
Хорошие, простые.
Стихи бывают грустные
Бывают и смешные.

– Сегодня мы с вами  отправимся в путешествие  на поезде в сказочную страну «Читайка», где растут необычные деревья, на которых  вместо листьев книги. (Приложение 1. Слайд  2а)
– Ну, что готовы? Тогда поехали! (
Приложение 1. Слайд 2б)

Познакомьтесь – это поэтесса Агния Барто (Приложение 1. Слайд 3)
Вы все помните стихи Агнии Барто "Уронили мишку на пол...", или "Наша Таня громко плачет...", или "Идёт бычок, качается...".
Вот и сегодня ребята приготовили для вас стихи. Приглашаем  Сережу и Женю.

Погремушка

Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом,
У него в руках игрушка —
Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит — что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?

 – Стихи Барто легко запоминаются, их смысл прост и понятен. Приглашаем Ксюшу и Соню.Они расскажут стихи из серии «Младший брат».

Кукла

Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
— Разве это грузовик?
Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,
Пусть берет, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
— Это просто палка!

Я свернул два лоскута.
— Ах,— сказала Катя,—
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!

Шуточные стихи Барто звучат, как озорная игра. Про лягушат нам расскажет Саша.

Лягушата

Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!

(Проектор выключается)

– А сейчас вам ребята подготовительной группы покажут шуточную сценку на стихи Агния Барто: «С горки на горку по городу Загорску…»

https://urok.1sept.ru/articles/613298/img1.jpg

Перед вами поэт Андрей Усачев (Приложение 1. Слайд 4). Он придумал очень много веселых, озорных стихов для детей. Приглашаем Никиту.

Пузово

Шла по улице машина
С очень мощным кузовом.
А навстречу шел мужчина
С очень толстым Пузовом.

Налетела та машина
На мужчину с Пузовом.
И рассыпалась машина
Вместе с мощным кузовом.

А мужчина посмотрел
На остатки кузова...
Ну, и Пузово свое
Почесал конфузово.

Про то, как осла учили грамоте, расскажет нам Алеша.  

Ослиная грамота

Хозяин дал ослу Букварь:
– Прочтешь все буквы – дам сухарь!
Осел часа, наверно, два
Твердил всё: – А, и А, и А...

– Прочти хотя бы букву "Б" –
И я морковку дам тебе!
А он – с ушами голова –
Заладил: – А, И А, И-А!

– Ребята, а вы знаете,  кто собирается в стаи? А кто ходит стадом? А вот поэт Андрей Усачев нас решил немного запутать… Расскажет нам об этом Сережа

https://urok.1sept.ru/articles/613298/img2.jpg

Стадо и стая

Чем отличается стадо от стаи?
Стадо пасется.
А стая – летает.
Стая гусей улетает на юг.
А стадо гусей ковыляет на луг.
В этом отличие стаи от стада.
Это запомнить как следует надо!

(Проектор выключается)

– Ребята подготовительной группы приготовили для вас веселую историю на стихи Андрея Усачева«Тур-ля-ля»

https://urok.1sept.ru/articles/613298/img3.jpg

(Приложение 1. Слайд  5)

Стихи Ирины Токмаковой теплые, нежные, лиричные и веселые, игровые похожи на народные песенки по мелодии и интонации. Рассказывает Денис.

Крокодилы

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Саша:

Странный зверь

Какой-то ходит странный зверь
И оставляет настежь дверь.
И мы за этим зверем
Все закрываем двери.
Замучились, устали мы,
Работать перестали мы,
Мы не едим, не пьем теперь,
Мы только закрываем дверь,
Ну как нам зверя приручить
И зверя к двери приучить:
Чтоб за собою этот зверь
Хоть иногда закрыл бы дверь!

Пишет Токмакова и сказки. «Аля, Кляксич и буква А» – веселое обучение чтению, «Может, нуль не виноват?!» – весёлое введение в математику.(Проектор выключается)

Ребята подготовительной группы покажут шуточный танец на стихи Ирины Токмаковой «Спляшем Пеги, спляшем».

https://urok.1sept.ru/articles/613298/img4.jpg

(Приложение 1. Слайд  6)

Эмма Мошковская – большой и самобытный поэт. Она настолько детская, что, кажется, стихи написаны не взрослой тетей, а маленьким ребенком.  Приглашаем  Андрея и Гошу.

https://urok.1sept.ru/articles/613298/img5.jpg

Уши

– Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши
Мыть
Или не мыть?

Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть
Или пореже?..

Отвечает доктор:
– ЕЖЕ!

Отвечает доктор гневно:
– ЕЖЕ-
– ЕЖЕ-
– ЕЖЕДНЕВНО!

Ребята, вам наверняка приходилось слышать, как дети, когда у них что-то не получается, говорят: «НЕ МОГУ!». Оказывается, Эмма Мошковская знакома с ним и его не надо бояться.

Немогу

Жил на свете НЕМОГУ.
Он лежал на берегу.
Он лежал, и он мешал,
Он нырять не разрешал.

Ну, а я как побегу!
Прыгнул через НЕМОГУ!
И нырнул! И – ничего!
И не бойтесь вы его!

Вам, наверное, кажется, что ваши бабушки были всегда такими старенькими, какими вы их знаете.  Вот и Саша удивляется:

Стихи про бабушку

Неужели бабушка
Не вязала пятки,
А играла в салочки,
А играла в прятки?

Неужели бабушка,
Бабушка родная,
По травушке-муравушке
Прыгала босая?

Заплетала бабушка
Косу красной ленточкой…
Неужели бабушка
Тоже
Была
Девочкой?

– А сейчас вы услышите стихи, после которых так и хочется выйти погулять. Лиза:

Окошко

Что нам сидеть,
Глядеть в окошко?

Вон по окошку
Ползает мошка.
Вот на окошко
Прыгнула кошка,
Загородила
Кошка
Окошко…

Что нам сидеть,
Глядеть в окошко?
Что там в окошке?
В окошке – немножко!

А если выйдем,
Много увидим!

Что нам окошко!
Давайте выйдем!

– Стихи Эммы Мошковской просты, но со смыслом, серьезные, но наполнены юмором. Владик:

Кислые стихи

Встало солнце кислое,
смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло….

И спешат несчастные
Кислые прохожие
Едят ужасно
Кислое мороженное…

Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.

– А какое у вас сейчас настроение? Следующее стихотворение поможет вам вечером успокоится. Читают Ира и Вика:

Добежали до вечера

Мы бежали и спешили
Потому что быстро жили!

Мы бежали и скакали,
И с утра не отдыхали,
И поели
На бегу,
И попили
На скаку, запыхались,
Спотыкались,
Утомились, удивились:

Добежали мы до ВЕЧЕРА,
Видим –
Дальше бегать нечего:

В небе звездочка
Зажглась,
Надо жить
Не торопясь…

Вы наверное, немного устали сидеть – я предлагаю вам поиграть. Игра «Рыболов…»  на стихи А. Барто, все движения повторяйте за мной.

https://urok.1sept.ru/articles/613298/img6.jpg

«С утра сидит на озере любитель рыболов…» (Приложение 1. Слайд  7)

– Если я чешу в затылке, не беда!
В голове моей опилки, да-да-да!

Все знают автора этих стихов. Это Борис Заходер. Это он сочинил для Винни-Пуха песенки, кричалки, шумелки, пыхтелки и т.д.
Стихи Заходера запоминаются сразу – настолько они замечательны по форме. Приглашаем Диму:

Мой лев

Подарил мне папа
Льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня
Его боялся,
А на третий –
Он сломался!

Маша и Боря:

Никто

Завелся озорник у нас.
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья!
Никто с ним, правда, не знаком,
Но знают все зато,
Что виноват всегда во всем
Лишь он один – НИКТО!
Кто, например, залез в буфет,
Конфеты там нашел
И все бумажки от конфет
Кто побросал под стол?
Кто на обоях рисовал?
Кто разорвал пальто?
Кто в папин стол свой нос совал?
НИКТО, НИКТО, НИКТО!
– НИКТО – ужасный сорванец!
Сказала строго мать. –
Его должны мы наконец
Примерно наказать!
НИКТО сегодня не пойдет
Ни в гости, ни в кино!
Смеетесь вы?
А нам с сестрой
Ни капли не смешно!

(Проектор выключается)

Ребята старшей группы приготовили для вас веселую историю на стихи Андрея Усачева «Сидели два медведя» (Приложение 1. Слайд  8)

Все знают история дружбы доброго, интеллигентного крокодила Гены, и Чебурашки – бездомного существа неизвестного происхождения, нелегально попавшего в Москву в ящике с апельсинами. Эта история полна приключений, светлого юмора и замечательных языковых открытий.

Эдуар Успенский сочинял для детей не только сказки, но и стихи. Приглашаем Камиля

Тигр вышел погулять

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре, пять.

Он по улицам идет,
Ни к кому не пристает,
Hо от тигра почему-то
Разбегается народ.

Кто на дерево забрался,
Кто yкpылся за ларек,
Кто на крыше оказался,
Кто – забился в водосток.

А на елке, как игpyшки,
Разместились две стаpyшки.
Опустел весь город мигом –
Ведь опасны шутки с тигром.

Видит тигр – город пуст:
"Дай-ка, – думает, – веpнyсь.
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей".

Сам он, человек из детства, изобретательный, самостоятельный, хотел, чтобы головы у детей варили, чтобы всегда находилось какое-нибудь интересное дело, чтобы даже самые маленькие были свободными творческими личностями. Послушайте стихотворение «Память» Читает Женя:

Память

— Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.

— «Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».

— Ну о чем тут говорить?
Стал бы я себя хвалить.
Мне историю про Ваню
Очень просто повторить:

Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне.

Ехал кактус на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла Ваню на окне.

Ехал Ваня на окне,
Вел старушку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл собачку на коне.

Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю.
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?

– Ребята, сегодня вы так порадовали, так удивили нас, а как выразительно вы читали стихотворения! Мы очень рады за ваши успехи. В подарок всем вам – мультфильм «Жил на свете старичок маленького роста» на стихи Даниила Хармса

Жюри подводит итоги. Победители награждаются грамотами и ценными подарками – книгами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Юрий Бессонов «Горы У рала »

Слайд 2

Слюсарев Иван «На горе Большой Таганай »

Слайд 3

Апол л инарий Васнецов «Гора Благодать»

Слайд 4

А. Васнецов «Оренбургские степи»

Слайд 5

А. Васнецов «Уральский пейзаж»

Слайд 6

Юрий Бессонов « В окрестностях Кытлыма»

Слайд 7

Левшич Николай Сергеевич

Слайд 8

Левшич Н.С. «Летний день»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов по теме: «Дошкольник и художественная литература поэтов и писателей Южного Урала»

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений ли...

Совместно с детьми и родителями фольклорный праздник посвященный народным играм и традициям Южного Урала)

Сценарий праздника, направленный на ознакомления детей дошкольного возраста с одной из традиций встречи весны....

Конспект досуга по физической культуре "Сахалин - родина моя" совместно с детьми подготовительной группы и детьми начальной школы

Данное мероприятие проводилось в рамках приемственности дошкольного и начального образования. Представлен физкультурный досуг с интеграцией образовательных областей....

Совместно с детьми и родителями фольклорный праздник посвященный народным играм и традициям Южного Урала)

Этот сценарий помогает пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом....

Рекомендации: «Художественная литература поэтов и писателей Южного Урала»

Художественная литература поэтов и писателей Южного Урала...

Детские поэты и писатели Южного Урала.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача, особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, ос...

Приобщение детей к культуре родного края через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Южного Урала

В настоящее время, главным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, который знает и любит свою Родину. Для решения данной задачи, важное значение приобретает формирование регионального...