Доклад "Решение задач экологического воспитания детей дошкольного возраста через речевое развитие".
консультация по развитию речи

Нестерова Инна Николаевна

Экологическое воспитание дошкольников способствует формированию у ребёнка потребности в овладении речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение задач экологического воспитания детей дошкольного возраста через речевое развитие.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основной целью речевого развития формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим, развитие всех видов речи. Экологическое воспитание дошкольников как никогда актуально и тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, развивается речь и все её компоненты: звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.

Особенностью речевой деятельности дошкольников является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо другую деятельность. В связи с этим экологическое воспитание дошкольников способствует формированию у ребёнка потребности в овладении речью.

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях животных, условиях их жизни. Формированию бережного отношения к природе способствует её эстетическое восприятие. Умение ребёнка строить предложения различной структуры тесно связано с накоплением словарного запаса. Соответствующим образом через знакомство с природой происходит его формирование. Эстетическое восприятие природы и природных явлений вызывает у ребёнка положительные эмоциональные переживания, что ведёт к потребности передать посредством речи своё эмоциональное состояние. Связная речь является главным показателем уровня развития детской речи.

  Коррекция речевого развития детей ведётся по трём направлениям:

- развитие лексико-грамматических средств языка,

- формирование правильного произношения и навыка звукового анализа,

- развитие связной речи.

Эффективны в работе с детьми разнообразные игры. Игры способствуют развитию психических процессов, обогащают словарь. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных. Многие игры, связанные с природой, учат классификации. Предметные игры с использованием различных предметов природы (семена, шишки, жёлуди, каштаны, камешки, фрукты, овощи, листья, песок) способствуют формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы. Игры с использованием разнообразных семян способствуют не только усвоению знаний о природе, но и развитию фонематического восприятия у детей.

Применяем  игры с песком, которые своего рода терапия. Самостоятельное направление в коррекции речевых расстройств. Играя с песком, ребёнок получает информацию об окружающем мире и принимает участие в его создании, учится соотносить речь с движением персонажей на песке и начинает действовать самостоятельно. Игры с песком улучшают эмоциональное состояние. Посредством работы с ним осуществляется самомассаж.

Также  включаем в работу подвижные игры природоведческого характера, которые помогают формировать речевую активность детей, закреплять поставленные логопедом звуки, нормализовать моторные функции.

В деятельности детей присутствуют настольно-печатные игры (лото, домино, разрезные, парные картинки), словесные игры развивают у детей связную речь, обобщают и систематизируют у детей знания о природе.

  Читаем  художественную литературу. Помимо обогащения словаря и развития связной речи чтение данной литературы помогает детям познать природу во всём её многообразии.

Произведения, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость. Это помогает воспитывать бережное отношение к природе.

Развитие речи детей происходит в рассказах, беседах о природе. В рассказах изложение носит описательный характер. Он используется для создания у детей представлений о том или ином явлении природы, о природе в целом. В результате вызывает положительные эмоции, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями.

         Методы и приемы, которые можно использовать для решения   задач экологического воспитания:

Экологические минутки.

Цель – создание проблемных ситуаций.

Решаются речевые задачи:

  • развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;
  • совершенствовать монологическую речь детей;
  • поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.

Например «Почему деревья белые?». Дать  детям задание: исправить ошибки и обосновать.

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?» (Весенний сад, цветущие деревья).

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.

С целью развития детской фантазии включаем в свою работу экологические сказкипри проведении которых решаем следующие задачи:

  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли;
  • развивать мышление, память, воображение.

Например, «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки».

Дидактические игры.

Цель – закрепление представлений о предметах и явлениях природы.

Решаются речевые задачи:

  • упражнять в умении анализировать, сравнивать, обобщать;
  • решать логические задачи.

Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие.

Например, «Меню для белки»:

Завтрак – стакан клюквенного сока и каша из лесных орехов;
Обед – грибной суп, котлеты с листьями крапивы и компот из черники;
Ужин – семена еловых шишек и чай из зверобоя и мяты.

Например, «Добрые слова»

Дети встают в круг. Все они маленькие листочки. Просим каждый листок сказать о своей Осени несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Осени. Дети могут быть травинками, снежинками, капельками дождя.

Соревновательные игры

Стимулируют активность их участников в приобретении демонстрации знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс чтецов; экологические викторины;

С целью развития звучности рифм сочиняем загадки, стихи.

С их помощью решаются  речевые задачи:

  • развивать творческое познание слова, действий с ним;
  • формировать грамматический строй речи.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Составляя сравнения по двум или более признакам, дети учатся  умению понимать сравнения,  самостоятельно придумывать загадки.

Рифмовки

Цель – развитие словесного творчества детей через рифмовки.

Рифмовки – это, как правило, стихотворение, состоящее из 4-6 строк. Они создаются группой детей, где ведущую роль играет педагог.

В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».

Например, «Жила-была прозрачная сосулька».

Жила-была прозрачная сосулька

Была она твердая, как пулька.

Подошел к ней мальчик и сбил,

И себе он в рот положил.

А потом мальчик заболел.

И Айболит к нему прилетел.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы. После рассматривания картины «Птицы зимой» – появились новые рифмовки о зимующих птицах, зимних явлениях.

Формированию тенденции к саморазвитию собственной речи способствуют наблюдения.

С помощью данного метода учим дошкольников:

  • уметь выстраивать диалог;
  • уметь излагать свои мысли;
  • совершенствовать монологическую речь детей;
  • осознавать грамматические формы и правильно их использовать.

Каждое новое слово неоднократно четко  проговариваем, а  затем повторяем с  детьми.  Ставим перед детьми вопросы так, чтобы их ответы  требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, закрепляются в сознании детей в процессе различных бесед, при рассматривании картин, например, И.Левитана «Весна. Большая вода», С. Герасимова «Последний снег», К. Юона «Русская зима» и др., а так же в игровой деятельности. Вводя в речь новые слова, приучаем  детей к точному, творческому использованию.

Для развития фонетико-фонематических процессов используем такие игры как:

«Кто как голос подает»,

«Найди заданный звук» (педагог просит ребенка хлопнуть, поднять руки, как только услышит нужный звук).

С целью узнавания ритмического рисунка проводим игру «Полянка».

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку дети догадываются, кто пришёл на полянку. 

Игра «Капелька».

В игре «Что просит зайка?» учим выделять слова с заданным звуком, развивать фонематический анализ и синтез. В ходе игры  показать детям игрушку, и сказать, изображая ее: «Я очень голоден, но боюсь лисы, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук «О». Аналогично с другими звуками.

Сюжетная форма занятий и интегрированность приёмов, частая смена детской деятельности в течение занятий способствует познавательному развитию детей и обогащению словаря.

Занятия по развитию речи для повышения детского интереса  нужно  проводить:

  • с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» может «помогать» проводить сказочный Лесовик, по теме: по теме: «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме: «Растения» – покровительница растений – богиня Флора;
  • используя  разнообразные наглядные пособия: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал;
  • читая  художественную литературу: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствует обогащению их словаря.

Важно оформлять  познавательные  уголки по темам:  

«Зимующие птицы», «Дикие животные», «Цветы», «Овощи» и т.д.

«Создание огорода в ДОУ» где дети совместно со взрослыми сажают, ухаживают и наблюдают за растениями.

«Создания огорода лекарственных растений» дети пополняют словарный запас, узнают много о мире полезных растений.

Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления, и главная роль в этом мире речевой культуре отдается взрослому. Именно от него зависит не только речевые возможности ребенка, но отношение к окружающему миру, природе, познавательные способности и представления о себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е на  то, что все ...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ЛАНДШАФТНЫЙ СТОЛ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ

Многофункциональный игровой ландшафтный стол - современный образовательный инструмент воспитателя.  В  материалах  представлен опыт использования многофункционального игрового ландшафтн...