НОД развитие речи в подготовительной группе "Как учились дети на Руси"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Морару Светлана Викторовна

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе по теме "Как учились дети на Руси" в рамках тематической недели "День знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_no_2_kak_uchilis_deti_na_rusi.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Дата:  03. 09 2021 г.

Образовательная область Речевое развитие

Тема: «Как учились дети на Руси»

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Цель занятия: Расширить знания детей о славянской письменности, алфавитом, сходстве и различии азбуки.

Задачи занятия:

обучающие:

  • расширить  знания детей о основоположниках славянской письменности.
  • познакомить со старославянским алфавитом;
  • формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;
  • содействовать  желанию стать школьником, умение работать в группе, оценивать свою деятельность,

развивающие:

  • развивать внимание, умение сравнивать и обобщать, подбирать точные слова для обозначения явлений, эмоций,
  • совершенствовать умение детей четко произносить звуки.
  • развивать фонематические представления, фонематический и слоговой анализ.
  • развивать умение детей делить слова на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звука в слове.
  • развивать фонематический слух, восприятия, внимания и памяти и словесно-логического мышлений.
  • развивать звуковую культуру речи, диалогическую речь.

 

воспитательные:

  • воспитывать дружественные отношения между детьми, культуру общения и поведения
  • Воспитывать умение слушать ответы товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • воспитывать доброжелательность, трудолюбие.

Словарная работа: береста, кириллица, схема предложения, слог, согласны, гласный звук, школьные принадлежности, письменность, азбука школа,  

Оборудование и материал: Азбука, компьютерная презентация, камень, береста, мелки восковые, листы бумаги, выставка книг, магниты, 2 доски магнитные, буквы алфавитов (русский и кириллица).

Этапы ОД

Содержание

Деятельность педагога

Действия детей

результат

1. организационный момент

Слайд 2)Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Дети стоят в кругу

2. основная часть

(Слайд 3)

 Я решила сегодня вам сделать сюрприз.

(Выносит букварь) (Слайд 4)

Вопросы детям:

-  Что это? - Для чего она нужна?

- Все буквы вместе как называются

Ребенок читает стих:

       Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!

Вопросы детям:

- Зачем нам нужны буквы?

-А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

Рассказ воспитателя:

Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд 5-6)

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем.

(Слайд 7-8-9)

- Вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание.

- Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению?

Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту.  (Слайд 10-11)

Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд 12)

Вот такая история появления письменности.

- А я хочу рассказать вам как появилась азбука.

Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. (слайд 13) Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья.  В их азбуке было 44 буквы.

(слайд 14-15-16)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия.

(слайд 17-18)

Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита

(слайды 19-20).

Книги на Руси   делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди.

(слайд 21-22 )

         Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать.

(слайд 23)

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв   напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово». (слайд 24-25)

Физминутка

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

-У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…

 Игра-задание «Напечатай букву»

Давайте, ребята, на листках мы напечатаем первую букву своего имени.

Рассказ воспитателя:

   - Первая бука древнего алфавита называлась «Аз»  вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится.

(слайд 26)

Получилось слово «АЗБУКА».

 В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. (слайд 27)

- Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?

Чтение пословиц и поговорок  детьми об учении

 (Дети рассказывают пословицы об учении) 

(слайд 28)

Не пером пишут — умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть. 

Рассказ воспитателя

 Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. (слайд 29)

 Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских.  

Игра «Разбери буквы» 

(слайд 30)

Рассказ воспитателя:

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд 31) 

А буквы мы учим теперь вот по таким букварям (слайд32)

(Дети читают стихи) (Слайд 33)

 Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Не писать и не читать

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

Что научили нас читать!

Дети: книга, Азбука

Дети: дети учат по ней буквы, учатся читать

Дети: Читать

Дети: мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов

В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)

Дети: нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго.

Дети выполняют задание

Дети пишут буквы

дети складывают написанные на бумаге слоги

(выбирается 10 детей. Задание разобрать буквы Кириллицы и современного алфавита по своим азбукам)

3. Заключительная часть

(слайд 34)-

Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.

Многие дети уже знают алфавит, многие уже выучили буквы. И вы сами можете составить свою азбуку. Давайте попробуем создать свою азбуку и сравним их друг с другом. И в память о нашем занятии я дарю вам вот такие блокнотики, чтобы вы создали свою азбуку.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель дарит детям маленькие блокнотики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине.

Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.2. Развивать внимание, память.3. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по карти...

Конспект ННОД по развитию речи в подготовительной группе. Творческое рассказывание детей из опыта на тему «Любимая игрушка»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.Творческое рассказывание детей на тему «Любимая игрушка»...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. «Учимся говорить правильно»

Учимся говорить правильно» Цели: Упражнять в образовании винительного падежа множественного числа существительных.Учить составлять загадки на основе описательного рассказа.Знакомить с многозначн...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить правильно»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осенние листочки» «Учимся, играем, речь развиваем».

Цель: формировать умения составлять связный рассказ об осени с опорой на картинки символы.Задачи:-обобщение о признаках осени и представления о её характерных особенностях;-создать условия для пр...