Использование опорных схем при обучении старших дошкольников с ОНР составлению рассказа о профессии взрослого"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Бунина Дарья Викторовна

Опыт работы по развитию связной речи детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunina_dv_opyt_raboty.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Д.В. Бунина

воспитатель первой кв. категории

МБДОУ № 62 «Родничок»

г. Северодвинск

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА О ПРОФЕССИИ ВЗРОСЛОГО»

Известно, что формирование связной речи является одной из важнейших задач в работе педагога с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь. Особую сложность в овладении связной речью испытывают дошкольники с общим недоразвитие речи.

В своей педагогической практике по развитию связной речи у дошкольников с ОНР мы руководствуемся адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Л.В. Лопатиной.

Одним из результатов освоения АООП дошкольного образования является то, что ребенок старшего дошкольного возраста выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры; отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта».

Реализуя с детьми исследовательский проект «Ознакомление старших дошкольников с профессиями родителей», мы обратили внимание, что детям достаточно трудно составить рассказ о профессии своего родителя.

Исходя из всего выше сказанного, мы поставили для себя следующую цель– способствовать обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР составлению рассказов о профессии взрослого на основе опорных схем.

Задачи:

  1. Закрепить у детей знания о разных профессиях взрослых.
  2. Формировать у детей умение использовать опорную схему при составлении рассказа.
  3. Активизировать и обогащать словарь детей по теме «профессии».
  4. Продолжать развивать психические процессы: воображение, память, внимание, логическое мышление.
  5. Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать себе профессию и стремление учиться.

Свою работу с детьми мы строили с учетом следующих принципов (по Л.В. Лопатиной):

Принцип концентризма (обучение строилось на основе имеющихся знаний и умений).

Принцип последовательности (процесс обучения происходил от простого к сложному).

Принцип личностной индивидуализации (учет интересов и желаний детей).

Принцип научности, наглядности, прочности усвоения знаний и воспитывающего обучения.

Работа проходила в четыре этапа.

1 этап. Закрепление знаний детей о профессиях взрослых посредством различных дидактических и настольно-печатных игр. («Отгадай профессию», «Кому что подходит?», «Кто больше назовет?», «Четвертый лишний», «Собери целое» и т.д.)

2 этап. Формирование у детей представлений о рассказе.

На этом этапе мы объясняли детям, что в рассказе все предложения связаны по смыслу. Дети учились сравнивать и отличать связное высказывание (рассказ) от других вариантов ненормированной речи по следующим заданиям:

Сравнение рассказа и набора слов из него.

Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.

Сравнение рассказа и отдельного предложения из текста.

В том случае, если ребенок слышит рассказ – он поднимал карточку с изображением буквы «Р», в противоположном случае поднимал пустую карточку.

На этом этапе использовались рассказы и отрывки из них Б. Житкова «Обвал», Н. Носова «Как Незнайка был музыкантом», К. Ушинского «Два плуга», «Теплый хлеб», Л. Толстого «Косточка».

3 этап. Работа по опорным схемам.

Вначале мы использовали сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой. Она отражает сенсорные каналы (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) получения информации о признаках предметов. Яблоко – это первый предмет, который мы обследовали и сразу составляли схему.

Карточка «Глаза» - оно зеленое, круглое, большое (выкладываем карточку зеленого цвета, круг, большая пирамидка). «Нос» - оно ароматное. «Ладонь» - оно твердое и гладкое (картинка с кубиком).

«Губы» - оно сладкое (картинка с улыбкой). Подводим обобщающее слово – это фрукт.

Затем, дети, прослушав образец воспитателя, составляли рассказ про яблоко по опорной схеме. На следующих занятиях мы обследовали другие фрукты (лимон, банан), игрушки (машина, мяч) и другие предметы (стол и т.д.).

Для отработки умения рассказывать по схеме детям предлагалась игра «Угадай предмет». Воспитатель описывал какой-либо предмет (картинки с вариантами ответа были на доске), а дети отгадывали его и доказывали свой ответ. Сначала, детям было трудно. Но, со временем, они сами стали загадывать друг другу предметы по опорной схеме.

4 этап. Формирование умения использовать опорную схему для составления рассказа о любимой профессии.

Последовательно усложняя процесс обучения, мы знакомили ребят с более сложным типом наглядной модели – схематической моделью. Она строится с помощью условных обозначений, знаков, символов. В своей работе мы опирались на схемы А.Т. Ткаченко. На одном из занятий, при описании профессии, ребятам была предложена опорная схема.

Знак «?» - название профессии. «Дом» - место работы. «Комбинезон» - специальная одежда. «Ладони» - трудовые действия. «Молоток и клещи» - трудовые инструменты. «Сердце» - свое отношение к этой профессии.

С детьми составлялись описательные рассказы по профессиям: учитель, швея, продавец, врач, повар, плотник, дрессировщик, парикмахер, сантехник, автослесарь, фотограф.

Чтобы повысить интерес к составлению рассказа о профессии, мы привлекали детей участвовать в игре. В.В. Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья»; «Мастерская по пошиву обуви»; «Демонстрация моделей одежды»; «Выставка машин» и другие, — в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.

Результатом нашей проделанной работы стали рассказы детей по опорной схеме. На основе полученных знаний, исходя из своих интересов и черт характера, ребенок выбирал для себя профессию. Следует отметить, что дети выбирали разные профессии (полицейский, стоматолог, воспитатель и т.д.) и старались объяснить свой выбор. Мы наблюдали положительную динамику в составлении рассказов детей, что свидетельствует об эффективности использования нами приема опорных схем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы " Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников с Правилами дорожного движения»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждения  детский сад №12 «Солнышко» общеразвивающего вида  с приоритетным  осуществлением деятельности  по социально-лич...

Использование опорных схем в речевом развитии дошкольников

В настоящее время - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, поэтому педагогическое ...

Использование дидактических игр для обучения старших дошкольников грамоте.

В добукварный период дети практически усваивают такие понятия, как предложение, слово, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их.Занимательные упражнения и дидактические...

Обобщённый опыт педагогической деятельности воспитателя 1 квалификационной категории на тему: «Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников с Правилами дорожного движения"

Обобщённый педагогический опыт работыУраковой Ольги Александровнывоспитателя 1 квалификационной категории  Тема: «Использование инновационных технологии в обучении старших дошко...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из актуальных вопросов в обучении на современном этапе является активизация познавательной деятельности дошкольников. Одним из средств выделяются опорные схемы, которые помогают создать определе...

Опорные-схемы мнемотаблицы для старших дошкольников при рассказывании сказок.

Опорные схемы-мнемотаблицы, как результат работы по развитию познавательных способностей, связной речи и словесного творчества старших дошкольников....