Логопедический семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Иванова Екатерина Александровна

Логопедический семинар - практикум для педагогов на тему: "Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_seminar_-_praktikum_rechetsvetik_.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА Р.П. СВЕРДЛОВСКИЙ

Г.О.ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тел: 8 (496) 563 – 08 – 77                                                                               E-mailmdou42solnychko@mail.ru.

Тел.:8 (496)250 -10 -29

141140, МОСКОВСКАЯ ОБЛ., ЩЁЛКОВСКИЙ РАЙОН, ПОС. СВЕРДЛОВСКИЙ, УЛ. ЗАВОДСКАЯ,  ВЛАДЕНИЕ 2

Логопедический семинар – практикум для педагогов

Тема: «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста»

                                 

                                                                 Подготовила учитель-логопед:

                                   Иванова Е.А.

р.п. Свердловский

  • Цель:   Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.

  Задачи:

•        Развивать  творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.

•        Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития.

•        Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

  • актуализировать опыт работы педагогов;

•        приобрести практический опыт в коллективной работе;

•        сформировать профессиональную мотивацию педагогов.

Оборудование: цветок   («речецветик»); цветные лепестки на которых написаны направления логопедического воздействия;   магнитная доска с магнитами, экран, компьютер, презентация логопедического практикума и мультимедиа «Речецветик».

Ход семинара

Организационная часть

Учитель - логопед встречает педагогов в зале.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!

Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» - «Имена прилагательные» Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.

 Речь самая сложноорганизованная и вместе с тем самая хрупкая функция человеческого мозга. Мы можем сравнить ее с  цветком «речецветиком», где каждый лепесток обозначает ту или иную систему, участвующую в речевом развитии (показываю «речецветик»), это речевые центры коры головного мозга и нервные пути, органы слуха, артикуляционный, голосообразующий и дыхательный аппараты. Повреждение любого из этих отделов приводит к различным речевым нарушениям. Следовательно, и коррекционную работу нужно проводить по нескольким направлениям. (Об этом необходимо знать всем педагогам ДОУ.)

1 лепесток: Развитие мелкой моторики рук.

(Показываю и прикрепляю к белому цветку цветной лепесток с надписью: «Развитие мелкой моторики рук».) 

Выходит  воспитатель группы

Еще в древности возникло такое иносказательное выражение: «Ум человека находится на кончиках пальцев». В настоящее время установлено, что речевой центр коры головного мозга находится в непосредственной близости от центра мелкой моторики, то есть, воздействуя на один, одновременно воздействуем и на другой. Иными словами, на речевые центры мы можем воздействовать через мелкую моторику рук. 

Тонкая моторика – это основа всего речевого развития.

1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

1) Пальчиковая гимнастика (чтобы она была еще интереснее, ее можно проводить под музыку).

Пальчикова игра «Семья» (Включается музыка со словами, воспитатель показывает, все педагоги повторяют.)

2.Упражнения с прищепками.

Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Мне бы хотелось остановиться на использовании прищепок.

Игровое упражнение «Волшебные прищепочки».

- Посмотрите, какая замечательная весенняя картинка! Но что это? Солнышко без лучей…Цветы без лепестков… Даже ежик без колючек! Но мы можем все исправить. Работать будем в парах: один из вас держит картинку за нить и немного покачивает, а другой в это время пытается нацепить на силуэт прищепки (раздает картонные изображения).

2 лепесток: Развитие активного словаря.

Выходит воспитатель группы

Слово — основная единица языка, и развитие речевого общения невозможно без расширения словарного запаса у ребенка. Необходимо показать ребенку, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого необходимо научить ребенка правильно называть предметы, различать предметы по существенным признакам, выделять характерные признаки и качества, а также действия. Такое обучение проводится взрослым через игровую деятельность. Игры способствуют накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активизации разных частей речи, не только имен существительных, но и глаголов, имен прилагательных, наречий.

На данном возрастном этапе активный словарь детей рекомендуется обогащать:

  • существительными – названиями предметов: игрушек, одежды, посуды, мебели, обуви, транспортом. Также знакомим детей с овощами, фруктами, домашними и дикими животными, их детенышами.
  • глаголами - стирать, варить, мыть, резать, гладить, лечить, сажать и др.
  • прилагательными (большой, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый и др);
  • наречиями (там, здесь, тут, низко, высоко и др).

Следующие игры  направлены на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.

Игра – пособие «Речекубик» («Назови домашнее животное», «Домашние животные и их детеныши», «Кто чем питается?»)

3 лепесток:  Развития связной речи.

Выходят 2 воспитатели

Развитие связной речи в среднем дошкольном возрасте

Важнейшим, завершающим звеном в целостной системе обучения дошкольников родному языку является развитие связной продуктивной речи, т.е. речи как средства общения ребенка  со взрослыми и другими детьми. Основной характеристикой связной речи является ее содержательность, логичность, последовательность, понятность для собеседника.

Устная речь, которой овладевают дошкольники, выступает в двух основных формах: диалоге и монологе. Они отличаются между собой по коммуникативной направленности, лингвистической  и психологической природе. Диалог не требует развернутых предложений, потому что их содержание дополняется мимикой, жестами, интонацией, а также ситуацией. В монологе, наоборот, сравнительно мало используется неречевой информации, вытекающей из ситуации разговора. Так, вместо того, чтобы указать на предмет, в монологе его называют, а при необходимости дают его описание.

Монологическая речь является более сложной, чем диалог. Диалогическая речь стимулируется как внутренними, так и внешними мотивами (ситуацией, репликами собеседника). Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

Педагоги инсценируют произведение.

 Кто кого обидел первый?

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

-Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили!

- Я дружил!

- И я дружил!

- Что же вы не поделили?

- Я забыл…

- И я забыл…

- Что ж не будете ругаться?

- Ни за что!

- И ни когда!

- Остается вам обняться!

- Здорово!

- Согласен я!

Педагоги за фирмой куклами би-ба-бо (бабушка и мальчик)показывают сценку.

Где же яблоко, Андрюша?

- Где же яблоко, Андрюша?
- Яблоко? Давно я скушал.
- Ты не мыл его, похоже.
- Я с него очистил кожу.
- Молодец, ты стал какой!
- Я давно уже такой.
- А куда очистки дел?
- Ах, очистки тоже съел.

4 лепесток: Развитие артикуляционной моторики

Выходят 2 воспитателя

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.  

 Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

   Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество  их выполнения.  

  Но всем известно, что закрепление любого навыка требует многократного повторения и, чтобы у детей не пропал интерес к выполняемой работе, необходимо вызвать интерес, положительное отношение детей к артикуляционной гимнастики, создать положительный эмоциональный настрой, и для этого очень хорошо подходят сказочные истории.

Перед педагогами стоят индивидуальные зеркала

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили - старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.(
открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (
надуваем щёки),
А  с ними худые - лишь кожа да кости  (
втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (
губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили  все свои верхние зубы (
широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (
соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (
втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (
широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (
подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (
покусываем распластанный язык, затем заворачиваем  за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем  - малиновым вкусным (
облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье  мы слижем! (
кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед  для внучат приспособил качели (
широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (
щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим?  Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!

Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (
широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»

Педагоги представляют пособия для занятий артикуляционной гимнастикой.

5 лепесток: Развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это способность различать звуки речи.

На базе фонематического слуха у ребенка формируется способность слежения за непрерывным потоком слогов, то есть фонетический слух.

Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать в своей речи и в речи окружающих. Звуко-слоговой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.

«Где находится звук?» (пособие)

Д.И. «Собери слово по картинкам»

6 лепесток: Развитие психических процессов.

Выходит учитель-логопед

Речь связана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием (психическое состояние), мышлением. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными.

Любая психическая функция человека имеет отношение к речи.
В психическом развитии ребенка речь выполняет три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую. Недостатки речевого развития отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Задержка речевого развития непосредственно предполагает и задержку психического развития. Нет патологии речи без нарушения познавательных процессов.

Д.и. «4 лишний»

7 лепесток: «Развитие речевого дыхания»

Логопед. Основой звучащей речи. Источником образования звуков голоса является речевое дыхание. (Показываю цветной лепесток. На котором написано: «Развитие речевого дыхания», прикрепляю его к цветку.) Основная проблема речевого дыхания детей заключается в слабом или толчкообразном или в неправильном направлении воздушной струи.

1. Упражнения на развитие длительной направленной воздушной струи.

«Снежок».

  1. Сдуем с ложечки
  2. Сдуем с ладошки (снежок на резинке)
  3. Подкинем вверх
  4. Поиграем в снежки с мишкой

2.Пособия по темам.

Логопед. Мы с вами познакомились с теми направлениями, по которым необходимо проводить развитие и коррекционное воздействие на речь детей: развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, фонематического слуха и артикуляционной моторики. Данные и подобные игры и упражнения можно выполнять как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе, использовать в качестве элементов любых занятий и режимных моментов всем педагогам детских образовательных учреждений. Действуя сообща, оказывая детям комплексную поддержку, мы поможем расти им здоровыми людьми, ведь речь является основной составляющей общего здоровья человека.

Обратим внимание на речецветик, если соблюдались все направления, то речь будет:  «Чистая речь», красивая, богатая, отличная, грамотная, правильная, безошибочная и т.д. (педагоги называют синонимы к фразе, и наклеивают слова к серединке)

Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам семинара предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Индивидуальный план педагога "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности"...

Практикум для педагогов на тему: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

laquo;Удивительные свойства магнита» (с использованием технологии лепбук)Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-и...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....

Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Основной целью семинара является повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализо...

Справка (семинар - практикум для педагогов) "Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста"

Справка (семинар - практикум для педагогов) "Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста"...

Семинар - практикум для педагогов "Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста"

Цель:   Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников. Задачи:•       Развивать  творче...