Методическая разработка НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе "Путешествие с Зимушкой - зимой"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Наталия Николаевна Лукина

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в среднейгруппе с использованием ИКТ и ЭОР(цели, задачи, этапы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида№ 27»

Сценарий

непосредственно – образовательной деятельности

по познавательно-речевому развитию

в средней группе

с использованием ИКТ

на тему:

«Путешествие с Зимушкой -зимой»

                                                             Подготовила: воспитатель

                                                                      1 квалификационной категории

                                       Лукина Н.Н.

г. Щёкино

Цель: Развитие компонентов устной речи на основе углубления знаний о сезонных изменениях в природе (зима).

Задачи:

Образовательные:

1. Обсуждать с детьми информацию о предметах и явлениях, как ближайшего окружения, так и выходящих за пределы привычного им.

2.  Продолжать расширять представления детей о зиме.

3. Учить детей использовать в речи наиболее употребительные прилагательные.

Развивающие:

1. Упражнять в умении согласовывать движения со словами.

2. Побуждать детей активно использовать в речи простейшие виды сложных предложений.

3. Обогащать словарь детей: существительными - иней, изморозь; прилагательными  – признаками зимы: холодная, серебристая, праздничная, озорная и т.п.

4. Развивать у детей связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к зимним явлениям природы.

2. Воспитывать заботливое, бережное отношение к природе.

3. Учить выслушивать ответы детей, не перебивая.

4. Прививать любовь к поэтическому слову.

Методы и приемы:

  • Словесные – беседа, объяснение, художественное слово;
  • Наглядные – показ слайдов;
  • Практические – игровые упражнения,  динамическая пауза;
  • Игровые – игровая мотивация, загадки; 
  • Рефлексия

Оборудование: ноутбуки, смарт-доска, портативный проектор, аудио-колонки, интерактивная презентация, комочек снега, стулья с иллюстрацией пеньков, листы  бумаги с изображёнными на них свечкой снежинками, акварель, баночка с водой, салфетки, ведерко со снегом, крышкой, антисептик, письмо с загадкой.

Предварительная работа: коллективные и индивидуальные беседы с детьми о зиме, о правилах безопасности зимой, рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; разучивание стихов о зиме; составление рассказов о красоте зимнего пейзажа; знакомство со способами тонирования.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент. 

Приветствие «Подари улыбку другу».  

Воспитатель: - Ребята, посмотрите какое чудесное зимнее утро. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:

Доброе утро

Скорей проснитесь

Солнцу и друг другу

Шире улыбнитесь.

- Улыбнемся друг другу, подарим радостное настроение и пожелаем друг другу всего самого хорошего.

Второй воспитатель (помощник воспитателя) вносит ведёрко со снегом закрытое крышкой и говорит о том, что оно стояло на крыльце при входе в детский сад, что в ведёрке она не знает, но было написано передать детям средней группы.

Воспитатель: - Ребята давайте узнаем, что в ведёрке (дети на ощупь с закрытыми глазами определяют то, что в ведёрке снег).

Воспитатель: - Что лежит в ведёрке? (снег)

- Какой он на ощупь? (холодный, мокрый, рассыпчатый, ледяной, хрупкий и т.д.)

- Когда бывает снег? В какое время года?  (зимой)

Воспитатель уточняет у детей какое сейчас время года. (Выслушивает ответы детей).

2. Основная часть

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, прикреплена загадка. Хотите узнать про кого она?  Тогда отгадайте загадку и узнаете ответ.

  Загадка:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокожа, светлолица

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Воспитатель: -Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке?

Дети: - О зиме.

Воспитатель: - Правильно, это Зимушка - зима.

 На слайде№1экран№1 с волшебным звуком появляется изображение Зимушки-зимы.

Зима: - Здравствуйте, дорогие, ребята!

 Дети: - Здравствуйте!

Я принесла вам волшебный сюрприз. Вы уже догадались что это?

Дети: - Да, это снег(предполагаемый ответ детей).

Зима:  - Верно, это снег из моего леса, но он не простой, а волшебный, как и все в моем зимнем лесу. Я приглашаю вас в это сказочное место. Впереди вас ждут интересные задания, выполнив которые, вы получите мою магию зимнего волшебства.

      Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: - Да.

Воспитатель: -  На чем мы можем добраться в лес?

Дети: На машине, на автобусе (предполагаемый ответ детей).

Воспитатель: А может пешком пойдем?

Дети: - Нет. В лесу много снега и мы не сможем идти по сугробам (предполагаемый ответ детей).

Воспитатель: - Правильно! В лесу лежат глубокие сугробы. На чем же нам

отправиться в лес? Посмотрите, Зима вам  предлагает выбрать коньки, санки или лыжи (изображение на экране слайд №2 экран№1). Давайте поразмыслим, что удобнее?

Воспитатель: - Ответьте на вопрос полным предложением.

Дети: - Мы отправимся в лес на лыжах! (предполагаемый ответ детей).

Воспитатель: - Почему?

Дети. Потому что на лыжах удобно ходить по снегу.

- Потому что лыжи не проваливаются в снег(предполагаемый ответ детей).

Воспитатель: Почему лыжи не проваливаются в снег?

Дети. Потому что лыжи  деревянные, легкие, длинные (предполагаемый ответ детей).

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран и убедимся, что мы правы. Надевайте лыжи. Поехали! (Слайд№3)  зимний лес с лыжнёй (экран №1) (Дети имитируют движения ходьбы на лыжах).

Мы надели лыжи, встали на лыжню.

Не догнать нас даже быстрому коню!

Нам не страшен холод, и не быть беде.

Мы домчимся быстро к Зимушке-зиме!

 Воспитатель:  (Слайд№4)  зимний лес (экран №2)

- Вот мы и приехали с вами в лес! Снимаем лыжи. Где же нам отдохнуть?

Дети: - Можно сесть на пенечки (дети рассаживаются на стульчики с изображением пеньков).

Воспитатель: - Мальчики приготовьте, пожалуйста, пеньки для себя и девочек. Пригласите девочек присесть.

Мальчики: - Присядь со мною пожалуйста Аня, Света...

Воспитатель: - Давайте осмотримся вокруг, как красиво! С наступлением зимы леса и поля  покрываются снегом, становятся  белыми, светлыми и чистыми. Так и хочется заговорить стихами о зиме. Ребята, может кто-то помнит стихотворение, посвященное Зиме?

Дети: - Мы помним стихотворение Ивана Сурикова «О зиме» (предполагаемый ответ детей).

Воспитатель: - Кто хочет рассказать это красивое стихотворение?

Дети рассказывают по несколько строчек.

Реб.1 Белый снег пушистый

          В воздухе кружится

          И на землю тихо падает, ложится.

Реб.2И под утро снегом поле забелело.

         Точно пеленою все его одело.

Реб.3Темный лес, что шапкой,

         Принакрылся чудной

         И заснул под нею крепко, беспробудно…

Реб.4 Божьи дни коротки,

          Солнце светит мало,

          Вот пришли морозцы

          И зима настала. (И. Суриков)

Воспитатель: - Какие красивые строки! Спасибо вам (имена детей).

Воспитатель:  - Ребята, смотрите, какой большой, красивый снежный ком.

Может с ним поиграем?

Дети : - Да.

(слайд№5 экран№2)

Зима: - Да, идея отличная, только играть Вы должны, называя, какая я - Зимушка-зима. Уж очень я люблю покрасоваться.

Воспитатель: - Давайте, ребятки, будем передавать комочек друг другу и называть какая Зимушка-зима. Игра «Красивые слова».

(Дети называют слова определения, к слову «зима», передавая снежный ком друг другу: красивая, волшебная, снежная, холодная, серебристая, весёлая, сказочная и т.д.). 

(Слайд№6экран №2)

 Зима: - Спасибо вам, ребята, порадовали меня. А по каким явлениям вы можете меня узнать?  

Воспитатель: - Давайте посмотрим на экран и постараемся их назвать.

(слайд№7 экран№2) Дети: - Это метель (звук метели).

(слайд№8экран№2) Дети: - Снегопад.

Воспитатель: - Ребята, а какие два слова здесь спрятались?

Дети: - Снег падает.

(слайд№9 экран№2)

Воспитатель: - Дети, посмотрите на экране очень красивое зимнее явление: иней, и изморозь. Я сейчас открою вам секрет чем они отличаются. Иней образуется на большой поверхности, как наша ладошка, а изморозь на тоненькой поверхности, как ваш пальчик. Вот иней на листочке, а изморозь на иголочках. Скажите на тонких веточках, что образуется иней или изморозь?

Дети: - Изморозь.

Воспитатель: - А на окне?

Дети: - Иней.

Воспитатель: - Какие вы молодцы и очень внимательные.

(Слайд№10 экран№2)

Зима: - Молодцы ребята, правильно все назвали. А сможете ли вы показать и рассказать, как изменилась жизнь животных с приходом зимы?

Воспитатель: - Ребята, кто вспомнит, какую игру об этом мы знаем?

Дети: - Игра «Прогулка в зимнем лесу».

Воспитатель: - Я предлагаю в нее поиграть. Кто сегодня хочет быть водящим? Желающих много. (Имя ребенка), помоги, пожалуйста, выбрать водящего.

Динамическая пауза

Мы пришли в зимний лес

Сколько здесь вокруг        чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю тихо ложатся.

Вот и зайка прискакал,

От лисы он убежал.

Серый волк по лесу    рыщет,

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Словно капельки зари,

В лесу красота и покой,

А нам не хочется домой!

Ходьба на месте

Разводят руки в стороны

Прослеживают взглядом за рукой вправо

Прослеживают взглядом за рукой влево

Движение «Фонарики» сверху вниз,

прослеживают взглядом за руками.

Прыжки, руки показывают ушки зайца

 

Руки двигаются попеременно вперед,

 пальцы полусогнуты.

 Руку на лоб, глядим в разные стороны.

Руки домиком над головой

Присесть

Руки под щеку, Глаза закрыты

Имитация полета птиц в разные стороны

 

Руки в стороны, сверху вниз покачивая

плавно опускаем вниз, машем рукой.

(Слайд№11, экран№2)

Зима: - Это вы здорово придумали!  И я для вас припасла еще задания.

Воспитатель: - Ребятки, присядьте на пенёчки, посмотрим какое задание нам приготовлено (слайд№12экран№2)

 Дидактическая интерактивная игра «Как меняют шубку белка и заяц?»

Воспитатель: - Зима к нам пригласила белку и зайца. Дети, какими становятся шубки у белки  и зайки зимой?

Дети: - Белка меняет шубку на серую, потому что прячется от хищников на деревьях. 

Зайка меняет шубку на белую, потому что снег белый и зайку не будет видно.

Воспитатель: - Давайте посмотрим правы ли мы?

(Слайд№13 экран №2)

Воспитатель: - Дети, а кто из зверей проводит зиму в спячке? 

Воспитатель: - Дети, давайте порадуем Зимушку и будем стараться отвечать предложением, а не одним словом.

Дети: - Медведь впадает в спячку. Барсук впадает в спячку. Ёж впадает в спячку(предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: - Давайте проверим. Молодцы.

(слайд№13 экран№2)

(Слайд№14 экран№1)

Зима: - Как звери и природа готовится к зиме, я от вас узнала, а готовы ли вы ко встрече со мной? Не мерзните?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, а не пора ли нашим глазкам отдохнуть?

Дети: - Да.

Гимнастика для глаз

Глазкам нужно отдохнуть.         (Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.       (Глубокий вдох.  Глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут.            (Глаза открыты.  Движение зрачком по кругу    по

                                                       часовой и против часовой стрелки)

       Много-много раз моргнут        (Частое моргание глазами)

Поморгали, поморгали

       Снова в детский сад попали      (волшебный звук музыки)

Глазкам стало хорошо.           (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все!           (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель: - Давайте посмотрим, где же мы снова очутились?

Дети: - В нашем детском садике. Да, мы умеем тепло одеваться зимой.

Воспитатель: Давайте вспомним, что спрашивала Зимушка-зима?  Не мёрзнем  ли мы? (Ответы детей) Смотрите, на экране появилась девочка и одежда, как мы ей можем помочь? Подумайте, куда она собралась?

Дети: - Она собралась на зимнюю прогулку. Мы ей поможем одеться тепло?

Интерактивная игра «Одень девочку на зимнюю прогулку» (Слайд №15 экран №1)

Воспитатель: - Давайте, Анютке поможем одеться. Расскажите,  в какой последовательности надо одеваться.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно, что  из предметов зимней одежды мы не нашли для Анютки?

Дети: - Варежки.

Воспитатель: - А какое стихотворение мы с вами недавно учили об этом предмете одежды?

Дети: - Стихотворение «Подарок». (Слайд№16 экран№1)

Воспитатель: - Предлагаю его вспомнить по нашей мнемотаблице. А рассказывать мы его будем парами. Предлагаю найти себе друга для совместной работы.

(Дети делятся по парам или тройкам по собственной инициативе)

Дети по строкам рассказывают стихотворение:

«Подарок»  (В. Кудлачев)

Подарю я Аннушке

Голубые варежки.

Я из ниток шерстяных

Десять дней вязала их,

Пусть она их носит,

Руки не морозит.

Воспитатель: - Молодцы, вот мы и подарили Анютке недостающий предмет одежды для зимней прогулки. (Слайд №17 экран №1 Анютка в варежках)

Практическая часть.

(Слайд№18 экран№1)

Зима: - Дети, вы успешно справились со всеми заданиями. Мне приятно, что вы столько знаете обо мне. А теперь пришло время  волшебства. Скажите, а вы знаете из чего состоит снег?

Дети : - Из снежинок.

Зима:  - Поможете мне сделать снежинки, а то мне надо много снега, чтобы укрыть все вокруг?

Дети: - Конечно, поможем!

Зима: - Вот и настало время магии зимнего волшебства.

Воспитатель: - Посмотрите на снег в нашем ведерке.  Что случилось с нашим

 волшебным снегом?

Дети: - Снег растаял.

Воспитатель: - Как он может поделиться своим волшебством для рисования волшебных снежинок?

Дети: - Мы можем взять эту воду для рисования.

Воспитатель: - Посмотрите, Зимушка уже наполнила ваши баночки волшебной водой.

Ребята, присаживайтесь за столы. Перед вами белые листы бумаги, вода, кисти и краски.  Вам надо нанести синюю или голубую  краску на лист бумаги способом тонирования. Вы готовы?

Воспитатель: - А теперь давайте поможем Зиме сделать снежинки. Начинайте творить. (Звучит спокойная музыка.)   (Слайд№19 экран№1)

Воспитатель: - Кто закончил рисовать, может вытереть руки салфетками.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, что же у нас получилось?

Дети: - Мы просто затонировали лист, а появились красивые снежинки! Вода и правда была волшебная. Давайте оставим снежинки подсохнуть и подойдём к экрану, узнаем понравились ли снежинки Зимушке-зиме.

(Слайд№20 экран№1)

Зима: - Молодцы! Какие красивые снежинки получились у вас.

Заключительная часть (рефлексия).

(Слайд№21 экран№1)

Зимушка-зима : - Спасибо вам ребята за помощь. Я оставила в подарок гостинец.

Мне было приятно с вами путешествовать. А мне пора отправляться в мой зимний лес.                        До новых встреч!

Воспитатель: - Смотрите, какие гостинцы Зима вам преподнесла! (показывает угощение)

Ответьте, какой сюрприз нас сегодня ждал? О каком времени года мы говорили? Какую помощь оказали Зимушке-зиме? Что вам понравилось больше всего?

Что было сложно? С кем бы вы хотели встретиться в следующий раз?

На этом наше приключение закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка конспекта по познавательно-речевому развитию

Цель:  создание оптимальных условий для развития речи детей посредством  игровых ситуацийЗадачи:Продолжать учить детей взаимодействовать и сотрудничать друг с другом; приобретать ...

Методическая разработка по разделу "Познавательно-речевое развитие ребенка"

ЗадачиОбразовательные:- расширять и углублять представления детей родном городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом-систематизировать и закреплять знания детей  о городе-а...

Методическая разработка по разделу: "Познавательно-речевое развитие ребенка"

Познавательно-речевое развитие ребенка" на тему: "Больше уважения правилам движения"...

Методическая разработка НОД по познавательно – речевому развитию "Котёнок"

Развитие познавательных способностей у детей первой младшей группы раннего возраста....

Методическая разработка занятия по плаванию для подготовительной группы детского сада «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Занятие помогает совершенствовать способность детей проявлять выносливость и силу во время выполнения упражнений в воде, повышать активность и работоспособность детского организма....

Методическая разработка учителя -логопеда: «Познавательно-речевое развитие у детей раннего возраста по средствам акватерапии»

   Ранний возраст — этап становления и быстрого совершенствования речевых функций, то есть это сензитивный (благоприятный, актуальный) период развития речи. Проблема профилактик...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе № 10  Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»Вид НОД: комбинированный:...