Конспект НОД по развитию речи. средняя группа Тема: «Весна. Первоцветы».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Карагодина Анастасия Андреевна

Конспект НОД по развитию речи.

средняя группа Тема: «Весна. Первоцветы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx438.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи.

средняя группа Тема: «Весна. Первоцветы». 

Цель:

  • развитие связной речи по лексической теме «Весна».

Образовательные задачи:

  • закреплять характерные признаки весны;
  • упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;
  • закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Развивающие задачи:

  • развивать диалогическую и связную речь;
  • развивать слуховое внимание и логическое мышление;
  • развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
  • развивать общую и мелкую моторику

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
  • формировать умение работать в коллективе

Интеграция областей:

  • речевое развитие
  • познавательное развитие
  • физическое развитие
  • социально-коммуникативное развитие

Образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие
  • игровые
  • развивающего обучения

Методические приемы:

  • Игровые
  • Словесные
  • Слушание музыки
  • Наглядные

Ход:

В.: Ребята, когда вы сегодня шли в детский сад, вы обратили внимание на погоду? Да, я тоже заметила, что все еще лежит снег и холодно. Хотя по календарю уже наступила весна.

В.: А как вы думаете, без чего не может быть весны? Правильно, конечно же, без солнышка.

А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

(воспитатель с детьми)

Здравствуй, красно солнышко!

Здравствуй, ветерок,

Солнечные зайчики,

Быстрый ручеек!

Здравствуй, ранняя трава,

Здравствуй, свежая листва!

Здравствуйте, ребята!

Всех приветствуем сейчас,

Очень рады видеть Вас!

Поднимают руки к солнышку.

Качают над головой руками.

На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук.

На уровне груди движения кистями вправо-влево.

Показывают ладошки на уровне груди.

Трут ладонями друг о друга.

Слова произносит воспитатель.

В.: Ребята, я предлагаю, вам пройти к нашим столам и сделать солнышки из счетных палочек.

(Дети конструируют солнышко из счетных палочек)

Какие вы молодцы, какие у вас красивые солнышки получились.

В.: Ребята, а что еще происходит весной? Что греет солнышко, мы с вами уже сказали. Молодцы, конечно же, тает снег, по дорожкам бегут веселые ручейки, а с крыш домов капает капель, на деревьях появляются почки, а затем и листочки. Люди снимают теплую одежду, а еще весной может идти дождик, но нас с вами это ведь не испугает? А что нужно сделать, чтобы не промокнуть в дождик? Правильно, нужно открыть зонтик.

В.: Предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Хотите поиграть? Тогда слушайте правила: я вам буду кидать мяч и называть слово, а вы мне должны бросить мяч обратно и сказать тоже слово, что и я, только ласково. Например: солнце-солнышко. Начинаем, будьте внимательны.

Воспитатель называет слова: цветок, листок, ручей, луч, ветка и другие.

В.: Молодцы, ребята, вы отлично справились с моими вопросами. А сейчас предлагаю вам немного размяться. Я буду читать вам стихотворения, а вы повторяйте движения за мной.

Физкультминутка:

Солнце встало из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки,

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем.

А потом вперед, назад.

Каждый солнцу с нами рад!

Встанем, глубоко вздохнем.

И опять пойдем.

В.: А сейчас предлагаю вам рассмотреть картину («Подснежники» А. Грицай)

- Что изобразил художник на этой картине? (Весну, лес, цветы)

- А как художник изобразил лес? Какие деревья? (деревья высокие,)

- А можно с уверенностью сказать, что это весеннее время года? По каким признакам вы это определили?

(Художник изобразил серую землю, деревья без листочков, на переднем плане растут маленькие еле заметные цветы первоцветы)

- Кто знает, как называются эти цветы (Эти цветы называются подснежники)

В.: — Да ребята художник уделил внимание маленьким подснежникам и изобразил их на переднем плане.

–А картину свою он назвал, как вы думаете как? (Подснежники)

- Правильно Подснежники, а почему эти цветы так называются? (Потому, что эти цветы появляются из под снега)

В.:- Растут подснежники в лесу на полянках, как только появляются проталинки.

Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. С тех пор подснежник стали считать символом весны и тепла.

Про цветок подснежник много написано писателями, поэтами, художниками и композиторами.

Я вам предлагаю присесть и послушать произведение П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» (закройте глазки и представьте себе, как просыпается природа после зимней спячки и распускается цветок)

(звучит грамзапись произведений«Апрель. Подснежник» П. Чайковского)

В.: — А теперь откройте глазки. Вам понравилась музыка? Чем она вам понравилась? Как музыка рассказывает о природе? Какая это музыка?

(Музыка рассказывает о весне, о пробуждении цветов, как они распускаются и покачиваются на ветру, о том, что солнышко светит не всегда, что бывает холодно и ненастно.

Музыка очень красивая и душевная, её приятно слушать. Она то нежная и ласковая, то взволнованная иногда тревожная.)

Давайте ребята с вами представим, что мы цветочки и покажем как же распускается подснежник.

(дети свободно расходятся по группе и под музыку «Апрель. Подснежник» П. Чайковского импровизируют танцевальные движения)

В.: — Спит наш цветочек, холодно ему, вдруг засияло солнышко и наш цветочек проснулся. Покажите, как цветочек просыпается, потягивается, как он покачивается от ветра и тянется к солнцу. Покружитесь на весенней полянке.

-Молодцы ребята вы замечательно импровизируют танцевальные движения под эту чудесную музыку. И все изображаемые вами подснежники были разными и каждый нежен и прекрасен

В. Я предлагаю вам сыграть в игру «Скажи наоборот».

Речевая игра «Скажи наоборот»

(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).

В: Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.

Это значит, что …

- Зима ушла, а весна… (пришла).

- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).

- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

- Зимой холодно, а весной… (тёпло).

- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).

- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).

- Зимой заяц белый, а весной… (серый).

- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

В: Молодцы ребята, правильно ответили.

В. Но подснежники не едиственные  первоцветы.

Посмотрите на картинку и послушайте стихотворение :

Огонечки желтые
Из сухой травы.
Это мать-и-мачехи
Первые цветы.
Солнышко пригрело
И растаял снег.
Желтые цветочки
Солнышка привет.

В. Как называются цветы?  А вы знаете. Почему их так называют? (рассказ воспитателя о происхождении названия цветка).

В: Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно?

Дети: Нет.
В: Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.

Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»

1 резкий вдох носом
2 мягкий выдох на слог «АХ»

Подуем на цветок

1 резкий вдох носом
2 медленный выдох губы трубочкой

- Я вам предлагаю вам сегодня выучить стихотворение Тимофея Белозёрова «Подснежник».

 А помогут нам в этом картинки. (заучивание стих. по картинке)

C:\Users\Admin\Desktop\img4.jpg

-Подснежников в природе осталось мало. Когда сорвёшь цветок, то новые уже не вырастут,потому что земля сырая и цветок срывается вместе с луковицей.

Ребята, а вот некоторые люди не знают, что цветов этих мало и рвут их в подарок кому - нибудь или просто так. А ведь может наступить день когда, мы с вами не увидим больше цветов, вместо них будет голая серая земля и ни какой красоты.

— Давайте подумаем, как же можно спасти подснежники?

(можно рассказать своим родным, близким и всем знакомым о том, что цветы исчезнут с лица земли, если люди не перестанут их рвать.)

В. А что бы порадовать близких. Цветы можно нарисовать или раскрасить в раскраске.

Я предлагаю вам сейчас пройти к рабочим столам и выбрать и раскрасить первоцветы:мать-и-мачеху или подснежник.

- Дети выбирают и раскрашивают цветы..

Итог подводится в течении дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. (средняя группа) Тема: Зву¬ковая куль¬ту¬ры ре¬чи: звук ж

Уп­ражнять де­тей в пра­виль­ном и чет­ком про­из­не­сении зву­ка ж (изо­лиро­ван­но­го, в зву­копод­ра­жатель­ных сло­вах); в уме­нии оп­ре­делять сло­ва со зву­ком ж ....

Конспект занятия по развитию речи СРЕДНЯЯ ГРУППА ТЕМА: «В гости к Лесовичку»

Занятие проводилось с детьми среднего возраста в конце осени. Мы отправились в гости к Лесовичку, но по дороге детей ждали интересные задания и игры, с которыми ребята успешно справились. Лесовичок и ...

Конспект занятия по развитию речи средней группе Тема: «Моя семья».

продолжать формировать представления детей о семье и тех, кто в ней проживает....

Конспект занятия по развитию речи средняя группа.Тема: Золотая осень, к нам пришла.

Задачи: формировать у детей умение сравнивать природу в сентябре и октябре, замечать изменения в природе, описывать природу в октябре, отмечать красоту осеннего леса;- развивать диалогическую речь, ак...