Музейно-педагогическое занятие «Говорят под Новый год чудеса встречаются и желания детей сразу исполняются»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Коромыслова Анастасия Владимировна

"Открытки" в группе детского сада – это наиболее оптимальный способ формирования у детей интереса к культуре своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeyno-pedagogicheskoe_zanyatie.docx981.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

детский сад №45 общеразвивающего вида

с деятельностью по позновательно-речевому развитию детей Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Музейно-педагогическое занятие

«Говорят под Новый год чудеса встречаются и желания детей сразу исполняются»

Выполнила:

Коромыслова Анастасия Владимировна

Воспитатель

ГБДОУ N45

Фрунзенского района

Санкт-Петербург

2020


«Музейно-педагогическое занятие»

Открытки - всегда были, есть и будут миниатюрными подарками создающими атмосферу праздника, выражающими отношение людей друг к другу, оставляющими в памяти наиболее важные события жизни.

Они всегда приносят радость, красоту и добрые пожелания в каждый дом! Бодрикова Виктория.

Актуальность – для детей средней группы обедненность культурного опыта, открытка как окно в искусство…)

"Открытки» в группе детского сада – это наиболее оптимальный способ формирования у детей интереса к культуре своей страны.

Цель:

Средний возраст- привлечь внимание к открытке как к способу передачи теплых чувств другим людям и как к художественному объекту.

Старший возраст – как средство коммуникации, разные проявления и разные праздники; связь с психологом формирование гуманного отношения к людям и развитие коммуникативных способностей детей.

Подготовительный возраст - изучить историю почтовой открытки, как культурного наследия прошлого, а также исследовать новые интересные формы авторского направления в развитии открытки.

Задачи:

  1. Подготовить среду (Просмотр  мультфильмов по Новогодней тематики «Снеговик почтовик»,  мультфильмов в которых принимал участие художник Зарубин). Чтение художественной литературы: «Почта», «Военная почта», «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак; «Почта» Б. С. Житков, «Весёлая почта» А. Северинец.
  2. Начинать учить рассматривать и обсуждать художественные изображения (Как там у них? Какую сказку, историю видишь ты?)
  3. При участии родителей создать мини  музей «Открытки» художника В. Зарубина.

  1. Воплощение в собственном продукте (открытка, сказка по открытке)

Дополнительная информация для взрослых

Про историю открытки

Про Зарубина – художника открытки. Но не только

Материалы:

Открытки мини-музея коллекция В.Зарубина.

Старые открытки.

Проектор

Два конверта с письмом от Деда Мороза

Презентация с изображениями открыток Зарубина.

Книги по теме

Мультфильм где участвовал как мультипликатор Зарубин.

История  открытки

Открытка - специальный вид почтового отправления изготовленного на плотной бумаге, картоне, и т.п. предназначенного для  короткого, открытого  письма.

       Изначально открытка называлась открытым письмом, но параллельно существовало название почтовая карточка. Слово открытка произошло от словосочетания открытое письмо.

 Почтовая открытка имеет определенный размер – 10,5 х 14,8 или  9х4 см

      В 1878 г. в Париже на всемирном почтовом конгрессе был принят международный стандарт открытки 9х14, в 1925г. был изменен 10,5х 14,8 см.         ( этот  стандарт существует до сих пор). Единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным.

      Первыми в истории появились поздравительные открытки. Самой ранней является «Валентинка».  Такую поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне, она датирована ХV в. Открытка посвящена святому Валентину. Её создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания своей жене.

      В России открытка появилась в1872 г. Впервые годы открытка закупалась за границей, а в России на них допечатывались надписи на русском языке и иногда добавляли российскую символику.

        Первые Новогодние и рождественские открытки начали завозить в Россию в конце ХIХ века из Англии. Купцам приходилось их дорабатывать: переводить поздравления на родной язык.

Первые русские открытки были выпущены к Рождеству 1898 – 10 штук, все по акварельным рисункам петербуржских художников.

         Открытки поздравления  стали популярны. На них появилась своя мода. Так, предлагались «гравюрные с обрезом», «аристократические в стиле модерн», «с блестящей эмалью», « с золотым теснением», «плюшевые». Были и простые на картоне.

       Первые открытки изготавливались в ручную. Для их оформления использовались любые материалы, на которые хватало фантазии. Это бархат, бисер, шелк, сушеные цветы, кожа, резина. Поэтому открытки выглядели по-разному, оригинально и необычно.

     Технический прогресс привел к тому, что открытки все меньше и меньше делались в ручную с применением оригинальных технологий, а стали печататься на фабриках.

      После революции выпуск открыток,  прекратили. В 40-е годы традиция отмечать Новый год и посылать открытки возродилась. Чаще всего открытки выпускались к знаменательным датам. Открытка стала отражать новую жизнь народа. На них изображали достижения советских людей, победы в труде.

      В тяжелые годы Великой Отечественной  Войны  открытка служила мостиком между жизнью и смертью. Она приносила весточки с фронта. Открытка подбадривала солдат и сообщала им новости из далекого, но такого родного дома.

        В послевоенные годы открытки стали еще более яркими и праздничными.

Дед Мороз и Снегурочка вернулись на открытки лишь в 60 годы.

         С помощью открытки  можно проследить историю страны, семьи.

          По открыткам можно узнать, как изменялась  военная мода, военная техника.

         По открыткам с видами природы можно узнать природу других краев.

         По открыткам с видами  городов можно  познакомиться достопримечательностями  разных городов, узнать много интересного и полезного.

         Художник В. Зарубин

Родился Владимир Иванович Зарубин в деревне Андрияновка  Орловской области. В семье было трое сыновей, младший — Володя, обожал рисовать. Владимир с раннего детства имел отличную возможность приобщаться к лучшим образцам русской графики. В семье хранилась большая коллекция открыток и книг репродукциями картин, которые стали отличными примерами для первых творческих работ мальчика. Во время войны попал в оккупацию. Вскоре его вместе с другой молодежью угнали на работы в Германию, на завод, расположенный в городе Рур.

После освобождения американскими войсками, Владимир сразу же отправился служить в советскую армию.

С 1945 по 1949 год Зарубин находился на военной службе — в качестве рядового стрелка охранял военную комендатуру. Демобилизовавшись, Владимир обосновался в Москве, устроившись сначала художником в Министерстве угольной промышленности, а затем на завод, который все сейчас знают как НПО «Гиперон».

В 1958 году он закончил вечернюю школу и параллельно курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Почтовой миниатюрой Владимир Зарубин занимался параллельно мультипликации. В 1962 вышла первая открытка художника, с хорошо узнаваемым «фирменным» стилем, которому мастер никогда не изменял.

С появлением интернета и средств массовой  коммуникации почтовая открытка потеряла свою актуальность.

Так как скоро Новый год давайте рассмотрим коллекцию новогодних открыток Владимир Ивановича Зарубина. Он был мультипликатором в Союзмультфильме. Вот названия некоторых мультфильмов, в создании которых участвовал В.И. Зарубин.

"Маугли", "Три банана", "По следам бременских музыкантов", "Василёк" (обязательно показывали 9-го мая), "Василиса Микулишна", "Ограбление по...", несколько выпусков "Ну, погоди!", "Приключение Васи Куролесова", "Тайна третьей планеты", "Жил-был пёс" и ещё много-много замечательных мультфильмов.

         

Мультфильм "Три банана" и Чёрная дама.

В 1962 вышла первая открытка художника. Она была нарисована в честь знаменательнейшего события - полёта Гагарина в космос. Все рисунки Зарубина имеют хорошо узнаваемый «фирменный» стиль, которому он никогда не изменял.

Первая открытка

Первая открытка

 " Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть это поможет людям стать чуть добрее. " Открытки из детства и их автор художник Владимир Зарубин, которого знают все

На сегодняшний день открытка переживает свое возрождение. Сегодня открытки  все реже   высылают почтой, но они по-прежнему остаются неизменными спутницами  любого праздника.

Открытки часто дарят лично, поэтому большое распространение     получили открытки, сделанные своими руками.

Ход занятия.

Раздается стук в дверь. Воспитатель идет смотреть со всеми детьми группы. На пороге они находят конверт с маркой .

В. Ребята нам пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно?

После одобрительной реакции детей педагог вскрывает конверт и читает письмо. Конверт отдаёт детям, проверить может там есть ещё что-то

Письмо от Деда Мороза!  В нем он приносит свои извинения, что не смог приехать к ним на праздник, но говорит что получил все их письма и послушал стихи по видео связи (Дед Мороз был офлайн). Благодарит за заботу и внимание. Выражает детям свое огорчение, что в нынешние времена ребята перестали делиться своими пожеланиями и хорошим настроением под новый год.

«Говорят под Новый год чудеса встречаются и желания детей сразу исполняются».

В письме подсказка о втором конверте, который он спрятал под ёлкой.

Дети найдя конверт вскрывают его и находят там старые подписанные открытки.

Воспитатель раздает их и они вместе рассматривают и  читают открытки, педагог акцентирует внимание детей на том, что они чувствуют в данный момент получив такой подарок от дедушки. Переворачиваем открытку и сравниваем с письмом Дедушки Мороза.

Дети путем сравнения и анализа понимают, что письмо на листе бумаги, оно большое, а открытка маленькая картинка, с обратной стороны которой есть немного места для самого письма и отдельное место для адреса как на конверте.

Затем рассматривая открытки  воспитатель спрашивает, а что на твоей картинке? Каждый ребенок рассказывает а воспитатель задавая вопросы или называя иначе помогает ребенку описать  картинку.

Какие герои?

Опиши его?

Что они по твоему делают?

А по чему он расстроенный?

Что он, они сейчас чувствуют?

И т.д.

Физкультминутка:

Дети под музыку свободно перемещаются по группе и на словах «снежки» имитируют игру в снежки. После на словах воспитателя «Баба» имитируют катание снежного кома по полу.

Воспитатель: Мы прекрасно поиграли  в зимнюю игру. Давайте посмотрим, что есть у нас еще.

Переходим к мини музею и рассматриваем открытки В. Зарубина.

Первая рассказывает педагог какую историю увидела она в этой открытке.

Затем дети садятся за столы и большое изображение открытки выводится на экран интерактивной доски. Дети участвуют в ее рассматривании, и все вместе при помощи  педагога рассказывают сказку.  

Слайдом показывают портрет Зарубина.

Завершаем занятие -изготовление открытки для того, с кем хочешь поделиться своим хорошим настроением.

Материал:

Листы А5 для акварели, кисточки, гуашь, блестки.

Наглядный материал в виде открыток, изображение открытки Зарубина на экране.

На изготовленных открытках с обратной стороны пишем кому и пожелания

Итог: Все молодцы, такие интересные истории увидели на открытках.  Мы поделились своими добрыми чувствами с близкими. Открытки опускаем в ящик.  Все желания обязательно исполняться в преддверии Нового Года!

Сюрпризный момент просмотр мультфильма «Снегурка» 1969 года (Зарубин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Образовательная ситуация к занятию №16 «Линия характера (История книги)»

Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Блок № III «История в деталях» Образовательная ситуация  к занятию...

"Славная Петропавловская крепость" (Материал к занятию по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для средней группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № IV «Дом, в котором я живу» Образовательная ситуация к занятию №4.9.1)

Предлагаю Вам материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для средней группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № IV «Дом, в котором я ж...

«Вот эта улица, вот этот дом» материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного»

Предлагаю Вам материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № I «Путешестви...

Желания детей. Исполнить или отказать?

Все ли желания детей надо исполнять....

Физкультурный досуг ко Дню защиты детей «Цветик - Семицветик летом расцветает, и желанья наши, мигом исполняет!!!»

КОНСПЕКТ СОДЕРЖИТ СЮЖЕТНЫЙ СЦЕНАРИЙ КО ДНЮ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ. СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ПРОВОДЯТ С ДЕТЬМИ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И КОНКУРСЫ, ПОЗДРАВЛЯЮТ С ПРАЗДНИКОМ...

Консультация Новый год- пора чудес и волшебства для детей, но какие же опасности могут подстеригать ваших детей? Об этом вы можете узнать из консультации "Безопасный Новый год!"

Консультация для родителей «Безопасный Новый год»Новый год — это удивительное время, когда сбываются желания и случаются чудеса. Главное, сделать так, чтобы для ваших детей...

Зачем ребенку нужно адаптироваться к новой среде в детском саду. Ведь можно сразу же пойти в школу!

Конспект предназначен для родителей, как консультационный материал. В нем говорится о том, как социальная среда влияет на развитие ребенка....