Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста: пересказ сказки: «Рак и лиса»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Драчева Светлана Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего возраста: пересказ сказки "Лиса и рак "с использованием игровых моментов, элементов моделирования, отгадыванием загадок, физкультминуток.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель Драчева Светлана Викторовна                                                                                                                            2022 год

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего возраста:

пересказ сказки: «Рак и лиса»

Технологии: игровые, использование элементов моделирования, отгадывание загадок, формирование умений и навыков, здоровьесберегающие (речь с движениями, физминутка).

Психолого – педагогические задачи:

1.Связная речь: помочь детям уяснить главное в характере сказочных героев; учитьвыразительно передавать речь героев; последовательно и связно пересказывать текст без помощи воспитателя, опираясь на кадры плана – схемы.

2.Словарь: учить подбирать определения (прилагательные); называть действия (глаголы).

3.Грамматика: учить подбирать однокоренные слова; упражняться в словообразовании; согласовывать существительные с прилагательными.

4.Звуковая культура речи: упражнять в четком произношении скороговорки в различном темпе и с различной силой голоса.

Предварительная работа

1.Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин»;

2Драматизациярусской народной сказки «Лиса и журавль».

Оборудование и материалы:

Карточки-схемы – план для пересказа; шапочки – маски для лисы и рака; иллюстрации: лиса, рак; лисий мех.

Ход НОД:

Воспитатель предлагаетдетям отгадать загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет» (лиса).

 - Почему вы думаете, что это лиса? (ответы детей). Выставляется иллюстрация с изображением лисы.

Воспитатель загадывает следующую загадку: «Он в речном песке живет, ходит задом наперед» (рак). Выставляется иллюстрация с изображением рака.

 - Почему вы думаете, что это рак?

 - Послушайте русскую народную сказку «Рак и лиса».

Рассказывание сказки воспитателем с выделением голосом слов «перегоняться», «уцепился», «давно».

Беседа по содержанию сказки:

 - Как вы понимаете слово «перегоняться»?

- Как можно сказать по-другому? (бегать наперегонки, соревноваться, кто быстрее).

- Что при встрече сказала Лиса Раку?

- Как проговорила она эти слова? (самоуверенно).

- Передайте голосом самоуверенность Лисы (ответы 2 –х детей).

- Как вы думаете, сразу или немного помедлив, ответил Лисе Рак?

Воспитатель: «Наверное, обдумывая, как провести Лису, Рак и ответил не сразу. Значит, когда Рак соглашался, он уже знал, как перехитрить Лису. Поэтому он говорил уверенно, усмехаясь».

- Произнесите уверенно с усмешкой слова Рака (предложить 2- детям).

- Что же сделал Рак, чтобы перехитрить Лису?

- Правильно, он уцепился Лисе за хвост (произнести весело).

 - А когда Рак отцепился? (Рак отцепился только тогда, когда Лиса, добежав до места, обернулась, вильнув хвостом).

- Что услышала Лиса? (А я тебя давно тут жду!)

- Что можно сказать про Лису? Какая она? (хитрая, ловкая, самоуверенная)

- А какой Рак? (умный, сообразительный, рассудительный, догадливый)

Воспитатель подтверждает ответы детей: «Рак догадался уцепиться Лисе за хвост. Рак оказался хитрым – прехитрым, хитрющим!»

- Послушайте сказку еще раз, а потом вы сами будете ее пересказывать, а помогут вам в начале, в середине и конце сказки схемы- подсказки (выставляет схемы).

Повторное чтение.

- Напоминаю, при пересказе отчетливо, не спеша, проговаривайте текст сказки, голосом передавайте характер персонажей. А вы, ребята, слушайте внимательно товарищей, не перебивая и не мешая, чтобы в случае затруднения помочь дополнить рассказ и правильно оценить его.

Вызывается ребенок для пересказа сказки целиком, затем трое ребят пересказывают сказку по частям. В конце сказку пересказывают по ролям: рассказчик – за автора, Лиса и Рак.

Анализ ответов детей: отметить детей, проявивших самостоятельность при пересказе; тех, кто пересказал близко к тексту; кто передал интонацией самоуверенную Лису и т. д.

- Посмотрите на картинку и скажите, какая лиса? (рыжая, пушистая, красивая)

Воспитатель предлагает рассмотреть и потрогать лисий мех.

- Какая шерсть у лисы? (пушистая, мягкая, теплая, золотистая).

-Что еще может быть пушистым? (воротник, шапка, шарф).

- Что может быть мягким? (подушка, волосы, вата).

- Что может быть теплым? (печка, шуба, кофта).

- Как можно ласково назвать лису? (лисица, лисонька, лисичка).

Физминутка

- У лисы длинный нос. Какая она? Изобразите длинноносую лису (имитация детьми).

-У лисы красивый длинный хвост. Как одним словом сказать, что хвост у лисы длинный? Какая она? (длиннохвостая). Изобразите длиннохвостую лису.

- Для чего лисе нужен хвост? (заметать следы) (имитация движений).

- Когда лиса видит добычу, как она к ней подходит? (тихо, неслышно,

подкрадывается, подползает).

- Изобразите подкрадывающуюся лису.

«Лиса осторожно крадется,

Ступает на землю тихо.

Сучки обойти ей придется,

Иначе спугнет зайчиху».

Речевое упражнение: «Ты, лисичка, где гуляла?»

Задание: передать впереди стоящему ребенку шапку- маску лисы, спросить: «Ты, лисичка, где гуляла?» (обращение к девочке); «Ты, лисенок, где гулял?» (обращение к мальчику).

- Ответить нужно в рифму:

«На полянке танцевал»

«За зайчонком я бежал» и т. д.

Рассмотреть иллюстрацию с изображением в лесу лисы и девочки.

Чистоговорка:

«Саша в лесу встретила лису»

Предложить детям повторить чистоговоркумедленно и тихо, быстро и громко, шепотом и спокойным голосом, не спеша, проговаривая звуки в словах (хоровые и индивидуальные ответы детей).

Итог: Что вам понравилось? (ответы детей).

- Я думаю, что вы все запомнили сказку «Рак и Лиса» и сможете дома рассказать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Веселые поварята».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Веселые поварята».спасибо за внимание, коллеги)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие к нашим друзьям - деревьям в разное время года".

Для наблюдений за живой и неживой природой нашей группой создана экологическая тропа. Она включает в себя несколько объектов, посещая которые дети изучают закономерности природных явлений, ухаживают з...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием развивающих игр математического содержания .Тема: «Математическое королевство».

Цель: Развитие математических способностей.Задачи:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Придумывание сказки на заданную тему» (с использованием ЭОР и элементов ТРИЗ)

закрепление умения  детей придумывать сказку с опорой на картинки. Развитие воображения и память с помощью «речевых досочек». Воспитание интереса к речевой деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста: «Путешествие в сказку В. Катаева «Цветик -семицветик».

Закрепление знаний геометрических фигур, формирование умения измерять длину, ширину, толщину предметов, формирование умений работать с палочками Кюизенера, закрепление знаний о временных и сезонных от...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы инсценировка сказки "Волк и семеро козлят на новый лад"

Через театральную деятельность развивать творческие способности детей.Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танце...