МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ЛАНДШАФТНЫЙ СТОЛ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ
методическая разработка (младшая группа)

Ревякина Надежда Алексеевна

Многофункциональный игровой ландшафтный стол - современный образовательный инструмент воспитателя.  В  материалах  представлен опыт использования многофункционального игрового ландшафтного стола для реализации задач экологического воспитания детей дошкольного возраста 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл landshaftnyy_stol.docx23.27 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka_ood.docx33.42 КБ
Файл prezentatsiya_landshaftnyy_stol._.pptx701.49 КБ

Предварительный просмотр:

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ЛАНДШАФТНЫЙ СТОЛ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ

Ревякина Н.А.,

Шеина Т.М.,

воспитатели

МДОУ д/с «Ландыш»

г. Балашов

(Слайд 1)

В  МДОУ д/с «Ландыш» вариативная часть основной общеобразовательной программы  дошкольного образования в группе для детей дошкольного возраста 3-4 лет  представлена двумя парциальными программами, одной их которых являетсяпрограмма«Юный эколог»  С.Н.Николаевой.

(Слайд 2 )

Основное содержание программы  представлено на слайде, оно вам хорошо знакомо.

 Для эффективного решения задач экологического воспитания младших дошкольников, наряду с традиционными, мы применяем новые, на нашвзгляд,  интересные, формы работы с детьми, одной из которых является использование игрового ландшафтного стола.

(Слайд 3) Многофункциональный игровой ландшафтный стол – это современный образовательный инструмент воспитателя.

Описание:

Стол изготовлен из дерева, размер столешницы 120 на 80 см. Высота стола 45 см.

Он  оснащен колесами со стопорами, его можно без труда перекатить в нужное место группы, обеспечивая мобильность и вариативность игрового пространства.

На панель столешницы накладывается различная ландшафтная среда, которую можно видоизменять  в зависимости от сюжета,   при помощи накладок с озерами,  макетами  деревьев, кустов и т.д.

Для хранения игрового материала предусмотрены контейнеры, которые размещаются на специальных полочках стола.

(Слайд 4) на слайде представлены производственные модели ландшафтных столов

(Слайд 5) Педагоги, которые активно используют в своей деятельности ландшафтный стол отмечают следующие его преимущества:

  • позволяет воспроизвести в игровой форме повседневные действия и события;
  • при помощи различных шаблонов рельефов можно создавать разнообразные ландшафты: лес, водоем или городскую улицу, сельское подворье и т.д.;
  • с помощью деревянных фигурок, кубиков, транспортных средств и другихигровых материалов можно организовать различные сюжетные игры.

Ландшафтный стол  помогает в овладении пространственными представлениями, практической микро- и макроориентировкой, словесным обозначением пространственных отношений, развитию различительных возможностей дистантного (на расстоянии) восприятия, способствует развитию воображения, речи, коммуникативных навыков.. Так же используемые задания формируют интерес к познавательной, художественно-творческой, конструктивно-модельной деятельности.

(Слайд 6)

Основные принципы организации игр:

  • создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка; исключать негативную оценку действий ребенка и его идей; поощрять фантазию и творческий подход.
  • «оживление» фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
  • реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами игр.

Как видно, при организации предметной среды для ландшафтного стола можно использовать разнообразные фигурки, предметы, которые представляют собой миниатюру всего, что когда-либо встречалось, встречается и будет появляться в окружающем мире: от предметов повседневности до фантастических образов. Если для образовательной деятельности не хватает каких-либо фигурок, предметов-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Работая с ландшафтным столом, воспитатель может выстроить индивидуальную работу с ребенком в соответствии с его возможностями и потребностями, а также дает возможность организовать одновременную игру нескольких детей.

Для эффективной работы лучше использовать подгрупповую работу, общей наполняемостью 5-6 человек. У каждого ребёнка есть место для деятельности, соответствующей  темеОД.  Игровой раздаточный материал должен быть в достаточном количестве. Каждый ребенок должен получать своевременную и понятную консультацию в ходе работы.Важным является развитие игровой деятельности. Именно на этом этапе происходит совмещение индивидуальной и совместной игры по единому игровому замыслу.

(Слайд 7)

Одним изосновных  видов деятельности детей с использованием ландшафтного стола является конструктивно-модельная деятельность.

Работа по лексическим темам с применением конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают, и отвечают на вопросы по ходу строительства.

Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. Дети совместно решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.

Таким образом, в процессе организации игр на ландшафтном столе у детей повышается речевая активность, формируются способности договариваться и разрешать конфликты, развивается умение обыгрывать постройки, расширяются представления об окружающем мире.

Ландшафтные столы сейчас производятся массово, но  стоят довольно дорого, начиная от 35000 рублей и далее. Мы предложили родителям объединить наши усилия в изготовлении ландшафтного стола, предварительно рассказав о его возможностях. Они откликнулись на нашу просьбу.

Слайд 8

Сегодня, позвольте представить Вашему вниманию видеофрагменты  образовательной деятельности с детьми, образовательная область «Познавательное развитие» с использованием игрового ландшафтного стола, с элементами конструктивно-модельной деятельности по темам:  «Корова, коза, лошадь – домашние животные»,  и   «Заяц, лиса, волк , медведь- обитали леса». Темы соответствуют  содержанию парциальной программы и конкретной НОД, в предлагаемый автором конспект внесены изменения, связанные с КМД, Основными целями ОД с детьми является закрепление представлений по обозначенным нами темам.



Предварительный просмотр:

ОД    по познавательному развитию с элементами конструктивно-модельной деятельности

(раздел «Ознакомление с миром природы»)

Тема:  «Корова, коза, лошадь – домашние животные»

Ревякина Надежда Алексеевна, воспитатель

Балашов

2021

Образовательная область

«Познавательное развитие»                                                                                                                                  Возраст от  3 до 4 лет

Технологическая карта ОД

по познавательному развитию с элементами конструктивно-модельной деятельности

(раздел «Ознакомление с миром природы»)

Тема:  «Корова, коза, лошадь – домашние животные»

Цель:   создание условий для закрепления представлений о домашних животных  и их детенышах (коза,  лошадь,  корова) посредством создания игровой обучающей ситуации с элементами конструктивно-модельной деятельности.

Задачи:

Образовательная:  закрепить представление о знакомых домашних животных: их облике, отличительных особенностях, «речи», о том, что они живут в деревне,  в сарае, хозяин их любит: кормит сеном, козу – ветками, лошадь – овсом, поит водой, летом пасет на лугу – там они едят зеленую траву и их детенышах (коза-козленок, лошадь-жеребенок, корова-теленок); где живут домашние животные; продолжить  формировать   умение самостоятельно  создавать  постройки (загоны, заборчики, домики, ворота и т.д.).  

Развивающая:    развивать познавательный интерес, речь детей, активизировать словарь (сено, сарай, овес, пасутся на лугу, корова мычит, лошадь ржет); наглядно-образное мышление,  творческое воображение, мелкую моторику рук, навыки конструктивно-модельной  деятельности.

Воспитательная: воспитывать доброжелательные отношения в ситуации сотрудничества;   любовь  к домашним животным,  готовность прийти на помощь, отзывчивость.

 Планируемые результаты: знают и называют домашних животных и их детенышей (козу-козленка, лошадь-жеребенка, корову-теленка), их отличительные особенности,   конструируют дом для дедушки и бабушки, ферму для домашних животных, выбирают корм для животных и кормят их;  проявляют доброжелательность, сотрудничают.

Интеграция:  «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность),  «Речевое  развитие», «Социально-коммуникативное  развитие».

Средства реализации: ландшафтный стол, материалы  для создания среды на ландшафтном столе  ( зеленые коврики-«полянки», голубые - «озеро», макеты деревьев, забор и т.д.),   игровой материал для конструирования: детали конструктора ЛЕГО                       ( разные варианты – крупные и средние детали), детали конструктора «Томик»,  мелкие игрушки  домашних животных  для  обыгрывания постройки, фигурки дедушки и бабушки ( куклы –бибабо или  настольные фигурки ), игрушка-сорока,  кормушки и ведра для кормления животных,  корм для животных  (сено, овес, веточки).

Программно-методическое обеспечение: «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в младшей группе детского сада (3-4 года)»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

В комнату  влетает  сорока-белобока   с  новостями  «Что творится! Что творится! Помогите!  Помогите!

 (аудиозапись )

- Ребята, смотрите к нам сорока-белобока  залетела ненароком. Послушайте, мне кажется, или она просит о помощи?

- Давайте спросим ее, что же случилось?

- Сорока-белобока, где была? Далеко?  Что случилось? Откуда прилетела? Какие новости принесла?

Сорока: В деревне у бабушки и дедушки – беда! Вчера налетел сильный ветер,  дождь с грозой и  всю ферму  с животными  ураганом разрушило.

Все животные испугались, кто куда разбежались. Жить им теперь негде. Бабушка и дедушка плачут, вас о помощи просят.  

                                           

- Ох, сорока-белобока, и правда беда в деревне!

- Ребята, поможем дедушке и бабушке и их домашним животным?

 

- Для этого нам нужно отправиться в деревню. Поедем мы туда на нашей лошадке.  А сорока - белобока нас проводит. Отправляемся в путь?

 ( под музыкальное сопровождение «Еду –еду, к бабе, деду»  на импровизированной телеге из мягких блоков  дети отправляются в деревню)

Наблюдают  за действиями персонажа.

Отвечают на вопрос

Дети соглашаются (Давайте)

Дети слушают диалог воспитателя и сороки-белобоки.

Отвечают на вопрос (Поможем)

Ответ детей (Поедем)

Дети садятся  в телегу и «едут» в деревню

Организационно-поисковый

Дети с воспитателем перемещаются в другую часть группы, где расположен ландшафтный стол с необходимым оборудованием.

Их встречают дедушка и бабушка. Они плачут.

- Здравствуйте,  дедушка и бабушка!

- Здравствуйте, ребята!

- Сорока-белобока сказала, что беда у вас случилась, ураганом всю ферму и дом ваш разрушило.

-Да, все  разрушило, и все наши животные от испуга разбежались. Ветер с дождем закончился, они вернулись, а жить негде.  И наш дом разрушен. Надо новые постройки строить. Мы уже старенькие, тяжело нам, помогите, ребята, очень просим!

- Ребята, поможем дедушке и бабушке? Построим новый дом для них и  ферму для домашних животных?

-  Смотрите, а вот и домашние животные.  А вы знаете, почему они называются домашними?

- Правильно. Люди заботятся о них,  кормят, поят их водой, ухаживают за ними, лечат, если они заболеют, а животные приносят пользу человеку.

 -  Давайте посмотрим,  какие же домашние животные есть у наших дедушки и бабушки.  

(Воспитатель показывает корову)

- Кто это, ребята?

 - Правильно, ребята !

-  А кто знает, какую пользу приносит корова?

- Правильно, человек кормит корову сеном, а летом свежей зеленой травой, а она дает вкусное, полезное молоко.

- Смотрите, а вот и детеныши  животных.   Кто знает,  как называется детеныш у коровы?

- Найдите его,  пожалуйста, и поставьте рядом с мамой.

- Молодцы! У коровы – детеныш – теленок.

- (Воспитатель показывает козу)

- А кто это, ребята?

- Правильно, ребята.  Коза тоже дает человеку  очень полезное молоко, а еще пух, из которого можно связать теплые вещи.  Ребята, а что ест коза?

-Правильно!  А кто знает,  как  называется детеныш у козы?

- Найдите его,  пожалуйста, и поставьте рядом с мамой.

- Молодцы! У козы  – детеныш – козленок.

- (Воспитатель показывает лошадь)

- А это что за животное?  

 

- Правильно, ребята. А как лошадь помогает человеку?

- Да, верно. Лошадь помогает людям перевозить тяжелые грузы, люди могут ездить на ней верхом.

А за это человек заботится о ней, ухаживает, кормит вкусным овсом и травой.

-  А кто знает,  как  называется детеныш у лошади?

- Найдите его,  пожалуйста, и поставьте рядом с мамой.

- Молодцы! У лошади  – детеныш – жеребенок .

- Молодцы, ребята! Теперь давайте распределимся кто будет строить дом для дедушки и бабушки,  загон для лошади и жеребенка, сарай для коровы и теленка, и для козы и козленка .

( остальные дети строят заборчики, расставляют деревья и т.д.)

- Но прежде, чем мы начнем строить,  давайте разомнем наши руки и пальчики,  чтобы они были сильными и ловкими.

Пальчиковая гимнастика

 - Молотком стучу, стучу

- Сто гвоздей заколочу

- Будем строить животным дом

- Будут жить они в нем .

- Ну что, ребята, приступаем к работе. Вот наши детали для строительства, выбираем, что вам необходимо и строим ферму и дом.

( Воспитатель оказывает при необходимости организующую и стимулирующую помощь)

- Молодцы! Мы хорошо поработали, можно и немного отдохнуть .

Физкультминутка

Мы пришли на скотный двор,

Для животных здесь простор.

Рядом луг с густой травой

И прекрасный водопой.

Скачут козлики по лугу,

«Ме-е-е» они кричат друг другу,

Весело играются.

Рожками бодаются.

Превратимся мы в коней

Грациозных, стройных.

И гуляем по лугам,

Светлым и привольным. Иго-го!

       Дает корова молоко,

        Она пасется на лугу.

        Мы слышим громкое «му-му»

Ребята, вы большие молодцы! Посмотрите, какая красивая ферма и дом у нас получились!  (обращается к бабушке и дедушке)

- Дедушка и бабушка! Дом и новая  ферма для вас  готовы, у животных и их детенышей просторные и красивые загоны и сарайчики. Посмотрите, как они радуются новому жилищу.

- Дедушка: Спасибо вам, ребята, очень вы нам помогли.

- Дедушка:  Ребята, пока вы строили, наши животные проголодались, их нужно покормить. Поможете мне накормить животных? Вот ведерки с едой для животных,  назовите «Что в них?»    (в одном сено, в другом веточки, в третьем овес и ведерко с водой, чтобы напоить наших животных) 

- Ребята, если вы были внимательны, то обязательно найдете любимую еду для наших животных.

 - Подскажите, кого и чем мы будем кормить.

( воспитатель при необходимости напоминает , чем нужно накормить животных, оказывает организующую помощь )

- Ребята, наши животные наелись и говорят вам «спасибо».

Бабушка: А пока вы строили и помогали кормить наших животных я надоила для вас свежего  и вкусного молочка от нашей коровки.

- Спасибо вам, дедушка и бабушка! Нам пора отправляться домой, в детский сад.  А Лошадка нас отвезет! До свидания!

Дедушка и бабушка: До свидания, приезжайте к нам еще!

(под музыкальное сопровождение «Скачут резвые лошадки»  на импровизированной телеге из мягких блоков  дети отправляются домой)

Дети подходят к ландшафтному столу.

Приветствуют  дедушку и бабушку

Дети слушают.

Дети отвечают (Да)

Дети отвечают (потому что они живут рядом с человеком)

Дети слушают.

Корова

Дает молоко

Теленок

Находят теленка и ставят рядом с коровой

 

-коза

(Веточки, летом траву).

Козленок

Находят козленка и ставят рядом с козой

Лошадь!

Перевозит грузы, можно покататься на лошади

Жеребенок

Находят  жеребенка и ставят рядом с лошадью.

Дети изъявляют желание  и распределяют вместе с воспитателем роли в строительстве.

Слушают воспитателя и повторяют движения

 (Постукивают кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)

(То же движение, но со сменой руки.)

(ставят поочередно кулачок на кулачок.)

(поднимают ладони, соединяя пальцы, изображая крышу дома.)

Самостоятельное выполнение работы детьми.

Дети выполняют физкультминутку

Дети хлопают в ладоши

Дети изображают козлят, прыгают, показывают рожки

                                                        Дети изображают лошадок, ходят,  высоко поднимая ноги

Дети изображают рога коровы, повторяют звукоподражания

           

Дети рассматривают новую ферму.

Пожалуйста! Мы рады помочь.

Дети внимательно слушают.

Поможем

Дети подбирают еду для животных:

- овес – для лошади

- сено - для коровы

- веточки для козы.

Дети организуют «кормление» и поят животных  водой

Пожалуйста!

Спасибо!

До свидания!

Садятся в «телегу» и «едут» домой.

Рефлексивно-корригирующий

 - Куда мы сегодня путешествовали?

- Кому помогали?

- Для кого строили ферму и дом?  

- Каких домашних животных  мы видели?

- Понравилось  вам помогать животным?

- Молодцы ребята! Как мы дружно с вами работали,  очень старались и помогли животным и бабушке с дедушкой.

Дети отвечают на вопросы, проявляют эмоциональный отклик


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ЛАНДШАФТНЫЙ СТОЛ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ Ревякина Н.А., Шеина Т.М., воспитатели МДОУ д/с «Ландыш » г. Балашова Балашов 2021 1

Слайд 2

2 В МДОУ д /с «Ландыш» вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования реализуется по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ П РОГРАММЫ: - формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Слайд 3

4 Многофункциональный игровой ландшафтный стол –современный образовательный инструмент воспитателя РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ: экологически чистые материалы: предпочтительно дерево; размер столешницы: 120см на 80 см; высота стола: 45 см. наличие колес со стопорами (для обеспечения принципа мобильности игрового пространства); наличие контейнеров для хранения конструкторов и игровых материалов

Слайд 4

4 Многофункциональный игровой ландшафтный стол –производственные модели

Слайд 5

4 Преимущества многофункционального игрового ландшафтного стола возможность воспроизвести в игровой форме повседневные действия и события; возможность создавать разнообразные ландшафты: лес, водоем, городскую улицу, сельское подворье и т.д.; возможность организовать различные сюжетные игры, игровые обучающие ситуации.

Слайд 6

4 Основные принципы организации игр с помощью многофункционального игрового ландшафтного стола создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляет творческую активность; «оживление» фигур: реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем ; реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами игр.

Слайд 7

5

Слайд 8

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ЛАНДШАФТНЫЙ СТОЛ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ Ревякина Н.А., Шеина Т.М., воспитатели МДОУ д/с «Ландыш» Балашов 2021 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е на  то, что все ...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Инновационные формы реализации задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.

В статье музыкальное образование рассматривается как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности....

Технология "Посткроссинг", как способ реализации задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Желание познакомить подрастающее поколение с Россией, посредством переписки с такими же дошколятами из других городов нашей страны, республики, района помогло созданию проекта "Посткроссинг"...

Доклад "Решение задач экологического воспитания детей дошкольного возраста через речевое развитие".

Экологическое воспитание дошкольников способствует формированию у ребёнка потребности в овладении речью....