Развитие речи в старшей группе по теме «Ягоды»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Кириленко Юлия Сергеевна

В данной публикации представлен конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет (старшая группа) по теме "Ягоды" с использованием здоровьесберегающих технологий. Цель занятия - учить детей составлять описательные рассказы по заданной лексической теме. Представленные в конспекте словесно-речевые игры позволяют обогатить и активизировать словарный запас старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_yagody.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Ягоды»

Тема: «Ягоды лесные и садовые»

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы по лексической теме «Ягоды»

Задачи:

Образовательные: закрепление умения детей различать ягоды: лесные, садовые; совершенствование грамматического строя речи; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить употребление предлогов.

Развивающие: развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Картинки с изображением ягод, мяч, наглядная схема для составления описательного рассказа, разрезные картинки.

Методические приемы: загадка, дидактические игры малой подвижности «Ягода лесная-садовая», «Подбери прилагательное»,  беседа, поэтическое слово, педагогический пример (рассказ о ягоде), подвижная игра «У медведя во бору».

1. Организационный момент

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Воспитатель:

- Дети, отгадайте загадку:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.       (Малина) 

2. Основная часть.

Воспитатель:

- Скажите, что такое малина? (ягода)

- Где она растет? (в саду)

- Значит, она какая ягода? (садовая ягода)

- Какие еще садовые ягоды вы знаете? (ответы детей)

- А если ягоды растут в лесу, как мы их называем? (лесные)

- Какие лесные ягоды вы знаете? (ответы детей)

Игра «Лесная – садовая ягода» (воспитатель кидает мяч ребенку и называет ягоду, а ребенок говорит, лесная она или садовая).

Воспитатель:

- Из съедобных ягод можно приготовить разные блюда. Подскажите мне, что делают из ягод? (варят компот, варенье, сок, делают начинку для пирожков)

 Игра с мячом «Подбери прилагательное»

Компот из вишни – вишневый компот

Компот из клубники – клубничный компот

Компот из малины – малиновый компот

Варенье из крыжовника – крыжовенное варенье

Варенье из черники – черничное варенье, т.д.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,                      Пальчики обеих рук  здороваются.

В лес идем мы погулять.                         Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной,                        и средними пальчиками по столу.

За брусникой, за калиной.                      Загибают пальчики, начиная с большого.

 Землянику мы найдем,

 И братишке отнесем.

-

Игра «Назови ласково»

Воспитатель:

- Мы с вами очень любим ягоды. А ягодкам нравится, когда их называют ласково. Я буду вам показывать ягодку, а вы назовите ее ласково.

Ежевика – ежевичка

Малина – малинка

Земляника – земляничка, т.д.

Слова: клюква, малина, брусника, черника, ежевика, земляника, клубника, вишня, смородина.

Составление рассказа по плану

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами будем рассказывать друг другу о ягодах. Послушайте внимательно, как это сделаю я.

Воспитатель дает образец по схеме «Название ягоды - цвет – размер – вкус – где растет – что из нее можно приготовить». Далее ребенок подходит к стенду, выбирает картинку ягоды, о которой хочет рассказать и составляет рассказ.

Физкультминутка «По ягоды»

С веток ягоды снимаю          Действия выполнять по тексту.

И в лукошко собираю.

Ягод -  полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

А потом еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

Далее дети продолжают составлять рассказы о ягодах.

Игра «Четвертый лишний»

Три садовые ягоды и фрукт.

Три лесные ягоды и садовая ягода.

Три садовые ягоды и овощ.

Игра «Составь картинки и назови их» 

Воспитатель:

- Дети, посмотрите на свои столики. Пока мы с вами рассказывали друг другу о ягодах, вам пришли разноцветные письма. Давайте присядем на свои места и посмотрим, что в конвертах.

У каждого ребенка конверт с разрезанными картинками ягод.

Ребенок собирает картинку и называет ягоду.

3. Итог занятия.

Воспитатель задает обобщающие вопросы по теме занятия, узнает, что детям понравилось на занятии.

Приглашает детей сыграть в игру «У медведя во бору». (Проводится подвижная игра).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе по теме «Грибы и ягоды».

Образовательная область: коммуникация.Вид деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально-художественная.Коррекционно-развивающие технологии: информационно-коммуникативные, использова...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...