Открытое занятие по развитию речи в средней группе на тему: «Путешествие по русскому народному фольклору»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Белоусова Елена Владимировна

 Знакомить детей с малыми формами фольклора. Учить детей понимать содержание и значение пословиц. Учить произносить чистоговорки, скороговорки, считалки, хороводные песни. Повторить с детьми знакомые им считалки, помочь заучить текст народной игры: «Игра с колокольчиком». Упражнять в отгадывании загадок. Обогащать словарный запас, работать над интонационной выразительностью речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие  по развитию речи в средней группе

на тему:

«Путешествие по русскому народному фольклору»

 Воспитатель: Белоусова Е.В.

Цель: развитие интереса и приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

Образовательные: 

Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора. Учить детей понимать содержание и значение пословиц. Учить произносить чистоговорки, скороговорки, считалки, хороводные песни. Повторить с детьми знакомые им считалки, помочь заучить текст народной игры: «Игра с колокольчиком». Упражнять в отгадывании загадок. Обогащать словарный запас, работать над интонационной выразительностью речи.

Развивающие:

Содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений. Обеспечивать развитие любознательностиречи, мышления.

Воспитательные:

Побуждать детей ценить культурное наследие русского народа. Способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Методы и приемы: словесный, практический, наглядный.

Формы работы: показ, объяснения, вопросы, загадки, литературное слово.

Предварительная работа: заучивание утреннего приветствия, чтение пословиц, поговорок, загадок, народных сказок, правильное произношение чистоговорок, слушание музыкальных произведений русского народного творчества.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, слайды, русские народные мелодии, сундучок, платок, картинки, обруч с лентами.

Ход НОД

Дети заходят в группу под русскую народную песню, встают в круг. Воспитатель встречает их в русском национальном костюме.

Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей. (Встают в круг)

Доброе утро всем, кто проснулся!

Доброе утро всем, кто улыбнулся!

Доброе утро светлому солнцу! - (поднимают руки вверх)

Доброе утро небу в оконце! – (чуть разводят руки вверху)

Доброе утро певчим синичкам, - (руки опускают, машут внизу кистями рук)

Доброе утро нашим гостям! – (поворачиваются к гостям)

Будем все нежны! Будем все дружны! – (держаться за руки, слегка размахивают)

Воспитатель: Давайте сядем рядком (дети садятся), вот теперь можем поговорить ладком.

Воспитатель: «Ребята, на меня все посмотрите!

Я сегодня не проста, а загадочно ярка!

Превратилась я в бабушку-загадушку!

К вам сегодня я пришла, сундучок вот принесла.

Сундучок то не простой, а волшебный, расписной.

Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.

Вот платочек расписной, да загадочный какой,

узелки на нём висят, что-то нам сказать хотят.

Узелок я развяжу, вам задание скажу...»

Воспитатель: 

«Поговорки, пословицы, загадки, считалки, да заклички».

Ребята, а кто их сочинил?

Дети: Народ.

Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, люди из уст в уста передавали друг другу сказки, прибаутки, колыбельные песни, хороводы, дразнилки.

Поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество, или фольклор.

Слово новое, необычное, давайте вместе его произнесем. ФОЛЬКЛОР, да ещё раз, проговорим – ФОЛЬКЛОР.

А сможет его повторить Сережа, Мила?

Спасибо, молодцы!

Воспитатель: А скажите мне, ребята, какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Воспитатель: А какой месяц? (Дети отвечают)

 Воспитатель: Если мы посмотрим в окошко, то увидим, что весной много солнца, все рады теплу, зеленеет травка. Есть такая поговорка: «Апрель с водой, а май - с травой».

/Воспитатель несколько раз детьми повторяет поговорку/

Воспитатель: А вы знаете поговорки?

Дети:

1.Весна красна - да голодна»

2.Что посеешь – то и пожнёшь.

 3. Делу время – потехе час.

4. Хлеб всему – голова.

Воспитатель: «Поговорка цветочек – пословица ягодка».

Да, пословица – недаром молвится» – это короткие мудрые мысли.

А вы знаете пословицы?

Дети: 

«Весенний день год кормит»

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

« Не сиди сложа руки, тогда не будешь знать скуки»

«Труд человека красит, а лень портит»

«Весна – днём красна!».

Воспитатель: Молодцы! Ребята, сегодня мы познакомимся с новой пословицей: «Дождь в мае - хлеба поднимает (проговаривает с детьми несколько раз, объясняет значение пословицы). Нашим росточкам еще нужно солнышко, чтобы вырасти побыстрее. Зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.

/Воспитатель с детьми повторяет закличку/

«Солнышко, солнышко!

Выгляни в окошко, ждут тебя детки,

ждут малолетки, солнышко ведрышко!

Выгляни в окошко, твои детки плачут,

по камушкам скачут.

Солнышко, покажись! Красное появись!

Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей!»

Воспитатель: Завтра снова споем песню солнышку, позовём его к нам, и весна будет солнечной и тёплой.

/Воспитатель заглядывает в сундучок/

Воспитатель: Узелок я развяжу и задание скажу:

«Скороговорки и чистоговорки»

Ребята, чтобы научить детей говорить чисто, правильно - народ придумал много скороговорок и чистоговорок. Вспомните, какие скороговорки вы знаете?

Дети: «Галка села на забор, грач завел с ней разговор»

 «Проворонила ворона Вороненка».

/Скороговорку произносит воспитатель/

«Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы»/Воспитатель вместе с детьми проговаривает несколько раз, сначала медленно, затем быстро, и меняя интонацию голоса. Просит повторить детей индивидуально/

Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте чистоговорку:

На – на – на – вновь пришла весна
Од – од – од – все сажают огород (Слайд с картинками)

Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем чистоговорку сами?

В сундучке-то непростом, есть картинки (дождь, солнце, листочки)

/Воспитатель показывает слайд с картинками и предлагает детям придумать чистоговорку самим/

Дети:

Ди- ди- ди – идут весенние дожди
Це – це – це – весной греет теплое солнце
Чки – чки – чки – на деревьях появляются листочки.

Воспитатель: Молодцы! Как у вас здорово получается!

Воспитатель:  На платочек посмотрю, узелок я развяжу:

«Игры народные, любые хороводные!

Дети встают в круг. Воспитатель проговаривает правила игры и предлагает одному из детей выбрать водящего с помощью считалки.

1 2 3 4 5 – мы собрались поиграть, к нам сорока прилетела, и тебе водить велела…

 «Игра с колокольчиком»

/Звучит музыка, выбранный ребёнок с колокольчиком проговаривает/

Воспитатель и Дети: «С колокольчиком хожу, на ребяток я гляжу,

колокольчик золотой, кто плясать пойдёт со мной?

/Музыка останавливается, где заканчиваются слова «кто плясать пойдёт со мной» - ребёнок с колокольчиком останавливается, и берет другого ребёнка за руку, выводит в круг, двое детей пляшут под музыку, выбранный ребёнок, становится ведущим/

/Игра повторяется/

Воспитатель: Ай, какие молодцы!

Воспитатель заглядывает в сундучок развязывает узелок – слово «Сказки»

Воспитатель: Вы ребята все садитесь. Вы любите сказки, много знаете сказок?

Дети: /называют свои варианты сказок/

Воспитатель: Я ведь бабушка – загадушка. Загадаю вам загадку, а вы должны узнать и отгадать сказку…

«Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке,

там три стула и три кружки, три кровати, три подушки,

угадайте, что за сказка? (Три медведя)

«А дорога – далека, а корзина нелегка,

сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (Маша и медведь)

«На сметане мешон на окошке стужён,

круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок)

«Звери жили в доме том, но медведь сломал их дом,

он залезть в него не смог, это сказка... (Теремок)

Воспитатель развязывает последний узелок –

«Игра «Хоровод»

Воспитатель: Молодцы ребята. Много сказок знаете.

Эй, девчонки! Эй, мальчишки! Становитесь в хоровод «Карусель» играть зовёт!

/Дети водят хоровод произнося слова:/

«Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом бегом!

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!»

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами путешествовали по устному народному творчеству. Вспомнили пословицы, скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки, сказки, игры, хороводы. А теперь скажите, почему все они называются народными?

/Ответы детей/

Воспитатель: Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось? О чем бы вы рассказали своим мамам и папам?

Воспитатель: Есть ещё мирилки, дразнилки, заклички, колыбельные песни, игры. Народное творчество полно мудрости и доброты.

Сундучок наш непростой и платочек расписной, узелки все развязали, и про всё, про всё узнали. Напоследок я скажу: «Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно!»

Вот такая мудрость народная!

Дети прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Комплексное занятие по развитию речи в средней группе на тему "Моделирование русской народной сказки "Теремок"

Материал занятия знакомит детей с новым видом пересказа русских народных сказок посредством моделирования, учит подбирать заместителей персонажей сказки, развивает речь детей....

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Викторина по русским народным сказкам»

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные:-закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;-прививать любовь к устному народному творчеству;Воспита...

Речевой досуг по развитию речи в средней группе детского сада. "Калейдоскоп русских народных сказок ".

quot;Калейдоскоп русских народных сказок ".Речевой досуг по развитию речи в средней группе детского сада.Задачи:- Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывк...

Конспект по развитию речи в средней группе.Тема: Чтение детям русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк"

Задачи: Образовательные: - закреплять умение внимательно слушать сказку;- формировать умение понимать содержание сказки;- отвечать на вопросы полным ответом.- Закреплять умение обыгрывать сказку.- Зак...

Открытое занятие по развитию речи в средней группе Тема: «Путешествие в страну гласных звуков и букв»

                               Образовательная деятельностьЭтапы деятельностиСодержаниеI.Организационный этап....

Занятие по развитию речи в средней группе на тему "Чтение русской народной сказки Колобок"

Занятие по развитию речи в средней группе на тему "Чтение русской народной сказки Колобок"...