Конспект занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: Загадки Зимушки-зимы
план-конспект занятия по развитию речи

Дрыкина Анастасия Сергеевна

Цель: Расширение, закрепление и активизация лексического запаса детей по теме «Зима», развитие лексико-грамматических средств речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Тема: Загадки Зимушки-зимы

Цель: Расширение, закрепление и активизация лексического запаса детей по теме «Зима», развитие лексико-грамматических средств речи детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Расширять, закреплять и активизировать лексический запас по теме «Зима»;

- Учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

- Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие:

-Корригировать и развивать связную устную речь, речевое дыхание, зрительное внимание и восприятие, тонкую и общую моторику, мыслительную деятельность.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к занятиям, умение работать в команде;

-Воспитывать любовь и интерес к явлениям природы.

Здоровьесберегающие задачи:

- Способствовать созданию благоприятного психологического климата в зале;

- Учить соблюдать режим охраны зрения.

Оборудование: ИКТ, аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь», магнитная доска, магниты, 2 стола, 8 стульев, снежинки из бумаги различной величины с написанными на них заданиями, снежок, 1 корзина, разрезные тематические картинки, снеговик, санки, зефир.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Звучит аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь». Дети входят в зал, замечают разбросанные по ковру снежинки разной величины. И висящую отдельно большую снежинку.

Логопед: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок!

Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,

Здравствуйте, я вам скажу, всех вас я приветствую!

Логопед: Ребята посмотрите, как много снежинок перед нами, настоящий снегопад. Пять минут назад здесь ничего не было, а теперь снега полным-полно. Соберем снежинки с нашего пути.

Логопед: Ой, ребята посмотрите, а вот еще одна снежинка. 

С вами рада встрече я,

Мои милые друзья!

Тех, кто загадки мои отгадает,

Весьма интересный сюрприз ожидает….

Логопед: Догадались, ребята, кто здесь похозяйничал? (Дети отвечают).

Логопед: Верно. Это Зимушка-зима в гости заглянула да снега насыпала.

Логопед: Расположим снежинки на доске в порядке увеличения, начиная с самой маленькой. (Дети собирают снежинки и прикрепляют к магнитной доске).

  1. Основная часть

Логопед: Вам интересно какой сюрприз Зимушка-зима приготовила?

Дети: Да

Логопед: Тогда начнем отгадывать наши загадки, вон их сколько. (Показываю на доску).

Логопед: А каким нужно быть и что уметь, чтобы отгадать загадки? (Надо быть внимательным, сообразительным, надо уметь рассуждать и думать). 

Логопед: …..принесите пожалуйста первую волшебную снежинку!

Логопед: Игра «Правильно-неправильно»

- Если я скажу правильно - вы поднимите руки вверх, если неправильно – машите кистями рук. И постарайтесь мою ошибку исправить:

Наступила морозная зима.

Выпал белая снег. (Выпал белый снег)

Оля вчера катается на коньках. (Оля вчера каталась на коньках)

 Дети пошли на улицу.

У девочки нет шарф. (У девочки нет шарфа)

Дети слепили снеговик. (Дети слепили снеговика)

Я завтра играл в снежки (Я вчера играл в снежки).

Логопед: Все были внимательны, я уверена, что все загадки мы отгадаем, задания выполним и сюрприз получим.

Логопед: …… иди сорви пожалуйста еще снежинку.

Логопед: Следующая наша загадка – это игра «Разрезные картинки». 

Логопед: Посмотрите на эти частички, какие-то они необычные. Соберем их вместе и посмотрим что у нас получится. Что у вас получилось?

Логопед: Я собрала свою снежинку. Я вижу, что на картине у меня изображено как …..Я смотрю ……, уже тоже сделала. Назовите, что нарисовано у тебя снежинке? Скажи полным ответом.

Логопед: Какие вы молодцы, вы смогли собрать все предметы и разгадать еще одну волшебную снежинку 

Логопед: Возьми пожалуйста следующую снежинку. Какие снежинки холодные. Погреемся. (Массаж мимической мускулатуры.) Приготовили свои ладошки.

"Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем
Растираем лобик тоже
Теплым стать ему поможем
Щечки надуваются
Губки улыбаются
Подбородок разотрем
Дружно губки пожуем".

(Выполняются соответствующие тексту движения.)

Логопед: Я смотрю у …… ручки еще холодные. Попробуем еще раз.

Какие вы умнички, как замечательно показали упражнения!

Логопед: А сейчас вам предстоит разгадать следующую увлекательную загадку. Берите следующую снежинку.

Логопед: Игра «Закончи предложение».

Логопед. А сейчас расскажем, что же происходит зимой. Необходимо закончить предложение, а затем повторить его полностью. На слайдах!!!

  • Зимой бывает снегопад, а осенью… (листопад).
  • Зимой идет снег, а летом … (дождь).
  • Зимой катаются на санках, а летом… (на велосипеде).
  • Зимой катаются на коньках, а летом… (на роликах).
  • Зимой деревья белые, а осенью… (жёлтые).
  • Зимой растут сугробы, а летом … (цветы).
  • Зимой лепят снеговика, а летом… (куличики).

Логопед: И вы вновь смогли разгадать загадку. Ваши глазки немного устали, пусть они отдохнут.

Кратковременный пальминг. Дети закрывают глаза и 10-15 сек удерживают ладони на глазах. Убрав ладони, несколько секунд держат глаза закрытыми.

Логопед: …..иди возьми пожалуйста следующую снежинку. Спасибо.

Логопед: Дидактическая игра «Доскажи словечко». Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Поиграем. Я вам читаю стихотворение, а вы добавляете слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне, 
Падает на землю ... (Снег.) 
С неба все скользят пушинки — 
Серебристые ... (Снежинки.) 
На посёлки, на лужок 
Все снижается ... (Снежок.) 
Вот веселье для ребят — 
Все сильнее ... (Снегопад.) 
Все бегут вперегонки, 
Все хотят играть в ... (Снежки.) 
Словно в белый пуховик 
Нарядился ... (Снеговик.) 
Рядом снежная фигурка — 
Эта девочка — ... (Снегурка.) 
На снегу-то, посмотри — 
С красной грудкой ... (Снегири.) 
Словно в сказке, как во сне, 
Землю всю украсил ... (Снег.)

Логопед: Ой, ребята, что-то так холодно стало (звучит вьюга), давайте погреемся (Пальчиковая гимнастика + Дыхательная):

"Руки в кулачки сожмем
и немножко подождем
на ладошки мы подуем
все снежинки мы с них сдуем. 
Каждый пальчик мы возьмем
Сильно на него нажмем."

Логопед: Ох, ручки то не согрелись ваши, попробуем еще раз!

Логопед: …. Бери следующую картинку.

 Игра «Назови ласково» со снежком

Логопед: Пришло время поиграть со снежком. Я буду бросать вам снежок и называть слово, а вы будете снежок ловить и говорить о нем ласково.

Снег-снежок                 Сосулька – сосулечка                     Мороз- морозец         

Дерево- деревце               Ветер- ветерок                             Горка – горочка

Лёд- ледок                    Санки- саночки                                Зима- зимушка            

Логопед: Зимушке очень понравится, что вы умеете называть ласковые слова о зиме.  И смогли разгадать еще одну загадку.

Логопед: Кто следующий возьмет снежинку?

Упражнение «Где это бывает?»

Логопед: Ребята, посмотрите на экран и ответьте на мои вопросы.

Появляются по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

– Где лежит снег?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– На чем катаются дети?

Логопед: Молодцы!

  1. Заключительная часть.

Логопед: Трудные задания нам приготовила Зимушка-зима! Мы с вами справились! Какое задание на снежинке вам понравилось больше всего? А какое показалось трудным?

На занятии вы были очень внимательными, сообразительными, хорошо умели рассуждать и думать. И Зимушка –зима приготовила для нас сюрприз. Она отправила своего помощника. Только я его не вижу. Помогите мне найти его.

Звучит музыка. Дети находят снеговика с сюрпризом. (Зефир).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

Презентация к конспекту занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: Загадки Зимушки-зимы

Презентация к конспекту занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: Загадки Зимушки-зимы...

Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий Домашние животные

Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий Домашние животные...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема "Дикие животные Карелии"

Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет   по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: Дикие животные Карелии....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Инструменты»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Инструменты».Задачи :Коррекционно-образовательные:расширять и активизировать словарь детей по теме «Инструменты...