Самообразование: «Приемы мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста у детей с ОВЗ.»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Чипышева Ирина Викторовна

Развитие связной речи детей с  ОВЗ ,  посредством использования мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_po_mnemotehnike.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования  учителя – дефектолога

Чипышевой Ирины Викторовны

на 2020 -2021 учебный год

«Использование приемов мнемотехники для развития речи  детей дошкольного возраста   у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Целью моей работы является: развитие связной речи детей с  ОВЗ ,  посредством использования мнемотехники.

Для достижения этой цели были поставлены следующие

Задач и:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и  методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме
  2. Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды
  3. Повышение уровня речевой активности детей.
  4.  Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.
  5.  Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
  6.  Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
  7.  Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.  
  8.  Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, количественный анализ результатов.

    Ожидаемые результаты:

Дети:

-Расширения  словарного запаса  и знания об окружающем

мире.

-Появится  желание пересказывать — ребенок осознает, что это совсем

не трудно.

- Заучивание стихов превратится в игру, которая очень нравится детям.

 

Родители:

-Вовлечены в процесс речевого развития детей;

-Знакомы с приемами и методами развития речи детей;

-Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.

Педагоги:

- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей

дошкольного возраста.

- Получение   представлений о мнемотехнике.

- Внедрение в образовательный процесс методику работы с  мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Формы представления результатов педагогической деятельности

  • Серия учебных занятий
  • Методическая продукция
  • Портфолио
  •  Отчет о результатах (ходе) деятельности
  • Участие в вебинарах
  • Презентация по теме.

Актуальность:

Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни не подводила, нужно постоянно её тренировать. Взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, предлагаем  использовать в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы.

  Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.

  Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Речь выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни, она помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. 

Раздел

Срок

Содержание работы

Практический выход

Методичес-кая работа

В течении года

- изучение нормативных документов;

- чтение конкретных педагогических периодических изданий;

- чтение методической, педагогической и предметной литературы;

- обзор в интернете информации по образовательным областям;

- посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий  коллег;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- изучение и внедрение новых технологий;

- общение с коллегами  в детских садах, и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.

- участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в  профессиональных конкурсах;

- работа с родителями;

- информация для родителей по данной теме.

 (консультация, анкетирование, памятки)

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

  • Разработка перспективного плана работы  
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм.
  • Подготовка картотеки  «Мнемотаблицы»
  • Изготовление опорных схем для отгадывания загадок,  для заучивания стихотворений, рассказывания сказок
  • Изготовление пособия «Мнемотаблицы»

Работа с детьми

Сентябрь

Подбор стихотворений,  потешек, сказок  для разучивания и заучивания с детьми

Разработка мнемотаблиц к стихотворениям потешкам для заучивания с детьми

Октябрь

  • Расскажу я вам ребята. (знакомство с волшебными картинками-помощниками)
  • Работа с мнемотаблицей «Осень»
  • Заучивание стихотворения "Подарки Осени"(мнемодорожка)
  • Дидактическая игра «Составь мнемодорожку» (закрепление стихотворения «Осень»

Разработка мнемотаблиц к стихотворению «Осень»

Ноябрь

Использование мнемоквадратов и мнемодорожек в пересказывании сказок «Курочка Ряба», «Колобок»

Разработка мнемотаблиц к  сказкам «Курочка Ряба», «Колобок»

Декабрь

  • Работа с мнемотаблицей «Зима»
  • Заучивание стихотворения «Наша елка» Е.Ильина

Разработка мнемотаблиц к стихотворению «Наша елка» Е.Ильина ; к описательному рассказу  «Зима»

Январь

  • Составление предложений о зиме.
  • Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (учить использовать мнемодорожку)

Разработка мнемотаблиц к составлению рассказа по картине «Зимние забавы»

Февраль

  • Отгадывание мнемозагадок.

Разработка мнемотаблиц к загадкам

Март

  • Работа с мнемотаблицей "Весна"

Разработка мнемотаблиц к составлению рассказа  «Весна»

Апрель

  • Работа с мнемотаблицей "Весна"
  • Заучивание потешек «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик», «Мыши водят хоровод»

Разработка мнемотаблиц к заучиванию потешек

Май

  • Дидактическая  игра "Угадай-ка" (воспитатель выкладывает знакомые стихи, сюжеты сказок, а дети узнают и воспроизводят тексты)
  • Отчёт по теме самообразования.

Изготовление пособия «Мнемотаблицы»

Работа с семьёй

Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами»;   «Что такое мнемотехник»  разработка консультации для родителей

 Привлечение родителей к изготовлению мнемотаблиц  «Составляем и используем мнемотаблицы дома» .

Изучение методической литературы

В течении года

  1. «Учим стихи - развиваем память», Широких Т.Д./ребенок в детском саду, 2004; 
  2. Дидактическое пособие Н.В.Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
  3. Журнал «Логопед», 2008, №4,  Л.В.Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»
  4.  Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6
  5. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
  6. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А.«Составление описательных рассказов по опорным схемам»Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
  7. 6. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией     Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему «Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность»

План работы по самообразованию на тему «Познавательное  развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2010-2015 годы...

Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...

Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» ...

Использование приемов мнемотехники в развитии памяти и речи у детей дошкольного возраста

Развитие речи является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей....