Сборник "Русские народные песенки и потешки для обучающихся группы раннего возраста и младшего дошкольного возраста"
картотека по развитию речи (младшая группа)

Елена Сергеевна Александрова

Сборник русских народных песенок и потешек для обучающихся группы раннего возраста и младшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                       детский сад комбинированного вида № 33

                       Русские народные потешки и песенки

                          для детей группы раннего возраста

                                                         г. Североуральск, 2021 год

          Слово «фольклор» имеет английское происхождение и означает «народная мудрость» или «народное знание». Историзм и народность – приоритетные черты фольклорного жанра. Малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы – несут в себе этнические характеристики, приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства.

           Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает контакт и обогащает чувства и речь ребенка, формирует его отношение к окружающему миру, то есть играет полноценную роль во всестороннем развитии.

            Потешки – элемент народной педагогики, песенка – приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. В малых фольклорных формах – песенках, потешках, прибаутках – заложен глубокий педагогический смысл. С помощью чтения и проговаривания потешек могут быть успешно решены следующие задачи:

- обогащение словарного запаса ребенка;

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие мелкой моторики;

- развитие монологической и диалогической речи.

            Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в период дошкольного детства. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества русского народа.

             Предлагаю вашему вниманию подборку русских народных песенок и потешек для детей раннего возраста и младшей группы.

Ай, Ванька – дружок,

Подкуй сапожок.

А мне некогда ковать,

Надо мост мостить,

Серебром гвоздить.

А по городу вода разливается,

А царь на коне разъезжается,

А царица под окном наряжается,

А царенок в люлечке качается!

Ай, качи-качи-качи

Глянь – баранки, калачи,

Глянь – баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи!

С пылу, с жару из печи –

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам остались БАРАНОЧКИ!

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать –

Куплю худой лапоть!

Ах ты, моя деточка,

Золотая кветочка,

Виноградная веточка,

Сладкая конфеточка.

Бай, бай, бай, бай,

Поскорее засыпай.

Иди, котик, на Торжок,

Купи, котик, пирожок –

Да сладенький, да румяненький,

Надо Оленьке отдать,

Оля съест и будет спать.

Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет,

Надо кашу варить,

Деток кашей кормить!

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки.

Грибочки – груздочки,

Для сына, для дочки.

Идет Бай по стене,

Несет короб на спине.

В коробе сапожки –

Ване на ножки,

Топать по дорожке.

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Будут листья зеленей,

Будут ягодки красней!

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

Бегите под горку,

Спасайте Егорку!

Куй, куй, чеботок,

Подай, Ваня, молоток.

Не подашь молоток –

Не подкуешь чеботок!

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет!

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уже поздно, сынок.

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай!

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор, развели костер,

Кушают кашку, слушают сказку.

Ой, заинька, по сеничкам

Беги, беги, беги!

Ой, серенький, по новеньким

Скачи, скачи, скачи!

Ой, некуда заиньке выбежати,

Да некуда серому выскакати.

Ой, были трое ворота,

Да все призаперты стоят.

Призаперты, за все призамкнуты.

Ой, матушка пришла,

Ворота отперла,

Ой, выпустила заиньку на улицу!

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал!Балды-балда!

Наши гуленьки вверху –

Грру-грру-угрру-грру-у!

Наш курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним – рано поутру

Нам споет: «!Ку-ка-ре-ку!»

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Солнышко – ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Поехали, поехали

За шишками – орехами,

По кочкам, по кочкам,

По ягодкам, цветочкам,

Пенечкам и кусточкам,

Зелененьким листочкам

В ямку – БУХ!

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улицу,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть,

Либо деточке снесть?

Я и сам укушу,

Да и деточке снесу.

Привяжу я козлика

К белой березке.

Привяжу рогатого

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся!

Белая береза,

Стой, не качайся!

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курица в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане.

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

- Сорока, сорока, где была?

- Далеко: в лесу на опушке, на попрядушке.

Кашу варила, на порог становила.

Деток кормила, гостей собирала,

Всех угощала!

Одному – ложечку, другому – ложечку,

А третьему – целую поварежечку!

Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я внученьке – румяненький.

На нем корочка – пшеничная,

А начиночка – яичная,

А помазочка – медовая,

Моя внученька бедовая!        

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась.

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Детки – за молоко.

Чики-чики, кички,

Березовые лычки.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели –

Все люди глядели.

Как они садились,

Все на них дивились!

- Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем – щи варил,

С этим братцем – кашу ел,

С этим братцем – песни пел!

Прилетели три грача,

Принесли три ключа.

Берите, грачи, золотые ключи.

Замыкайте зиму, отпирайте весну,

Отпирайте лето!

- Ладушки, ладушки! Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку!

Кашка масленька,

Бражка – сладенька,

Бабушка – добренька.

Попили, поели, домой полетели,

На головку сели, ладушки запели!

- Сорока, сорока! Где была?

- Далеко! Печку топила, кашку варила.

На порог скакала, гостей созывала.

Гости прилетели, на крылечко сели.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала! Он по воду не ходил,

Дрова не рубил,

Печку не топил,

Кашку не варил!

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ – топ,

Глазками хлоп – хлоп:

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Забодает, забодает, забодает!

Баю – баю, баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить!

Котя, котенька – коток,

Котя – серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Прибаюкивать!

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет ваш хоровод!

Баю – баюшки – баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

Он ухватит за бочок,

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди!

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь?

Радуга – дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышка,

Колоколнышка!

Как у нашего кота

Шубка очень хороша!

Как у котика усы

Удивительной красы!

Глаза смелые, зубки белые!

- Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка – рябушечка, зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

- Пи – пи – пи – пи – пи!

Ой. Ладушки – ладушки,

Испечем оладушки,

На окно поставим,

Остывать заставим.

А остынут – поедим,

И воробушкам дадим.

Воробушки сели,

Оладушки съели,

Оладушки съели –

Шу-у-у! – и улетели!

Киска, киска, киска – брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Божья коровка, черная головка,

Полети на небо, принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого!

                          Русские народные потешки и песенки

            для детей младшего дошкольного возраста

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялись целый день.

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

- У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

- Кисонька – мурысонька, где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька – мурысонька, что там делала?

- Муку молола.

- А что из муки делала*

- Прянички пекла.

- А с кем прянички ела?

- Одна!

- Не ешь одна, не ешь одна!

Куша, куша, кушечка,

Не горюй, кукушечка!

Позабудь про горюшко,

Мы отыщем перышко!

Серое, и белое, и в крапинку1

Иди, весна, иди, красна,

Принеси ржаной колосок.

Овсяной снопок,

Большой урожай

В наш край!

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

На печи калачи,

Как огонь, горячи!

Пряники пекутся –

Коту в лапы не даются!

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут в поле

Во пустом, во пустом.

- Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите:

 Я не ваш, я ушел!

- Ножки, ножки, где вы были?

- За грибами в лес ходили.

- А вы, ручки, помогали?

- Мы грибочки собирали.

- А вы, глазки, помогали?

- Мы искали да смотрели.

Все пенечки оглядели.

Вот и Ванечка с грибком,

С подосиновиком.

Барашеньки – крутороженьки

По лесам ходили,

По двору бродили.

В скрипочку играли,

Ваню потешали.

А совища из лесища

Глазищами хлоп – хлоп.

А козлище из хлевища

Ножищами топ – топ.

Солнышко – ведрышко1

Выйди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Еще малых ребят.

Зайчишка – трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашел.

Сидит, грызет –

Ай, кто-то  идет!

- Ваня, Ваня, где ты был?

Куда Ванечка ходил?

- Я ходил в лесочек.

- Что видал?

- Пенечек,

Под пенечком – грибок!

Хвать, да в кузовок!

- Гуси вы, гуси, красные лапки!

Где вы бывали, что вы видали?

- Мы видели волка: унес волк гусенка,

Да самого лучшего, да самого большего!

- Гуси вы, гуси, красные лапки!

Щипайте вы волка, спасайте гусенка1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Россия, РоссияРоссия      -      Родина моя       1. Матрешкины забавы2. "Колядки"...

Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста - Предметы домашнего окружения в роли игрушек.

Игра –это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами.В данной консультации рассказывается о том, как организоват...

Конспект инсценировки русской народной песенки «Идет коза рогатая» в группе раннего возраста

Цель: знакомить детей раннего возраста с русским народным   творчеством(сказки, потешки, игры).Задачи:1.     Закрепить знание потешки  «Идет коза рогатая...

Русские народные песенки и потешки для детей группы раннего возраста

Русские народные песенки и потешки для детей группы раннего возрастаАй, Ванька-дружок,Ай, Ванька-дружок,Подкуй сапожок!А мне некогда ковать,Надо мост мостить,Серебром гвоздить.А по городу вода разлива...

Игры с пособием Дары Фрёбеля для детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21829509","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21829513","attributes":{"alt":"","class"...

Дидактические игры и пособия для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста

Предложенные игры развивают у детей мелкую моторику рук, способствуют обогащению сенсорного опыта детей  (величина, форма, цвет)....