Занятие по развитию речи по теме "Животные жарких стран"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ога Лариса Сергеевна

Материал предназначен для воспитателей старших групп детского сада,  детей ТНР, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_zhivotnye_zharkih_stran.docx992.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей с речевыми нарушениями «Животные жарких стран»

Пояснительная записка.

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими, социализации в обществе. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников, что подтверждено в пункте 1.9; 4.6  ФГОС ДО.

    Дошкольники с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

    Только работая в сотрудничестве с учителем-логопедом, педагогом- психологом, другими специалистами можно добиться положительного результата в решении речевой активности детей.

Для проведения коррекционной работы была создала  актуальная, интерактивная  предметно пространственная среда, (пункт 3.3.2 и 3.3.3 ФГОС ДО) которая способствует эффективному процессу воспитания и обучения детей с ТНР.

Кроме того, дети  испытывают затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных).  

      Так как для детей данного возраста, ведущим  видом деятельности является игра, было спланировано провести занятие по развитию речи с элементами игровой деятельности «Животные жарких стран».

Ниже представлен конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Цель: Развитие лексико-грамматических средств речи.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Активизировать и расширять словарный запас детей по теме «Животные жарких стран»; развивать у детей умение отвечать на вопросы полными предложениями; развивать мышление, внимание, связную речь; развивать мелкую и общую моторику.

Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными, в образовании притяжательных прилагательных. Развивать связную речь.

Воспитательные: Воспитывать стремление изучать природу и живых обитателей Земли, бережное отношение к природе. Воспитывать умение действовать в команде.

Предварительная работа:

 Организация развивающей предметно-пространственной среды -(внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);
- Чтение художественной литературы экологической тематики;
- Беседы о животных с использованием иллюстраций;
- Рассматривание альбома «Дикие животные»;
- Загадывание и отгадывание загадок о животных;
- Чтение художественной литературы о животных;
- Изображение животных трафаретами;
- Рисование и раскрашивание животных в свободной деятельности;

- Дидактические игры «Чей детеныш?», «Кто где живет», «Чей хвост», «Чьи следы» и т.д.

Работа с родителями

Составление детско-родительских проектов «Расскажи о животном».

Привлечение родителей для изготовления совместно с детьми атрибутов для занятия – фотоаппарата (из спичечных коробков)

Материал и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация с интерактивными играми «Загадки», фотоаппараты для игры    “Фотоохота” картинки животных жарких стран, глобус,  «Африка», картинки с изображением животных  жарких стран, специальный стол и «Робомышки», картинки с животными, на оборотной стороне буква (первый звук в этом слове),  картинки со знаками ( +, !, ?)

Ход занятия:

Организационный момент
Воспитатель: Ребята,  вы любите путешествовать?
Хотите отправиться со мной в большое путешествие по жарким странам? 

 А как вы думаете, что это за страны такие?

Дети: Там очень жарко, там много песка и он горячий, там мало воды и т.д. 

Воспитатель: Правильно, молодцы! Да жаркие страны – это страны, где всегда жарко, никогда не выпадает снег, но это не только пустыня и саванна, в жарких странах есть и тропические джунгли.

Воспитатель: А поможет нам путешествовать - волшебный глобус.
Воспитатель: Запоминайте слова и повторяйте за мной:
«Волшебный глобус я кручу, в жаркие страны попасть я хочу!»

 (Дети поворачиваются вокруг себя)

Воспитатель: Вот мы и попали в одну из жарких стран. А в какую, вы узнаете отгадав загадку:

 «Самый теплый материк живописен и велик.

Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».

Воспитатель: Правильно Африка! (показывает  картинку с изображением Африки)

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас поиграем в игру  «Что хорошего и что плохого есть в Африке». Воспитатель добивается от детей правильности произношения отдельных слов.

1.Игра «Хорошо – плохо»

В Африке всегда лето –  это хорошо;

В Африке не нужно одевать теплую одежду – это хорошо;

В Африке редко идут дожди – это плохо

В Африке можно купаться круглый год – это хорошо

В Африке нет снега, невозможно построить горку, кататься на санках, лыжах– это плохо

В  Африке много хищных животных - это ....

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько  разных  животных  обитают в Африке!  А, какие, мы сейчас с вами попробуем отгадать.

2.  «Загадки»

Артикуляционная разминка: упражнение “Лягушка”-“Хоботок”, “Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами”, “Лопаточка”, “Чистим нижние зубки изнутри”, “Блинчик”, “Язык-силач”, “Горочка”, “Выгибает кошка спинку”, “Покатаем зубки с горочки”

Дети отгадывают загадки и делят каждое слово на слоги с помощью хлопков.

Загадки.

1. Его увидишь – сразу ясно:

Царь зверей – шутить опасно.

Грозный вид и грозный рык,

Даже гривы не подстриг. (Лев)

2. В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука - во лбу

Так похожа на трубу! (Слон)

3. Он высокий и пятнистый,

С длинной - длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями деревьев (Жираф)

4. На носу большущий рог,

Носит каждый (Носорог)

5. Очень вкусные бананы

На обед у (обезьяны)

6. Когда жара спадёт,

Он выйдет из болота,

И ужинать пойдёт,

Вот жизнь у (бегемота)

7. В реках Африки живет

Злой зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит … (крокодил)

3. Д/и “Фотоохота”.

Воспитатель: Ребята, мы так громко  с вами хлопали, что все   животные,  спрятались. Как же нам их увидеть? А давайте  мы отправляемся на фотоохоту. А что такое – фотоохота?  

Ответы детей.

Вот вам фотоаппараты. Раздаю детям “фотоаппараты” (спичечные коробки, дети “фотографируют”, открывают коробочки, там мелкие картинки животных жарких стран, и называют, кого они сфотографировали.)

Ой, смотрите-смотрите, кто это там спрятался? Я его сейчас сфотографирую.

Давайте и вы ребята, попробуйте найти животных и обязательно их сфотографируйте.

Подойдите ко мне, пожалуйста, давайте присядем и посмотрим – кто кого сфотографировал.

Воспитатель: Давайте посмотрим на  ваши фотографии.

(Например:  я сфотографировал (а) бегемота.

Воспитатель дает большую картинку животного. Описательный рассказ о животном по мнемосхеме. Дети говорят полными предложениями)

(Воспитатель добивается от детей правильности произношения отдельных слов).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как интересно рассказали о животных!

 (Дети складывают  фотоаппараты на стол)

Физкультминутка «У жирафа» 

Воспитатель: Давайте сделаем зарядку.

Дети встают на ковер. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.

(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов… »)

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Похлопывают себя).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

(Пощипывают себя).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

(Делают стряхивающие движения).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Показывают полоски).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

Воспитатель: Отдохнули немного, продолжаем дальше наше путешествие.

4. «Собери картинку»

На столах в конвертах лежат разрезные картинки животных

Воспитатель: Ой, что это?  Обезьяна, проказница, перепутала картинки животных, давайте поможем, соберем их правильно.

Воспитатель спрашивает, какие  животные у них получились.

Ответы детей.

(Воспитатель добивается от детей правильности произношения отдельных слов).

5. Игра с мячом. «Скажи одним словом».

Воспитатель: Давайте поиграем в игру с мячом «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте в круг.

У слона не только длинный хобот, но и большие уши. Поэтому мы его можем назвать большеухим.

(Воспитатель, бросая мяч ребенку, начинает предложение, а ребенок заканчивает предложение и бросает мяч обратно.)

- У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)

- У слона толстые ноги, он какой? (толстоногий)

- У бегемота толстая кожа, он какой? (толстокожий)

- У верблюда два горба, он какой? (двугорбый)

-У носорога короткие лапы, значит он какой? (коротколапый)

-У черепахи короткие ноги (коротконогая)

-У попугая перья разного цвета – он какой? (разноцветный)

-У зебры быстрые ноги – она какая? (быстроногая)

-У тигра острые зубы – он какой? (острозубый)

-У крокодила длинный хвост - он  какой?  (длиннохвостый)

(Воспитатель добивается от детей правильности произношения отдельных слов).

Воспитатель: Вот какие сложные слова мы с вами составили. Вы все молодцы!

6. Работа с «РобоМышками»

Воспитатель:

Определить какой звук  стоит в начале  слова. Нужно запрограммировать  робота  Мышку  так, чтобы она  остановилась  на картинке с правильным ответом.

А правильно ли вы выполнили задание, вы увидите  на обратной стороне  картинки.

Воспитатель: Молодцы! Справились со сложным заданием!

7. «Заштрихуй  и напечатай свою букву»

Воспитатель: Ребята, а теперь, найдите первый звук  в названии вашего животного, которого вы фотографировали,  возьмите  листочек с этой буквой, заштрихуйте и пропишите её по образцу.

Воспитатель: Молодцы, отлично справились.

Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Все вместе скажем наши волшебные слова:

«Волшебный глобус я кручу,

Обратно я попасть хочу!»

Ресурсный круг

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- А куда мы сегодня путешествовали?  (Африка )

- Давайте перечислим животных, о которых мы сегодня говорили.

- Можем мы их встретить на севере? Почему?

- Что интересного вы узнали о животных, живущих в жарких странах?

   Молодцы ребята!

Я хочу, чтобы вы оценили наше путешествие, каждый знак имеет своё значение:

Воспитатель: 

Знак «+» - легко ли вам было справляться с заданием.
Знак «?» -было  сложно.
Знак «!» -было  интересно и познавательно.


ПРИЛОЖЕНИЕ

C:\Users\Grupa8\Desktop\мне для аттест фото\20220915_184613.jpgC:\Users\Grupa8\Desktop\IMG-62d6d46e4e52d405b311eeffc20e756c-V.jpg

C:\Users\Grupa8\Desktop\20220915_184528.jpg  C:\Users\Grupa8\Desktop\20220915_184546.jpg  C:\Users\Grupa8\Desktop\20220915_184600.jpg

   C:\Users\Grupa8\Desktop\IMG-48b5179941ee1349587d453f633f8579-V.jpg     C:\Users\Grupa8\AppData\Local\Temp\Rar$DIa12596.13031\IMG-836e0dbea390d44f15837e9303b01c40-V.jpg C:\Users\Grupa8\AppData\Local\Temp\Rar$DIa2560.625\IMG-1568bac07c84bff6b85d38aca679bf64-V.jpg

          C:\Users\Grupa8\Desktop\IMG-43bbb4400ef3ee901dac9cd45fe691c6-V.jpg     C:\Users\Grupa8\AppData\Local\Temp\Rar$DIa11312.11354\IMG-9f066c4cbcc016be8b4c7a72911235bd-V.jpg    C:\Users\Grupa8\AppData\Local\Temp\Rar$DIa12596.669\IMG-c05c015d2388eb341e1625e02e20d408-V.jpg

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи. Тема: «Животные жарких стран»

образовательные целиЗакрепление представлений о животных юга и их детёнышах, их внешнем виде. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи закрепле...

Конспект открытого занятия по развитию речи " Путешествие в жаркие страны"

Дети на занятие отправляются в путешествие. Но вот куда они попадут, смогут узнатькогда отгадают загадки.  С помощью карты мира ребята ребята увидят в каих жарких странах, какие животные обитают....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «страна красивой речи»

Программное содержание- Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, ...

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие в страну красивой речи".

Цели:1.Формировать умения обобщить, классифицировать.2.Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3.Упражнять в делении слова на слоги, в подборе  антонимов и синонимов....

Речевое развитие. Занятие по развитию речи "Путешествие в сказочную страну"

План  - конспект занятия по речевому развитию в средней группе...