Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»
учебно-методический материал

Дворцова Ольга Александровна

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной
 работы с детьми ОВЗ.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_gmo_skazkoterapiya.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной
работы с детьми ОВЗ.»

 «Сказка - ложь, да в ней намек –

Добрым молодцам урок»

Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с

которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша,

который был бы равнодушен к сказке.

Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научиться

слушать другого человека, учат видеть добро и зло. Сказка помогает

ребенку учиться справляться с трудностями и учит находить разные

способы   выхода из затруднительных положений. 

Вовремя рассказанная сказка может помочь малышу решить свою

детскую проблему, обрести уверенность в себе, излечить детские страхи.

В конце концов, сказки могут направить энергию ребенка в правильное

русло - русло самопознания и безграничного творчества.

 

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы  войти   в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение»

                                                                                     Д. Родари

Сказкотерапия – один из видов  здоровьесберегающих технологий.

Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет

мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая

при этом самые разные задачи. Сказка  является наиболее эффективным

и проверенным способом и  средством воспитания и обучения  детей, а также

одним  из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или

 иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у

ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие

проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость

 и неуверенность в себе.

Сказка  позволяет ребенку актуализировать,  осознать свои проблемы, и

увидеть различные пути   их решения.

Задачи сказкотерапии

  • Развитие внимания.
  • Развитие памяти.
  • Развитие аналитических способностей.
  • Развитие фантазии и творческого воображения.
  • Снятие эмоционального и физического напряжения.
  • Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
  • Совершенствование коммуникативных навыков.

Виды сказок

  • Художественные, способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
  • Дидактические, через сюжетность и образность помогают малышу лучше усвоить информацию.
  • Психокоррекционные, создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.
  • Психотерапевтические, лечат душу, раскрывают глубокий смысл событий.
  • Медитативные, создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

Художественные  сказки делятся на народные   и авторские.

    Народные  сказки  способствуют  воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается  то, что помощь и поддержка других людей

     позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному

     человеку.

     Главная  мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки  становятся одушевлёнными   и повествуют о новых для  ребёнка  понятиях. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки  легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Диагностические сказки позволяют определить наличие

проблемы у ребёнка, а также определить его характер  и

отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок

отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-

трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно

застенчивый, с повышенным  уровнем  тревожности.

Диагностическая сказка может способствовать выявлению

состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить

вслух.

Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми.   

   Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них.

   Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный  стиль поведения на

более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то

есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку

положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что

ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет

стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе

со своими страхами и  проблемами.

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей,

учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является

отсутствие отрицательных героев и конфликтных  ситуаций.

Медитативные   сказки  рассказываются под специальную музыку,

способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают,

вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с

самим собой и  окружающими, внушают уверенность в себе, создают

атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают

напряжения и возбуждения.

Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки

прост:  30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает

глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами

отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...»

или «в  волшебный  лес…»

Методы сказкотерапии:

  • Чтение, рассказывание сказки.
  • Показ игрушек, иллюстраций, картинок.
  • Дидактические игры.
  • Подвижные игры.
  • Рисование сказки.
  • Лепка по сказке.
  • Изготовление кукол, масок, атрибутов, декораций.
  • Решение сказочных задач.
  • Сочинение сказки.
  • Пересказ сказок; рассказ сказки по кругу.
  • Постановка сказки.

требования в работе со сказкой:

Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.

Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.

Дозированность – сказкотерапия побуждает к

размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя

«перегружать» детей психотерапевтическими

сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.

Структура   сказкотерапевтического
занятия   содержит 4 этапа:

Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу). 

Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.

Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.

Игра «Волшебный клубочек»,

Стих-е «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,

Новую сказку можно «случайно найти»  в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»

В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!

Основную часть (чтение сказки), где педагог  рассказывает детям новую сказку, использует

разнообразные   приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование

сказки, рисование сказки)  Педагог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких

ситуациях их жизни  они могут использовать тот опыт, что приобрели  сегодня. 

2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

Вопросы по анализу сказки:

Почему боялся мышонок?

Помог ли ему справиться со страхом зайчик?

Почему не помог?

Как справились со страхом звери?

Обсуждение сказки

Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся  опытом. Воспитатель

подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на

занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость

приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в

которых дети могут использовать опыт, что приобрели  сегодня.

(Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.)

Ритуал «выхода из сказки».  

1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки.

Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».

Вариант 3-ий: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вариант 4-ый: «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

Проводится:

  • 1 раз в неделю.
  • В младшей и средней группах - 15-20 минут
  •  В старшей и подготовительной до 25-30 минут.
  • Наличие хорошо освещенного  помещения, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание

Приёмы  работы  со сказкой:

Чтение  сказки  и её анализ

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой

сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

  • О чём сказка?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Какие герои запомнились? Почему?
  • Что случилось с тем или иным персонажем?
  • Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
  • Какие чувства, какое настроение после сказки?
  • Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
  • Случались ли у тебя похожие ситуации?
  • Чему мы можем научиться у этой сказки?

Рассказывание сказок:

  • Рассказывание сказки  от первого  или  третьего  лица

     Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других  действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или  пенька, на котором сидел Колобок».

  •  Групповое рассказывание сказок. Каждый  из группы детей по очереди

      рассказывает маленький кусочек известной всем сказки.

  • Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
  • Групповое придумывание сказки. Первый ребенок  говорит первую фразу: «В   некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет  к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать  произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.

Проигрывание эпизодов сказки, драматизация

Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые

эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в

ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо

отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно

будут проиграны.

Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается

на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои

движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с

куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые

обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Рисование по мотивам сказки

-     рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

  • любимого сказочного героя,
  • сказочной страны
  • Рисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или

      другого чувства, которое беспокоило.

Сочинение сказок
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо, чтобы сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Сочиняя собственную сказку ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее ре­шения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Сочинительство благоприятно отражается на эмоциональном состоянии детей – они становятся уравновешеннее, приобретают способность видеть хорошее в любой ситуации.

Жили – были…

Начало сказки, встреча с ее героями. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. 

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка. Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью, и приписать герою все переживания ребенка. 

Из – за этого….

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация

Герои сказки справляются с трудностями

Развязка                                               

Результат действий героев сказки:

«-» — герой, совершивший плохой поступок, наказан;

«+» — герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден.

Развязка  коррекционной  сказки должна быть позитивной

Мораль сей сказки такова…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий,

их жизнь радикально изменяется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников....

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

Доклад из опыта работы: «Использование игровых форм и приемов в интеллектуально-познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Основой   умственного воспитания  детей является интеллектуально-познавательное развитие. Для обеспечения познавательного развития в старшей группе «А» создана пространственная среда, к...

«Сказкотерапия как один из методов в работе с детьми дошкольного возраста».

Сказкотерапия как один из методов в работе с детьми дошкольного возраста. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, ...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОНР»

Сказкотерапия - самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с ОНР неоспоримы....

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ

Аннотация. Статья полезна для педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей. В статье идет речь о использовании возможностей технологии сказкотерапии как одним из способов решения коррекционн...

«Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ»

Сказкотерапия — это один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, которые исп...