СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Аннотация. Статья полезна для педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей. В статье идет речь о использовании возможностей технологии сказкотерапии как одним из способов решения коррекционной работы дошкольников с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ

Петрова Елена Николаевна

Учитель-логопед

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида №6 «Сказка»

пгт. Приволжский Волжского муниципального района РМЭ.

Аннотация. Статья полезна для педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей. В статье идет речь о использовании возможностей технологии сказкотерапии как одним из способов решения коррекционной работы дошкольников с ОВЗ.

Ключевые слова: речевая коммуникация, сказкотерапия, арт-терапевтическая работа, медитативная сказка, сказкотерапевтический процесс, творческий процесс.

                   Детство невозможно без наивности,

непосредственности и впечатлительности наших детей,

                                  так же как невозможно без игры, без сказки.

Сухомлинский В. А.

Актуальность темы.

Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями приобрела в последние годы особую актуальность. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью, что ведет к поведенческим девиациям и формированию негативного образа «Я» [4, с. 270].

В современном мире незаслуженно стали забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей. В нашей стране метод сказкотерапии начал использоваться с начала девяностых годов такими исследователями как И.В. Вачков, Д.Ю. Соколов, С.К. Нартова-Бочавер. На сегодняшний день большой вклад в изучение сказкотерапии внесли отечественные психологи и педагоги Е. Лисина, М. Осорина, Е. Петрова, И. Вачков, Г. Азовцев, А.И. Константинова, Т.Д. Зинкевич - Евстегнеева, Т.М. Грабенко, А. Гнездилов, Д. Соколов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают различные варианты работы.

Сказкотерапия наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с детьми, снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы, создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний, способствует развитию речевой активности детей, подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотерапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.

Исследователями выделяются следующие направления сказкотерапии:

Решение жизненных задач. Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, чтецу предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.

Передача опыта. Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.

Развитие мышления. Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество малыша.

Лечебно-психиатрическое направление. Терапевтический метод дает возможность человеку придумать свою собственную сказку и показать ее психологу. Последний проводит интерпретацию и выделяет проблемы, с которыми в дальнейшем придется работать [2, с.135]. Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она вмещает в себя множество необходимых технологий, начиная с диагностики, профилактики, развития индивидуальности и заканчивая коррекцией.

Выделяются следующие современные методы сказкотерапии:

  • Работа над уже существующей сказкой. На занятии прорабатывается всем известное произведение. Обсуждаются персонажи и их отношения между собой.
  • Самостоятельное написание сказки. Человек составляет рассказ, который помогает психологу более подробно изучить его состояние, круг общения и отношения с друзьями.
  • Драматизация или инсценировка написанной сказки. Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается.
  • Работа над окончанием сказки. Это может быть обсуждение известной сказки, конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно придумать ее продолжение.
  • Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения [5, с.66].

Для того чтобы занятие по сказкотерапии прошло продуктивно, необходимо заранее к нему подготовиться. Отталкиваясь от выбранного метода, подготавливаются раздаточные материалы, книги, картины, музыка, костюмы и т.д.

Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Детям в возрасте от 1-го до 4-х лет подходят произведения, где главными героями выступают животные. Малышам от 5-ти до 6-ти лет можно уже читать сказки с несуществующими персонажами, такими как феи, гоблины и прочие.

Виды сказок использующихся в сказкотерапии:

Народные сказки. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Психологическая сказка - предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.

Художественная сказка - знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.

Диагностическая сказка - помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.

Медитативные сказки. В них нет злых героев и конфликтов. Цель медитативных сказок - заложить в ребенке понятия «идеальных» отношений с окружающими миром, людьми. Такие сказки помогают снять стресс и расслабиться. [3, с. 74]

В своей деятельности необходимо учитывать следующие правила организации сказкотерапевтической работы с дошкольниками с ОВЗ:

Учет возраста детей. Подготавливаясь к занятию, нужно выбирать произведение согласно возрасту, чтобы малыш мог понять содержание и осмыслить его. Знакомство со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.

Терапевтическая направленность. После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.

Отсутствие нравоучений. Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.

Подведение итога. После чтения обязательно нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей [4, с. 271].

Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования, лепки, письма.

В заключение отмечу, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные образы, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Литература.

1. Галушко И.Г., Галушко А.В., Лопатюк Е.А. Формирование положительного отношения к окружающему миру у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Том 8. - №5/3. – С. 54-58.

2. Мацера Н. Г. Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 134-135.

3. Насибуллина, А.Д. Сказкотерапия как средство коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте А.Д. Насибуллина, М.Н.Хаустова //Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 сент. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С.73-75.

4. Синицына О.А., Савина Е.А. Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 269-271.

5. Хаустова М. Н., Попова Е. В., Насибуллина А. Д. Сказкотерапия как средство развития коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 62–68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников....

Выступление на Окружном семинаре 2012 г: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми с нарушениями познавательной деятельности".

Методы и приемы коррекционной работы с детьми с нарушениями познавательной деятельности ...

«Сказкотерапия как один из методов в работе с детьми дошкольного возраста».

Сказкотерапия как один из методов в работе с детьми дошкольного возраста. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, ...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОНР»

Сказкотерапия - самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с ОНР неоспоримы....

Один из элементов коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра

Кто такой аутичного ребенок? С какими трудностями он сталкивается? На что нужно обращать внимание во время коррекции ? Игра, зачем необходимо учить детей с Рас игре? Все ответы в публикации....

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»...

«Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ»

Сказкотерапия — это один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, которые исп...