Самообразование по теме "Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Нечаева Алёна Александровна

Тема самообразования: «Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий».

 Цель самообразования по теме: Изучение и анализ эффективности использования игровых технологий  в развитии и коррекции речи дошкольников.

Задачи самообразования по теме:

  • Изучить современные подходы по использованию игровых технологий в развитии и  коррекции речи детей подготовительной к школе группы;
  • Планировать работу по использованию игровых технологий;
  • Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий;
  • Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в развитии и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры;
  • Формировать все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую, обогащение словаря детей подготовительной к школе  группы;
  • Формировать приемы  логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
  • Воспитывать желание общаться, практически овладевать нормами речи.

Данный опыт разработан для детей подготовителной к школе группы, призван заинтересовать педагогов и родителей к проблеме развития речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий.

         Развитие речи ребёнка требует постоянного педагогического руководства. В связи с этим, необходимо разработать систему по развитию речи детей с использованием в педагогическом процессе игровых технологий, которые будут способствовать развитию понимания речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nechaeva_a.a._plan_po_samoobrazovaniyu_2022-2023gg.docx37.66 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

воспитателя подготовительной к школе  группы

 компенсирующей направленности.

 

Тема: «Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий»

на 2022-2023 учебный год

Воспитатель: Нечаева

Алёна Александровна

Пояснительная записка.

        Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток загружает головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

        Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и

фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и  чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание.  В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация,  как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

        Психолого­педагогические исследования доказали положительную роль

игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников

использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие,  делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а,  следовательно, и более эффективным.

Актуальность.

        Данный опыт разработан для детей дошкольного возраста, призван заинтересовать педагогов и родителей к проблеме развития речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий.

        Развитие речи ребёнка требует постоянного педагогического руководства. В связи с этим, необходимо разработать систему по развитию речи детей с использованием в педагогическом процессе игровых технологий, которые будут способствовать развитию понимания речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи.

        Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень заинтересовалась и выбрала тему по самообразованию: «Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема самообразования: «Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий».

 Цель самообразования по теме: Изучение и анализ эффективности использования игровых технологий  в развитии и коррекции речи дошкольников.

Задачи самообразования по теме:

  • Изучить современные подходы по использованию игровых технологий в развитии и  коррекции речи детей подготовительной к школе группы;
  • Планировать работу по использованию игровых технологий;
  • Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий;
  • Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в развитии и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры;
  • Формировать все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую, обогащение словаря детей подготовительной к школе  группы;
  • Формировать приемы  логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
  • Воспитывать желание общаться, практически овладевать нормами речи.

 Этапы реализации программы:

I этап – аналитико-диагностический

Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала, составление перспективного плана деятельности с детьми, системы взаимодействия  с родителями, подбор консультаций.

II этап – основной

Реализация системы  деятельности  по развитию и коррекции  речи через игровые технологии, взаимодействие с родителями по теме, создание предметно-пространственной развивающей среды

III этап – заключительный

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

План деятельности по развитию и коррекции речи детей

через современные игровые технологии.

        Оформить речевую зону, изготовить альбомы по лексическим темам, создать картотеку  «скороговорок», «стихов- диалогов», пополнить   играми  на автоматизацию звуков, пополнить атрибутами и костюмами костюмерную для сюжетно – ролевых, режиссёрских игр и игр- драматизаций. Она помогает детям в игровой форме соприкоснуться с различными настроениями и чувствами, использовать жесты и мимику.

         Определить направления в работе: работа с детьми, с родителями, с педагогами.

        В начале этапа, провести речевую диагностику детей. В процессе взаимодействия с детьми, я использую разнообразные методы и игровые технологии: артикуляционную и дыхательную гимнастику, музыкотерапию, театрализованную деятельность, сюжетно- ролевые и дидактические игры, игры по развитию моторики. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития   мелкой моторики и речи. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, а стихи привлекают внимание и легко запоминаются.  Дети выполняют  пальчиковые  игры с разнообразными мелкими  подручными материалами:  бусинами, карандашами, каштанами, бумагой, и. т.д. Систематические упражнения по тренировке пальцев, стимулируют кору головного мозга, способствуют развитию мышления и звукопроизношения. Для развития мелкой моторики  буду  применять самомассаж,  шарики    Су Джок, ребенок массирует запястья, кисти рук, пальцы и ладони,  что вызывает особый интерес у детей.

        Работая на логопедической группе с детьми имеющими  нарушения речи, очень трудно добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти, учитывая повышенную утомляемость, неустойчивое внимание детей с нарушением речи, необходимо в течении дня менять виды  деятельности, в этом мне помогут логосказки. Подготовлю  картотеку логопедических сказок для детей   5-7 лет. Для постановки сказок подходят различные виды театров: с куклами на палочках, картонажный, конусный. Логосказки  придуманы, как логопедические игры- драматизации и очень интересны для всех детей.

Форма работы

Сроки

Форма отчета

Профессионально-педагогическая деятельность

Изучение и сбор методической литературы по данной теме, просмотр вебинаров, семинаров и мастер-классов по развитию речи дошкольников, по применению различных игровых технологий

В течение года

Наличие сертификатов о просмотренных вебинарах

Создание и ведение персонального сайта педагога

В течение года

Пополнение персонального сайта актуальной информацией

Подготовка и проведение родительского собрания игротренинг «Путешествие в страну Речецветию».

Апрель

Конспект собрания

Доклад для воспитателей «Современные образовательные технологии для развития и коррекции  речи дошкольников»

Май

Выступление на педсовете

Игровые технологии для развития и коррекции речи детей

Логопедические игры:

  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • кинезиологические упражнения;
  • мимическая гимнастика

В течение года

Наличие материалов в речевом центре

Дидактические игры:

  1. С предметами:
  2. Настольно-печатные:
  3. Словесные:
  • картотека игр на формирование правильного грамматического строя речи;

В течение года

Игры на развитие мелкой моторики рук и общей моторики:

  • картотека пальчиковых игр с массажным мячом;
  • картотека пальчиковых игр с карандашом;
  • картотека пальчиковых упражнений со стихами;
  • пластилиновые заплатки;
  • штриховки и раскраски;
  • тренажеры для вырезания;
  • игры со счетными палочками (выложи рисунок);
  • игры с пинцетом;
  • игры-моталки.

В течение года

Наличие картотек и атрибутов в речевом центре

  • Работа с родителями

Буклеты для родителей

  • «Артикуляционная гимнастика»,
  • «Мимическая гимнастика»,
  • «Кинезиологические упражнения для развития речи детей».

Консультации для родителей:

  1. «Речевые особенности детей 6-7 лет с ТНР»;
  2. «Роль дыхания в процессе речи»;
  3. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»;
  4. «Артикуляционная гимнастика и правила её выполнения»
  5. «Кинезиологические упражнения для развития речи и мышления детей»
  6. «Как использовать интерактивные игры на пользу ребенку»

Октябрь - май

Консультации в родительский чат в Вотсаппе

  1. Мастер-классы для родителей по пальчиковой гимнастике «Волшебные пальчики»

В течение года

Изготовление атрибутов для ППРС:

  • тренажеры для дыхательной гимнастики;
  • игры-моталки.

Ноябрь - май

Наличие атрибутов в речевом центре

Перспективный план деятельности по развитию и коррекции речи детей

через современные игровые технологии.

Период

Совместная деятельность детей и воспитателя

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Октябрь

Оформление альбома «Наши любимые сказки»

Д/и «Фрукты-овощи»

П/и «Лисонька-лиса»

Мнемоквадраты «Приметы осени»

Д/и «Овощи или фрукты?»

Пальчиковая гимнастика «Семья», «Прятки».

Игровое упражнение «Маша обедает».  

Артикуляционная гимнастика «Бегемотик», «Щенок».

Игра – инсценировка «Маленькие труженики»

С/р игра «Навестим больного мишку».  

Ноябрь

Игра-драматизация сказки "Лисичка-сестричка и серый волк".

Составление рассказов по пословицам.

П/и «Баба Яга»

Мнемодорожка «Расскажи о маме»

Пальчиковые игры: «Стульчики», «Крокодил».

Игровое упражнение «Чистюля»

Артикуляционная гимнастика «Хомячок», «Котенок».

Изготовление игрушек-варежек. Разыгрывание сказки «Петух и лиса».

Музыкальная игра «В нашем саду».

Декабрь

Сказкотерапия «Салат из сказок»

Д/и «Живые слова»

П/и «Медведь и дети».

Мнемоквадраты «Новый Год»

Д/и  «Что едят вилкой ложкой?»

Пальчиковая игра «Бусы», «Черепаха».

Прак/упр «Покажем Незнайке,  как мы делаем зарядку, умываемся, убираем игрушки на место».

Артикуляционная гимнастика «Качели», «Птичка».

Д/и «Собери картинки». Рисование героев сказки «Козлятки и волк».

Январь

Игра-фантазирование, придумывание сказки "Хитрая лиса".

Д/и «Разговор по телефону»

П/и «Два Мороза»

Мнемодорожка «Прогулка по зимнему лесу»

Д/и «Похожие слова»

Игровое упражнение «Чистюля», «Оденем Машу на прогулку». Игровое упражнение «Эхо».

Пальчиковые игры  «Улей», «Пять пальцев».

Артикуляционная гимнастика «Маятник», «Мишка».

«Как коза избушку построила» (М.Булатова), инсценировка.  Игровые действия с персонажами сказок. Лепка «Веселые снеговики».

Февраль

Д/и «Отгадай-ка»

П/и «Ну-ка, мишенька, вставай»

Мнемотаблицы из серии «Расскажи-ка»

Д/и «Фонетическая раскраска»

Пальчиковая гимнастика «Семья», «Платочки».

Игровое упражнение «Перчатки».

Музыкально-ритмическая композиция «Если добрый ты».

Артикуляционная гимнастика «Киска сердится», «Щенок».

С/р игра « Спортсмены». Рассматривание зимних пейзажей.  Рисование «Узоры на окне».

Март

Д/и «Назови ласково».

П/и «Хохлатка»

Мнемотаблица «Сочиняем сказку»

Игра-презентация «Сказки К. Чуковского»

Игровое упражнение «Помощники». Пение колыбельных песен. Чтение потешки «Расти коса до пояса».

Дидактические игры:

«Бывает – не бывает»

«Речевые ситуации».

Пальчиковые игры  «Лодочка», «Рыбки».

Артикуляционная гимнастика «Бегемотик», «Хомячок».

Аппликация «Бабушкины пирожки».  

С/р игра «Зайка маму поздравляет».

Придумывание сказочной

истории про игрушку.

Апрель

Викторина «Что за прелесть эти сказки!»

Д/и «Наоборот»

П/и «Цапля и лягушки».

Мнемотаблица «Расскажи о весне»

Игровое упражнение «Незнайка-поэт», «Переклички».

Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой»,  «Дружба».

Артикуляционная гимнастика «Надуваем щеки - сдуваем щеки», «Слоненок».

Этюды на выразительность жеста:»Ох, ох, что за гром?», «Самолеты загудели», «Чешу, чешу волосыньки».

Игры с различными видами театра «Придумай новую сказку».

май

Д/и «Много дел у весны»

П/и «Водяной»

Мнемотаблицы из серии «Расскажи-ка»

Игра-презентация «Пословицы и поговорки»

Игровое упражнение «Маша обедает».  Артикуляционная гимнастика «Утро  с котиком Мурзиком», «Маятник».

Пальчиковые игры  «Черепаха», «Крокодил».

Словесная игра «Волшебные часы».

Настольные игры по развитию речи.

Планирую изучить за  год работы по теме самообразования следующую литературу:

Интернет – ресурсы:

 Научный учебно-педагогический центр НУМИ-nttp/www.numi.ru.

 Интернет сообщество «Педсовет.орг»- nttp/www.pedsovet.org.

Социальная сеть работников образования  НСПОРТАЛ

Образовательный портал ИНФОУРОК

Методическая литература:

Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования

для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. –  СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016

Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М.: КНОРУС, 2016.

Верещагина Н. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 6-7 лет в группе детского сада. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные и птицы Севера"

НОД направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера....

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие кленового листочка»

           Исследование природного явления листопад. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Форми...

Конспект игровой ситуации На тему: «Встреча с историей» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Хочу представить вашему вниманию конспект  образовательного события в рамках недели по основам православной культуры в старшей  подготовительной к школе группе компенсирующей направленности ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)...