Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Дружная семейка"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Мамаева Гульнара Пирмагомедовна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Дружная семейка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Дружная семейка

Программное содержание:

    Образовательные: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний.

    Развивающие: Развивать связную речь

   Воспитательные: Воспитывать культуру общения, любовь к близким и родным, создавать положительный эмоциональный настрой.

Материал и оборудование: изображение цветка, символизирующего семью; силуэт ладошки из плотного картона; шапочки на каждый пальчик этой ладошки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка; картинки с изображением детенышей животных; гуашь, силуэты пары перчаток на каждого ребенка, мокрые салфетки, клеенка.

Предварительная работа: 

Словарная работа: рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких, рассматривание картинок о животных, пальчиковые игры.

 -  ввести в словарь: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой      

   Пальцы,

 - активизировать слова: любит, хвалит, помогает, заботится, ласковая, добрая, красивая, любимая, папочка, мамулечка.

Методические приемы: 

Наглядные: показ положения органов артикуляции при обучении правильному произношению, рассматривание рисунков и фотографий своей семьи, детьми и родителями.

Словесные: обобщающая беседа, загадывание загадок, составление описательного рассказа о маме и папе, словесные упражнения.

Практические: Сюрпризный момент, физкультминутка, дидактические игры и упражнения., подражание.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Дети с воспитателем заходят в группу.

 Воспитатель: «Ребята, сегодня много гостей в нашем зале. Посмотрите, какие у них добрые глаза. Давайте мы им улыбнемся и поздороваемся с ними. Обратите внимание, какой необычный сегодня наш зал.  И домик какой-то стоит!

«Что за домик здесь стоит,

А в окошке свет горит?

К домику мы подойдем,

И узнаем, кто живет в нем?»

Воспитатель: «Давайте я постучу в домик. Тук-тук, кто здесь живет? Постучу погромче, ведь звоночка здесь нет, тук-тук!»

Из дома выход мальчик Артемка.

  1. Основная часть

Воспитатель: «Здравствуй, мальчик».

Артем: «Здравствуйте, ребята»

В: «Как тебя зовут?»

А: «Артемка»

В: «С кем ты живешь в этом домике, один?»

А: «Нет, не один. У нас большая дружная семья и я хочу рассказать вам о ней»

В: «Ребята, подойдите к мольберту, встаньте полукругом и послушайте рассказ Артемки»

А: «Я вам хочу показать свой любимый цветок и рассказать о нем. А называется этот цветок «Дружная семья» (рассказ о семье с опрой на изображение цветка)

«Красивый цветок – это я.

Папа и мама – у нас стебельки,

Дедуля с бабулей – в семье корешки.

Цветок наш красуется в зелени луша.

Все мы в семье своей любим друг друга.»

В: «Артемка, иди к нашим ребятам, мы тебе расскажем, что мы знаем о семье, будешь вместе с ребятами играть. Садитесь, ребята, на стульчики и послушайте, что я вам расскажу и покажу. Я хочу вам напомнить пальчиковую игру «Дружная семейка».

Воспитатель (разгибает из кулака пальцы и сопровождает движения текстом):

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.»

 А вы хотите со мной поиграть? Приготовьте свои кулачки. (Дети подражают воспитателю)

В: «О чем же эта игра? (Добиваться от детей ответа: «О семье»). У меня есть вот такая ладошка (демонстрирует силуэт ладошки).  Что она обозначает? (Семью).  Давайте мы вспомним, как называется самый маленький пальчик  на нашей ладошке? (дети называют – мизинец). Кого он обозначает? (ребенка в семье). Как вас ласково называют в семье взрослые? (Дети высказываются).

Воспитатель предлагает детям отыскать на подносе шапочку, обозначающую ребенка, и надеть ее на мизинчик ладони – силуэта.

В: «А теперь поиграем в игру «Скажи, кто это?» Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать:

«Кто пришел ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора?»

Кашу кто успел сварить?

Чаю в чашку мне налить?

Кто косички мне заплел?

Целый дом один подмел?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?»

(ответы детей)

Расскажите, какая у вас мама?

(Ответы детей: «Моя мама ласковая», «Моя мама самая добрая» …)

Какие у вас мамы разные и у каждого из вас самая хорошая мама. «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». Каждому нужна мама «и ребенку, и котенку, и птенцу.

Давайте сейчас поиграем в игру «Детеныш и его мама». Подойдите к столу, возьмите одну любую картинку и внимательно посмотрите, кто на ней нарисован. А теперь давайте сделаем круг и рассмотрим картинки. Кто на твоей картинке нарисован, Саша? А на твоей, Маша?

Каким одним словом можно назвать котенка, теленка, медвежонка? (детеныши животных). А теперь подумайте: и назовите маму детеныша, нарисованного на вашей картинке (ответы детей: «У теленка – корова, у слоненка – слониха, у цыпленка – курица»). Молодцы, ребята. Положите свои картинки на стол и садитесь на стульчики.

Найди, Никита, шапочку, на которой изображена мама, и надеть ее на следующий пальчик. Как он называется? (безымянный).

Повтори, Саша, как называется этот пальчик. (ребенок надевает шапочку)

В: «А теперь послушайте, о ком следующее стихотворение: (Читает стихи Е.Серовой)

«Не терпит мой папа безделья и скуки.

У папы умелые, сильные руки.

И, если кому – нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.»

 Какие ласковые слова вы можете сказать про своего папу? (Дети произносят ласковые слова «Мой папа самый сильный», «Мой папа добрый», «У меня папа смелый»), находят шапочку, обозначающую папу, надевают ее на средний палец. Воспитатель закрепляет название пальцы с другими детьми.

Воспитатель:

«Ребята, я вам загадаю загадку,

А вы отгадайте ее!

Кто ставит на пятку заплатку,

Кто чинит и гладит белье?

Чьи волосы снега белее,

А руки в морщинках сухих?

Кого я люблю и жалею,

О ком сочиняю стихи?»

(бабушка)

Давайте поиграем с нашими ладошками и расскажем о наших бабушках (предлагает детям стать в круг и прочитать стихотворение Н. Гоголя и Г. Григорьева, сопровождать его жестами и движениями):

«Ладушки, ладушки,

Где были? – У бабушки!

(хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони

Все в морщинах собраны.

(показывают руки ладонями вверх)

А у бабушки ладони

Добрые – предобрые.

(поглаживают ладонями плечи)

Все работали ладони

Долгими годами

(постукивают кулачком о ладони)

Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами.

(подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)

По кудрям тебя погладят добрые ладони.

(имитируют поглаживание)

И с любой печалью сладят

Теплые ладони.

(складывают ладони, подносят к лицу. Дуют на них)

Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки?»

(хлопают в ладони)

В: «Вот какие замечательные у вас бабушки!»

Ребенок надевает соответствующую шапочку на указательный палец ладошки – силуэта.

В: «Ребята, у нас остался один пальчик – большой. Кто же это?» Правильно, дедушка. (Читает стихотворение Р. Гамзатова)

«У меня есть дедушка,

Как зима, седой,

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Мне на все мой дедушка

Может дать ответ.

И не стар мой дедушка,

Хоть много ему лет!»

Дети надевают последнюю шапочку.

В: «Ребята! Посмотрите, у нас с вами получилась большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. И еще в каждой семье любят играть и веселиться. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Как живешь?»

В: «Как живешь в семье? – Дети: «Вот так!»

(Дети показывают соответствующим движением, жестом, мимикой)

Как растешь в семье? Как спишь?

Как ешь? Как шалишь?

Как идешь? Как танцуешь? Как сидишь?»

  1. Заключительная часть

Воспитатель: У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно. А как вы думаете, какой домик есть у нашей семьи на ладошке? (Ответы детей)

Да, правильно, пальчики живут в перчатке или варежке. У меня есть перчатка для «Семейки» на вашей ладошке. Хотите украсить их, чтобы «Домики» были красивыми, нарядными, уютными?

Подойдите к столу, выберите себе перчатки и украсьте их. А чем же мы будем рисовать, ведь кисточек нет! Да это не беда, можно нарисовать пальчиком. Давайте попробуем. (Дети выполняют работу – украшают свою перчатку)

Ребята! Я очень рада, что ваши пальчики дружно трудились, и «домики» для них получились нарядные! Я вам хочу предложить подарить перчатки нашим гостям, чтобы они согревали их пальчики.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

конспект занятия по развитию речи в средней группе "Дружная семейка"

Закрепить знания детей о семье и членах семьи, том, что в семье все любят,  заботятся и помогают друг другу....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...