Приобщение детей к культуре родного края через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Южного Урала
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пархоменко Ирина Анатольевна

В настоящее время, главным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, который знает и любит свою Родину. Для решения данной задачи, важное значение приобретает формирование регионального компонента содержания образования. Введение регионального компонента позволяет решать задачи: овладение детьми  знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона; воспитания патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

Большую роль в приобщении дошкольников к культуре родного края играла и играет художественная литература. Она открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Произведения поэтов и писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к культуре родного края через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Южного Урала.

В настоящее время, главным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, который знает и любит свою Родину. Для решения данной задачи, важное значение приобретает формирование регионального компонента содержания образования. Введение регионального компонента позволяет решать задачи: овладение детьми  знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона; воспитания патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

Большую роль в приобщении дошкольников к культуре родного края играла и играет художественная литература. Она открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Произведения поэтов и писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

Южный Урал гордится своими писателями и поэтами. Нашей литературе для детей и подростков полтора столетия. Книги Южно-Уральских авторов известны не только на Урале, но и во всей стране.

Однако на практике мы видим, что в детских садах уделяется недостаточно внимания творчеству уральских писателей. Дети затрудняются назвать писателей и произведения нашего края. Предметно-развивающая среда групп недостаточно оснащена дидактическими играми по данной теме, а художественная литература писателей и поэтов Южного Урала представлена в небольшом количестве.

Работа по приобщению дошкольников к культуре родного края через ознакомление с произведениями писателей Южного Урала проводится, но она не носит систематический характер: в перспективное планирование включено слушание сказок писателей Южного Урала, однако в течение года запланировано по данной теме не так много мероприятий; чаще всего знакомство с творчеством писателей и поэтов Южного Урала проходит в старших группах.

Работа с родителями, по данной теме практически не ведется.

Работу, по данной проблеме, необходимо строить по трем направлениям: предметно-развивающая среда; работа с детьми; работа с родителями.

В арсенале Южно - Уральских писателей, имеется достаточное количество произведение для детей от мала до велика. И можно приобщать ребят к художественной литературе Урала уже начиная с ясельного возраста.

Первое знакомство ребенка с произведениями писателей Южного Урала начинается с колыбельных, потешек, прибауток, небылиц, считалочек, пестушек.

Все в нашей области знают книги Нины Пикулевой, которая умеет писать даже для тех, кто еще не только не читает, но еще и не говорит. Ее поэзию называют материнской. Она сочиняет для молодых мам песенки и стихи для самых маленьких.

Есть у нее стихи и для тех, кто уже постарше: «Улица Радости», «Шла Весёлая Собака», юбилейная «Во Дворце на Алом поле» и др. В текстах Н.В. Пикулевой очень мало описании и повествования, зато во всём разнообразии представлены различные формы диалога. Диалогические стихи можно разыграть за ширмой. Например, стихотворение «Про двух гусят», дети рассказывают и показывают путем драматизации, используя куклы перчатки. Слова автора может читать любая кукла, выбранная детьми. Вживаясь в образ, дошкольники обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введения их в самостоятельную речь.

Южный Урал богат поэтами для детей младшего (среднего) дошкольного возраста. Начиналась эта поэзия с Василия Кузнецова с его известной сказки в стихах «Базар» и Лидии Преображенской. Ее первыми книжками дети зачитывались во время войны.

Сейчас особенно известно имя Николая Шилова с его веселыми и умными книжками стихов: «Доктор Муха - Горло - Нос», «Три дождя тому назад», «Лето в банках», «Поросенок, который был собакой», «Самсусам» и другие. Он умел писать не просто стихи, а стихи-загадки, стихи-игры, стихи-считалки. Строчки Николая Шилова заставляют думать, удивляться, радоваться. Их хорошо читать вслух в семейном кругу. Их легко запоминать. Они легко становятся песнями.

На стихи Николая Шилова и Нины Пикулевой челябинскими музыкантами написаны десятки хороших песен. Эти песни  тоже можно использовать в своей работе: распевки, динамические паузы или просто песня к определенному празднику.

В 1992 году Николай Петрович со Львом Рахлисом написали первую совместную книжку для воспитателей детских садов и учителей начальных классов «Цветик-семицветик». Потом появились «Здравствуй, бабушкин сундук!», «Школа Винни–Пуха» и другие.

В 2007 году в издательстве Марины Волковой вышел сборник «Писатели Южного Урала – детям». Этот сборник открыл новые имена молодых талантливых поэтов:

Елены Ранневой из Миасса: «Моя азбука», «Мельница – вертельница», «Антошкины игралочки», «Игровая карусель» и др. Содержание изданий – стихи, рассказы, сказки, методические пособия, тексты песен, игры, загадки, собственная музыка, шарады, скороговорки и мн. др,

Елены Сыч из Челябинска. Основные публикации: «Замечательный день» (2004), «Зелёная свинка» (2006), «Большой портрет» (2008), «Я сижу на облаке» (2011), «Дары небесные» (2012), «День рождения Носорога» (2013).

Их стихи помогают ребятам узнавать самих себя, цену дружбы, мир вокруг, в котором много всяких чудес. Каждое стихотворение - небольшая, но интересная история из жизни ребят, зверят, насекомых. Все поэты - фантазеры и выдумщики.

Многие произведения можно применять не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах: во время умывания, приема пищи, одевании и раздевании и т.д. Можно использовать загадки и стихи во время наблюдения на прогулке. Например, на стихотворение «Шла купаться черепаха» (Пикулева Н.) можно проводить пальчиковую гимнастику, стихотворение «Шла весёлая собака Чики-брики-гав!» – как динамическую паузу и т.д.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут исполнять потешки в играх-инсценировках, рисовать иллюстрации к потешкам, возможно организовать «Театр потешки»

В старшем дошкольном возрасте начинаем знакомить детей со сказами и легендами Южного Урала. Первый сказитель, конечно, - Павел Петрович Бажов. Бажова называют символом Урала, он открыл миру Урал во всей его красоте: природу, историю, людей, их уральские характеры, верования, самобытный язык. Первый сборник его «Малахитовая шкатулка». Ребят знакомят с «Серебряным копытцем», «Огневушкой-Поскакушкой», «Голубой змейкой» и другими. Удивительно, но на родине П. Бажова, в Екатеринбурге нет продолжателей его дела. Но на Южном Урале его последователями создана целая библиотечка сказов и легенд.

Отличным выбором станут, сказы и сказки Подкорытова Юрия Георгиевича (литературный псевдоним - Ю.Пластов): «Волшебный курай», «Дет Куделька и  огонь  великан», «Сказ о Таганае» и другие. Они поучительны и интересны, в большинстве произведений есть выраженная мораль, как в басне. После знакомства с творчеством Подкорытова, дети легко переходят на самостоятельное чтение сказов Бажова которые будут встречаться на протяжении всей школьной жизни.

Детей можно знакомить со сказами Серафимы Власовой, которые в 60-70-е годы прошлого века были очень известными: «Клинок Уреньги», «Герцогиня Акуля», «Поют камни».

В эти же годы издал три книги сказов Сергей Черепанов, человек трудной судьбы: «Лебедь-камень: Уральские сказки и сказы», «Снежный колос», «Озеро синих гагар».

Магнитогорская поэтесса Нина Кондратковская - прекрасный знаток народных башкирских сказаний - писала по их мотивам свои легенды, сказки, сказы в стихах: «Синий камень», «Сердце-озеро».

Легенды и сказы коренных народов Южного Урала очень интересовали Юрия Георгиевича. Легенда о Таганае и его сыне Селямбае («Сестра стальных великанов»), легенда о великане Семигоре («Сказки о ремесле»). «Сказки из старинной шкатулки». Это сказки и легенды о возникновении названий уральских деревень и поселков, гор и рек. Читатели узнают, откуда пошли названия: Касли, Бердяуш, Кунашак, Таганай и т.д.

Юрий Гребеньков писал сказы о своих родных кыштымских местах («Тайна горы Сугомак»). Позже в Магнитогорске была выпущена книга «Золотыми тропами легенд: Легенды и сказы о Кыштыме», где объединились сказы С. Власовой и Ю. Гребенькова.

В Челябинске жил известный знаток уральского фольклора Александр Лазарев. Его сказ «Легенда о чуди» вошел в сборник. Есть сказы менее известных челябинских авторов: Виталия Чернецова, Валентины Усольцевой, Николая Куштума, Светланы Вдовиной.

Детей можно знакомить с произведениями писателей и поэтов Верхнего Уфалея. Произведения писателей и поэтов Верхнего Уфалея предназначены для взрослых, либо для детей старшего школьного возраста, но можно смело брать отрывки (четверостишия) из их произведений для ознакомления дошкольников с их творчеством. Например, отрывок из стихотворения Биллер «Ах, Уфалей», который будет понятен дошкольникам.

Про Верхний Уфалей писали не только поэты, которые живут в нашем городе, но и, например, из Магнитогорска. Дышаленкова в детской книге «Путешествие Колябы-молябы» написала стихи не только про различные города Челябинской области, но и про Верхний Уфалей.

В процессе изучения данной темы, для педагогов  составлена таблица по использованию произведений поэтов и писателей Южного Урала по темам недели. Таблицу необходимо дополнять, но уже сейчас можно включать произведения в свою работу.

Работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

Важная роль в процессе приобщения дошкольников к литературе родного края отводится семье. Для комплексной работы необходимо подключать родителей детей. Для этого проводить мероприятия для включения их в этот творческий процесс. Ведь, совместное чтение детей и взрослых произведений, написанных о родном, близком, для человека месте - поможет начинающему читателю ощутить неповторимость уральской речи, узнать происхождение названий местных гор, озер и рек, заинтересует славной историей и неповторимой природой родного края.

Можно использовать различные формы работы, как создание альбома «Писатели и поэты Южного Урала для детей», «Загадки от писателей Южного Урала». Творческие задания «Придумайте вместе с ребенком сказку (рассказ)», «Прочитайте с ребенком сказку писателей Южного Урала и нарисуйте к ней иллюстрацию», создание книжек-малышек по произведениям писателей Южного Урала,  и другие. Также можно оформить выставку книг писателей и поэтов Южного Урала для детей или организовать мини-музей «Уральские самоцветы». Для родителей можно оформить консультации и буклеты по данной теме.

Более пристальное и глубокое изучение, понимание литературного наследия родного края позволяют внимательно относиться и любить свою малую Родину. Обращение к литературе, а значит и к культуре своего народа поможет нам сохранить себя. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ ЦРР детский сад №2 «Развитие» Приобщение детей к культуре родного края через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Южного Урала Воспитатель: Пархоменко И.А.

Слайд 2

Главный приоритет образования: воспитание достойного гражданина, который знает и любит свою Родину. Региональный компонент содержания образования позволяет решать задачи: овладения детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона воспитания патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения

Слайд 3

Художественная литература родного края: открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции произведения поэтов и писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

Слайд 4

Направления работы , по приобщению к культуре родного края через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Южного Урала: предметно-развивающая среда; работа с детьми; работа с родителями.

Слайд 5

Пикулева Нина Васильевна

Слайд 6

Песенка про двух утят

Слайд 8

Кузнецов Василий Николаевич

Слайд 9

Лидия Александровна Преображенская

Слайд 10

Где ты, дедушка Молчок? Чики-чики, чики-чок, Где ты, дедушка Молчок? Заходи к нам, посидим, Помолчим… Слышишь, добрый старичок? Ти-ши-на… пришел Молчок! Не спугни его, смотри, Мирит нас мирилочка – вместе говорилочка! - Это – ты, А это – я. - Ты – хороший у меня, Мой подарок дорогой И не нужен мне другой!

Слайд 11

Павел Петрович Бажов

Слайд 12

Подкорытов Юрий Георгиевич

Слайд 13

Писатели и поэты Верхнего Уфалея Тарасов М.В. «Верхний Уфалей» Мясников А.В. «Про Уфалей» (песня) Е. Биллер «Ах, Уфалей» Зевакин А.Ф. «Что вам сказать про Уфалей?» и др.

Слайд 14

Е.Биллер «Ах, Уфалей» Утром солнце встает из-за Волчьей горы, Озаряет дома, тротуары, дворы. Просыпается лес да и пруд голубой. До чего ж ты хорош, город мой небольшой! В Уфалее живет не ленивый народ, И с утра дотемна здесь работа идет: Строят дороги, фонтаны, дома. Город родной, не старей никогда!

Слайд 15

Дышаленкова Р. А. (Магнитогорск) «Верхний Уфалей» (Коляба-Моляба путешествует) Ах, если в Верхний Уфалей Заеду я с утра, На этот праздник поскорей Сбежится детвора. Озёра, горы и леса Усядутся окрест. И тем, кто опоздал, друзья, Едва ли хватит мест.

Слайд 16

Меня научит детвора И Верхний Уфалей Быть рыболовом, грибником, Быть горняком, лесовиком, Тогда я сделаюсь — ура! — Всех бабушек мудрей. Здесь дети знают птичий свист, Лесной звериный след, Травинки знают, каждый лист И множество примет. В уральский город Уфалей Хочу уехать поскорей, Иль убегу на лыжах — На лыжах даже ближе

Слайд 17

Работа с родителями Совместное чтение детей и взрослых произведений, написанных о родном, близком, для человека месте - поможет начинающему читателю ощутить неповторимость уральской речи, узнать происхождение названий местных гор, озер и рек, заинтересует славной историей и неповторимой природой родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»

Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, ...

Литература как средство приобщения детей к культуре родного края

В данной презентации коротко описывается тема: "Художественная литература как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к культуре родного края"...

Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)

В современном обществе остро ощущается навязывание детям западной культуры. Настало время, когда необходимо «вернуть» современных родителей и детей к истории кубанского народа, богатству природных рес...

Презентация "Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)

Презентация "Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)...

Использование современны технологий как средство приобщения детей к культуре родного края.

Современные технологии и средства приобщения детей к культуре родного края!В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задач...

Презентация "Приобщение детей к истории родного края через взаимодействие с родителями""

Семья - главная ценность человека.  Интересы, традиции, мировозрение передаются ребенку. В презентации сделаны акценты, на которые стоит обратить внимание,  в процессе сотрудничества с родит...

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре родного края через ознакомление с творчеством писателей Республики Крым».

       Первоочередными задачами современной воспитательной политики в Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гр...