Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)
учебно-методический материал на тему

dmitrieva_galina

В современном обществе остро ощущается навязывание детям западной культуры. Настало время, когда необходимо «вернуть» современных родителей и детей к истории кубанского народа, богатству природных ресурсов, к его культуре, традициям, обычаям, быту.

 Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 175»

Проект

Тема: Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)

Выполнила

Воспитатель Дмитриева Галина Эдуардовна

г. Краснодар 2017

Тема проекта: «Секреты волшебного чемоданчика»

Автор: воспитатель Дмитриева Г. Э.

Участники проекта: дети средней группы, родители.

Тип проекта: Долгосрочный: 1 учебный год

Вид проекта: Познавательно – творческий

Тем больше прошлым    дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим».

Вадим Шафнер.

1. Введение.

Проблемы проекта: у детей средней группы не сформированы представления о национальных культурных традициях родного края, родного языка, изучения истории, изучения природных ископаемых родного края, знакомство с людьми, прославившими Краснодарский край своими достижениями, быта, возрождения фольклора.

В современном обществе остро ощущается навязывание детям западной культуры. Настало время, когда необходимо «вернуть» современных родителей и детей к истории кубанского народа, богатству природных ресурсов, к его культуре, традициям, обычаям, быту.

 Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

 Действующие музеи Краснодарского края:

Направлены на сохранение и развитие национальных культурных традиций родного языка; изучения истории; быта народов, населяющих край; подвиг народа; возрождения фольклора; изучение промышленности родного края.

Новизна: представленного проекта состоит в одновременном комплексном воздействии не только на совершенствование изучение истории кубанского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту, но и развитии речи, мелкой моторики и навыков самообслуживания,

на преодоление нарушений других компонентов речи, которые встречаются у детей с общим недоразвитием речи.

Трудоёмкость работы заключается:

- в разработке и создании многофункционального пособия «Секреты волшебного чемоданчика» для развития мелкой моторики и навыков самообслуживания;

- в разработке перспективного плана, пособий по применению многофункционального пособия;

- в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач.

Риск заключается в несоблюдении последовательности подачи материала детям …

Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность изучения быта, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению поделок своими руками.

Цель проекта

Задачи:

  • Создать методическое пособие;
  •  Подобрать материал, отражающий тему проекта;
  • Написать перспективный план;
  •  Создать картотеку народных игр;
  • Подобрать литературные произведения;
  • Произведения живописи кубанских художников;
  •  Познакомить с людьми, прославившими Кубань;
  •  Собрать информацию о роли и месте вещей в быту;
  •  Изучить народные традиции, связанные с историей кубанской хаты;
  •  Закрепить понятие о семье, семейных традициях и быте кубанского народа;
  •  Воспитывать интерес к народному творчеству;
  •  Организовать и провести мероприятия для групп ДОУ, направленные на привлечение детей к изучению данной темы,
  •  Привлечь внимания дошкольников к тематике проекта;
  •  Организовать мастер-классы для родителей, воспитателей;
  •  Изготовить подарки к праздникам;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • Изучение печатных материалов, видео – материалов, материалов интернета;
  • Наблюдение за деятельностью дошкольников;
  • Эксперимент по выявлению влияния данной темы на эмоциональное состояние человека

Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы:

Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю и его истории традиции осуществляется успешно, если созданы такие педагогические условия:

  1. Формировать у детей систему элементарных знаний об истории родного края.
  2. Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками привычного морального поведения.
  3. Давать знание в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей совместно со взрослыми.

2. Основная часть.

Подробно изучая педагогическую и методическую литературу о культуре Краснодарского края для детей дошкольного возраста столкнулась с проблемой отсутствия универсального пособия, которое позволяет наглядно продемонстрировать предметы быта жителей края. С целью преобразования образовательной среды, для осуществления коррекционно-образовательного процесса мною было создано пособие «Секреты волшебного чемоданчика», соединяющее в себе несколько игр по развитию познания быта жителей края, изучение народного промысла, культурного наследия. Данное пособие возможно использовать в групповых и подгрупповых, интегрированных занятиях, учитывая цели, задачи и лексическую тему. Пособие позволяет учитывать личностные и гендерные особенности детей дошкольного возраста для повышения интереса к представленной теме. Разнообразие предметов в одном пособии позволяет использовать разные виды деятельности с разным уровнем сложности, и одновременно с несколькими детьми. При наполнении пособия были изготовлены предметы по чертежам и рисункам с соблюдением масштаба используя экологические материалы: шерсть, глина, древесина сосны, натуральные ткани. В пособии дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Данное пособие было апробировано на занятиях с учетом лексической темы «Мебель», «Домашние животные», «Посуда». На данных занятиях работа с пособием тесно переплетена с выполнением задач по развитию речи. В реализации проекта принимают участие воспитатель, родители и дети средней группы с общим недоразвитием речи.

Пособие способствуют сохранению, восстановлению и приумножению богатства народного искусства. Оно отражает историческое и культурное наследие нашего народа, активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитания любви к родине, является благоприятной почвой для художественного творчества. Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной педагогики; это пособие помогает передать поколению эталон красоты, образ вкуса, национальную особенность как часть культуры. Из поколения в поколение переходили традиции ремесла, искусства, передаются народные представления о жизни, культуре и красоте. Рукотворные изделия всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой.

Этапы реализации проекта

Организационный (сентябрь – октябрь):

  • составление перспективного плана;
  • подбор методической и художественной литературы, иллюстраций художников, аудиозаписей музыкальных произведений;
  • подготовка к занятиям, экскурсиям, беседам, играм;
  • подбор и изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм;
  • сбор и анализ литературы;
  • разработка плана реализации проекта;
  • оформление «Волшебного чемоданчика».

Основной (ноябрь – апрель):

  • работа по перспективному планированию;
  • создание предметно – развивающей среды: тематический материал в книжном уголке, атрибуты к сюжетно – ролевым играм.

В результате работы над проектом, на сегодняшний день реализованы следующий из поставленных задач:

  • привлечены родители для принятия участия в проекте;
  • изготовили макет мини – музея и предметы быта;
  • презентовали о поделились опытом изготовления мебели;
  • дети познакомились с разнообразием ткани и ролью тряпичной кухни в крестьянском быту, освоили технологию изготовления куклы – «Пеленашки»;
  • проведен мастер – класс для родителей по изготовлению куклы для развития мелкой моторики рук «Девчушка – веселушка»;
  • взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта;
  • презентовали и поделились опытом изготовления макетов мебели. Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления некоторых из них;
  • создана презентация проекта и мини – музея для родителей и педагогов ДОУ.

Заключительный (май):

  • выставка продуктивной деятельности детей;
  • создание мини – музея «Секреты волшебного чемоданчика»;
  • создание картотеки «Устное народное творчество Кубани»;
  • организация фотовыставки «Наш край», «Пожелтевшие фотографии семейного альбома»;
  • выставка книг «Поэты и писатели, прославляющие Краснодарский край»;
  • интерактивное путешествие «Сокровища родной земли»;
  • создание аудиотеки с произведениями В. Г. Захарченко и Г. Ф. Пономаренко;
  • беседы: «Быт кубанского народа», «Праздники на Кубани»;
  • составление творческого рассказа «Что мы увидели в музее»;
  • занятие «Путешествие в прошлое клубочка»;
  • опыты и эксперименты: «Глиняные игрушки», «Игрушки из ниток», «Мир ткани»;
  • дидактические игры: «Угадай на ощупь, что внутри», «Одень куклу», «Народные промыслы», «Что бывает из соломы (камыша, лозы), дерева, ткани», «Где что стоит в хате?», «Составь орнамент», «Что лишнее?»;
  • презентации «Праздники на Кубани»;
  • сюжетно – ролевые игры «Кубанская семья», «Дом», «У бабушки в гостях»;
  • развлечение «Масленица»
  • проведение викторины;
  • изготовление макета Кубанской хаты;
  • схемы изготовления куклы «Веснянка»;
  • презентация проекта «Секрет волшебного сундучка»;
  • музыкальный досуг «Посиделки в Кубанской хате»
  • Совместное посещение музея им Е. Д. Фелицына.

В результате реализации проекта:

  • повысился уровень знаний по данной теме, познавательной и речевой активности детей;
  • у детей появилось желание больше узнавать о родном крае, его традициях и отражать свои впечатления через различные вилы деятельности

Заключение:

Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Сегодня переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народной культурой и традициями Кубани. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.

В результате работы над проектом надеюсь, на реализацию поставленных задач:

Желание родителей принять участие в проекте;

заинтересовать назначением и разнообразием предметов быта;

Значимость

Проект «Секреты волшебного чемоданчика» –призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, познакомить с людьми, прославившими Кубань.

Волшебный чемоданчик – это кладезь вещей, изготовленных по фото, рисункам, сохраненным в семье.

«Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».

В результате данного проекта было создано методическое пособие. Актуальность данного материала обусловлена отсутствием пособий, содержащих задания по данному направлению. В данном пособии подобран материал, дающий высокие результаты с возможностью вариаций под возраст и возможности каждого ребенка, позволяющий наиболее эффективного совмещать задачи, направленные на развитие речи, мелкой моторики и развития   навыков самообслуживании. Кроме того, созданный пособие дает возможность использования его систематически и несколькими детьми одновременно, что особенно важно при коррекции нарушений речи и мелкой моторики в условиях группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Мало внимания уделяется в семье изучению истории родного края, изучения быта жизни людей, богатства природных ископаемых края

Литература

1. Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город,

2010г.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П.; Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной.- 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

3. Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.

4. И.Н.Котова, А.С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла.-СПб: «Паритет», 2008г.

5. Железнова Е. Р. Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

6. «Знай и люби свой край». Учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Краснодарского края. Составитель - Васнева А. Г. Краснодар, 2002 год.

7. Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. 2-е изд. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2008.

8. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель Воронин В. В. ООО «КАРГИЛЛ ЮГ». Краснодар, 2011.

9. Источники интернет ресурсов.

Приложение 1.

Перспективный план.

Этапы проекта

Совместная деятельность детей и воспитателя

Деятельность, направленная на развитие речи детей и мелкой моторики рук

Деятельность родителей

Организационный

сентябрь

Подборка и изучение литературы по теме.

Знакомство с «Толковым словарем»

Привлечены родители для принятия участия в проекте

октябрь

Знакомство с разными видами ткани

Беседа: «Быт кубанского народа»

Подборка материала для изготовления мини-музея

Основной

ноябрь

Дидактическая игра: «Угадай на ощупь, что внутри»

Мастер – класс для родителей по изготовлению куклы для развития мелкой моторики рук «Девчушка -веселушка»;

Мастер – класс для родителей по изготовлению куклы для развития мелкой моторики рук «Девчушка – веселушка»

декабрь

Беседа «Зимние праздники на Кубани»

Дидактическая игра «Народные промыслы»

Изготовление макета мини – музея и предметов быта

январь

Кубанские писатели- детям

Создание картотеки «Устное народное творчество Кубани»

Организацияфотовыставки «Пожелтевшие фотографии семейного альбома»

Прослушивание музыкальных произведений о Краснодарском краеВ. Г. Захарченко и Г. Ф. Пономаренко

Развлечение «Масленица»

Создана презентация проекта и мини – музея для родителей и педагогов ДОУ.

март

Интерактивное путешествие «Сокровища родной земли»

Глиняные игрушки (Опыты и эксперименты)

Организация фотовыставки «Наш край»

апрель

Совместное посещение музея им Е. Д. Фелицына

Рассказ по впечатлениям об увиденном в музее

Совместное посещение музея им Е. Д. Фелицына

Заключительный

май

Музыкальный досуг «Посиделки в Кубанской хате»

Разучивание  стихотворений, загадок, песен к музыкальному досугу

Музыкальный досуг «Посиделки в Кубанской хате»

Приложение 2.

Тематический словарь.

Кабыца - летняя печь.

Казаки - вольные люди, которые сторожили государственные и внутренние этнические границы;в свободное от несения службы время казаки обрабатывали землю.

Лавка - длинная, чаще без стоек, скамья, обычно укреплённая вдоль стены.

Подворье - двор и огород, хозяйство при сельском доме.

Половик - узкий половой коврик, плетёный или сшитый из разноцветных обрезков ткани.

Рушник - полотенце (обычно вышитое).

Саман –  в южных областях: кирпич сырец с примесью навоза, соломы.

Сени -   помещение между жилой частью дома и крыльцом, не отапливалось.

Стреха - Крыша, кровля избы, хаты.

Сундук -  тяжёлый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком.

Угольник - посудный шкаф около печи. 

Хата -  постройка, которая начиналась сразу на земле, без фундамента. Крестьянский дом (бревенчатый или мазанка) в украинской и южнорусской деревне.

Приложение 3.

Опыты и Эксперименты.

  1. Мир ткани

Цели и задачи: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Материалы: Небольшой кусочек ткани (вельвет, бархат, ситец), ножницы, ёмкость с водой, алгоритм деятельности.

Ход занятия: Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнётся, рвётся, режется, намокает). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять  разрезать на 2 части каждый кусок  попытаться разорвать пополам  опустить в ёмкость с водой и определить свойства промокания  сделать общий вывод о сходстве и различий свойств. Воспитатель акцентирует внимание на зависимость применения того или иного вида ткани от его качеств.

  1. Глиняные игрушки

Цели и задачи: Развивать изобразительные умения; учиться преобразовывать предметы используя новые детали, изменяя цвет, величину; стремиться к преобразованию.

Материалы: глина, вода, салфетки, схемы изображения игрушек, дощечки для работы.

Ход занятия: Взрослые вносят в группу глину, спрашивает, что это за материал, какой он (плотный, мягкий, пластичный), что из него можно сделать (вылепить посуду, игрушки и т. д.). Показывает простейшие схемы изготовления игрушек из глины, выясняет, какие способы лепки детям известны. Акцентирует внимание детей на пластичности, мягкости предлагаемого материла. Дети самостоятельно выбирают объект для работы, взрослые помогают в трудных ситуациях. Направляют действия детей на преобразование образца путем изменения формы, величины, добавления новых деталей. После просушивания поделок дети раскрашивают их в соответствии с замыслом.

  1. Игрушки из ниток

Цели и задачи: Развивать умение работать руками, учиться реализовывать возможность преобразования и получать результат.

Материалы: Нитки для вязания, ножницы.

Ход занятия: Дети рассматривают клубок ниток для вязания, рассказывают, для чего он нужен, что можно сделать из ниток (связать шапку, шарф, носки и т. д.). Затем выясняют, что из этого клубка можно сделать много интересных игрушек. Воспитатель показывает изготовленную куклу из ниток, предлагает детям сделать таких кукол, вместе с детьми определяет последовательность действий. Рассмотрев схему изготовления куклы девочки и куклы мальчика, дети делают свой выбор: какую куклу будут делать. Взрослые помогают перевязывать пучок нитей тем детям, у которых возникают затруднения. После выполнения задания организуется выставка «Умелые руки».

Приложение 4.

Схема изготовления куклы «Веснянка».

Приложение 5.

Дидактические игры.

Угадай на ощупь, что внутри»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Одень куклу»

Игра формирует у детей представление о человеке, частях тела, различие пола человека. С помощью пособия обобщаются знания детей о сезонных предметах одежды, последовательностью её надевания. Закрепляет цвета, развивает мелкую моторику. Используя данную игру, осуществляется воспитание патриотических чувств.

Описание дидактической игры:

Материал – фетр разного цвета, мелкие декоративные украшения.

Две куклы из плотного фетра: мальчик и девочка.

  • Набор предметов одежды для мальчика (курточка зимняя, демисезонная, свитер, футболка, рубашка, колготки, брюки, комбинезон, бриджи, шорты, шапка зимняя, демисезонная, кепка летняя, варежки. Обувь – валенки, ботинки, кроссовки.)
  • Набор предметов одежды для девочки (пальто зимнее, курточка демисезонная, свитер, платье, маечка, туника, юбка, шорты, колготки, брюки, комбинезон, шапка зимняя, демисезонная, панамка, варежки. Обувь – валенки, сапожки, туфли)
  • Набор предметов одежды по цветам (платье, плащ, бантики, шапочка, сапожки красного, зеленого, синего, желтого цветов)
  • Набор предметов национальных костюмов (русский, кубанский)

Элементы игры крепятся с помощью липучек.

 «Народные промыслы».          

Цель игры: продолжить знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, обогащать зрительные впечатления, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников.

Задачи:

- расширять представление о многообразии узоров народных промыслов России;

 - совершенствовать представление о характерных элементах узора и цветосочетании народного декоративно – прикладного искусства: «Городецкая роспись», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Хохлома»;

- воспитывать чувства привязанности к родным местам, уважительного отношения к своим национальным корням;

- развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

Материал: игра проводиться в мини-музее «Кубанская хата». Предварительно туда вносятся игрушки, предметы, картинки с росписью народных мастеров. Также для игры можно использовать работы детей по декоративному рисованию и аппликации.

Ход игры.

Вариант Ӏ.

Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми   элементы   росписи предметов двух народных промыслов. В избе выставляются предметы из одного народного промысла. Дети должны отгадать, в каком стиле оформлена изба.

Постепенно количество рассматриваемых элементов росписи народных промыслов увеличивается.

Вариант ӀӀ.

Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы   росписи предметов одного народного промысла. В избе выставляются предметы из двух    народных промыслов.  Дети должны убрать из избы лишние предметы.

Постепенно количество предметов, не относящихся к демонстрируемым элементам народного промысла, могут быть увеличены.

Вариант ӀӀӀ.

Перед началом игры в избе заменяется старинный предмет на современный.  Например, лапти на сандалии. Дети должны угадать какой предмет заменили и назвать, что вместо этого предмета должно быть.

Для этого варианта игры детей предварительно знакомят с названиями, назначением и использованием старинных предметов

Вариант ӀV.

Перед началом игры детям читают стихи и загадки про народные промыслы России. Дети должны отгадать и найти в «Кубанской хате» предметы на заданную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»

Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, ...

Литература как средство приобщения детей к культуре родного края

В данной презентации коротко описывается тема: "Художественная литература как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к культуре родного края"...

Презентация "Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)

Презентация "Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)...

Использование современны технологий как средство приобщения детей к культуре родного края.

Современные технологии и средства приобщения детей к культуре родного края!В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задач...

Презентация "Приобщение детей к истории родного края через взаимодействие с родителями""

Семья - главная ценность человека.  Интересы, традиции, мировозрение передаются ребенку. В презентации сделаны акценты, на которые стоит обратить внимание,  в процессе сотрудничества с родит...

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре родного края через ознакомление с творчеством писателей Республики Крым».

       Первоочередными задачами современной воспитательной политики в Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гр...

Приобщение детей к культуре родного края через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Южного Урала

В настоящее время, главным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, который знает и любит свою Родину. Для решения данной задачи, важное значение приобретает формирование регионального...