доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"
статья по теме

Дьякова Ольга Альбертовна

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавательно-речевому развитию мы с коллегами используем инновационную технологию мнемотехнику.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2013.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги вашему вниманию представляем доклад на тему

1.Слайд.

«Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию».

Слайд 2. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.

 Результаты исследования специалистов показывают, что по тем или иным причинам у наших воспитанников наблюдаются различные отклонения в развитии, в том числе и речевая патология.  

Слайд 3. По данным обследования логопеда к нам поступают дети с диагнозом «общее недоразвитие речи» всех уровней. У детей ограниченный словарный запас, наблюдаются аграмматизмы  в речи, нарушено звукопроизношение, плохо развит фонематический слух.

Патология в психической сфере (речь-психический процесс) проявляется в отставании познавательных процессов. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия, своеобразное поведение и психическое развитие детей.  Им присуще повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность, нарушена произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям, не сформированы коммуникативные навыки.

Слайд 4. Своевременная коррекция речевых нарушений, развитие детской речи представляет собой одно из приоритетных направлений деятельности социальных  педагогов нашей семьи.

Мы разработали системный подход в коррекционно-развивающей работе. В основу системы положены занятия по ознакомлению с окружающим миром.  Зная особенности детей, для лучшего усвоения материала на всех занятиях стали использовать метод тематического планирования  разработанный Скорлуповой О.А. Слайд 5. Все занятия ведутся по блокам которые объединены одной темой.

Слайд 6. Занятия организовываются следующим образом: каждой неделе соответствует одна лексическая тема, которая первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром. Например, тема недели «Дикие животные», ознакомление с окружающим миром - беседа «Какие звери живут в лесу»; ролевая игра «Как зайчонок маму искал» знакомим  детей с внешним видом, пищей, жилищем животных, учим узнавать и называть животных, пополняем словарный запас;  развитие связной речи: «Приключение Маши в лесу» – составление рассказа с элементами творчества, «Есть в лесу под елкой хата там уснули медвежата» игра драматизация с элементами пересказа.

Ознакомление с художественной литературой: чтение сказки «Два жадных медвежонка», заучивание стихотворения «Сидит белка на тележки». Формирование элементарных математических представлений: счетные операции «Сколько животных спряталось на поляне». Продуктивные виды деятельности:  лепка «Зайчики на полянке», аппликация по сказке «Два жадных медвежонка», рисование «Зайчик- побегайчик». Темы занятий закрепляются на занятиях по звуковой культуре речи логопедом, на занятиях у психолога, специалистом по труду.

Слайд 7-10 В качестве методических приемов на корекционно-развивающих занятиях используем: рассматривание картин, экскурсии, элементы сказкотерапии,  театр игрушек, дидактические и ролевые игры, комментированное  рисование, приемы и методы мнемотехники.

Слайд 11 Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа,  стихотворения, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 12-15 Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна - сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Николаевна - предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. - блоками-квадратами, Ефименко Л.Н. - схемой составления рассказа, Большова Т.В.- коллажем. 

Слайд 15-17 В своей работе мы используем:

  • Мнемоквадраты. С их помощью   дети преобразуют абстрактные символы в образы и слова.
  • Мнемодорожки . Составление рассказа.
  •  Мнемотаблицы. (Используем при заучивании стихов и закрепления пройденного материала).

Слайд 18-19 Для изготовления карточек схем, мнемодорожек,  мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.

Практическая часть

  1. Давайте с вами попробуем составить предложения по теме зимние забавы,  используя мнемоквадраты.
  2. Составим из мнемоквадратов  «дорожку» и составим рассказ на эту тему.

Слайд 20.Уважаемые коллеги предлагаем прослушать рассказ нашего воспитанника.

  1. А теперь попробуем, используя этот метод выучить стихотворение.
  2. Предлагаем вам самим придумать мнемодорожку или мнемотаблицу по предложенным текстам:
  • Наступила зима. Выпало много снега. Дети скатали три снежных кома и слепили снеговика. Вместо носа воткнули морковку, глаза сделали из угольков, вместо шапки надели ведро. Хороший получился снеговик.
  • Пришла зима. На улице очень холодно. Птицам нечего есть. Даша смастерила кормушку и повесила на дерево. Потом она принесла зёрна, крошек и насыпала их на кормушку. Через некоторое время прилетели птицы. Они склевали все зернышки, крошки и улетели.
  • Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири,

Распушили перышки, греются на солнышке, головой вертят, улететь хотят.

Заключение

Слайд 21-22. Из опыта работы можем сказать, что приемы мнемотехники оказались одними из результативных. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, появляется желание, пересказывать тексты, появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек,  пополняется словарный запас. У детей повысился уровень познавательно речевого развития.

 Слайд 23.  И свое выступление мы хотели бы закончить словами известного педагога:                          

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет

долго  и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на  лету…»

                                                                                                                                                 К.Д.Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого...

Мастер - класс "Использование приемов критического мышления в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда Прием Кластер)"

Этот материал будет полезен тем, использует в своей работе приемы технологии критического мышления. В статье представлены некоторые приемы использования кластерных таблиц в работе с дошкольниками...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия. Образовательная область: Познавательное, речевое развитие. Лексическая тема. «Фрукты».

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия.Образовательная область: Познавательное, речевое развитие.Лексическая тема. «Фрукты».Предварительная работа. Прочитать детям ра...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия. Образовательная область: Познавательное, речевое развитие. Тема «Зимующие птицы».

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия.Образовательная область: Познавательное, речевое развитие.Тема «Зимующие птицы».Цель: Знакомство детей с зимующими птицами.Зада...

Доклад "Взаимодействие учителя - дефектолога и му.руководителя в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего возраста с ЗПР "

Выступление с докладом во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Современные вызовы психолого-педагогического и дефектологического оразования "...