Конспект ООД по «Речевому развитию» в соответствии с ФГОС ДО развитие речи для детей 6-7лет Тема: «Лексические упражнения»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Истомина Ирина Петровна

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_razvitie_rechi.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по «Речевому развитию»

в соответствии с ФГОС ДО

развитие речи для детей 6-7лет

Тема: «Лексические упражнения»

 

Образовательная область: «речевое развитие»

Программное содержание: обогащать и активизировать речь детей.

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Задачи:

Образовательные: закрепить в речи детей слова по теме (один – много, многозначные слова, слова-родственники), умение находить подходящее слово, отвечать на вопросы.

Развивающие: развивать у детей слуховое восприятие, словарный запас, грамматически правильную речь;

Воспитательные: воспитывать умение работать коллективно, дружно; воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятию, желание учиться.

Материалы и оборудование: раздаточный материал (картинки «один-много»), демонстрационный материал (картинки со словами-родственниками, многозначными словами), музыкальное сопровождение, клубок пряжи.

Ход ООД:

I. Организационный момент

«Круг радости»

Дети заходят в зал под музыку (лирическая музыка) и встают на ковёр.

Воспитатель: добрый день, дорогие ребята!  Сегодня я встречаю вас   с особенным настроением. Мне очень хочется сделать что-нибудь хорошее и приятное для всех. Я приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие слова, обменялись добрыми пожеланиями, передавая из рук в руки «волшебный клубочек», который пришел к нам в гости. Ребята, разрешите, я первая скажу свои пожелания вам:

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

Воспитатель: а сейчас я передаю «волшебный клубочек» Нике.

Воспитатель: скажи, Ника, что ты хочешь пожелать своим друзьям?

Дети передают друг другу «волшебный клубочек» и произносят свои добрые пожелания:

-         Я желаю всем здоровья!

-         Я желаю всем радости!

-         Я желаю всем доброты!

-         Я желаю всем солнечного дня!

-         Я желаю всем веселых игр! И т.д.

Воспитатель: молодцы, ребята!  Теперь скажите, что вы чувствовали, когда ваши друзья говорили добрые слова?  (Ответы детей)

Воспитатель: спасибо! Мы с вами услышали столько хороших слов, искренних, теплых пожеланий! И они обязательно сбудутся, потому что вы – друзья и говорили пожелания друг другу от всего сердца.

II. Основная часть

Воспитатель: ребята, а наш «волшебный клубочек» приготовил для вас загадку. А вот про что она – угадайте.

Он, зимой всегда бывает,
Пухом нежным выпадает,
Коль в ладошку попадёт,
То, в секунду, пропадёт.
Оглянись, зимой, вокруг,
Что увидишь, милый друг?

 (дети: СНЕГ)

Воспитатель: ребята, рассаживайтесь поудобнее на нашем ковре, и, давайте, посмотрим на наш мольберт (на мольберте портрет А.А. Фета и стихотворение)

Ребята, перед нами портрет Афанасия Афанасьевича Фета, русского поэта, стихи которого известны во всем мире. Его произведения посвящены любви, природе и искусству.

Сейчас я вам прочту одно из его стихотворений.

Воспитатель читает стихотворение А.А. Фета

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, а при чем тут кошка, умывающая нос (мордочку) и первый снег? Существует примета: если кошка усердно (со старанием) моет мордочку, быть гостям. А снег, первый снег – чем не гость?

Воспитатель: первые строчки этого стихотворения – обращение ребенка к матери – можно прочитать по-разному, с разной интонацией. Попробуем?

Дети: мама! Глянь-ка из окошка – знать вчера недаром кошка умывала нос… (читают с разной интонацией).

Воспитатель: молодцы! Ребята, а вы любите кататься на санках, ватрушка? Как мы прочем, с каким выражением следующие строки: уж теперь не будет спору: за салазки, да и в гору весело бежать!

Дети: читают эти строки с веселым, радостным, бодрым настроением.

Воспитатель: правильно, молодцы.

Игра «Доскажи словечко»

 Ра-ра-ра — начинается иг…         ра

 Ры-ры-ры — у мальчика ша…         ры

 Ро-ро-ро — у нас новое вед…         ро

 Ру-ру-ру — продолжаем мы иг… ру

 Ре-ре-ре — стоит дом на го…         ре

 Ри-ри-ри — на ветках снеги…         ри

 Ар-ар-ар — кнпит наш само…         вар

 Ор-ор-ор — созрел красный поми… дор

 Ир-ир-ир — мой папа коман…дир

 Арь-арь-арь — на стене висит фо… нарь

 Ра-ра-ра — у мышки есть но… ра

 Ре-ре-ре — носим воду мы в вед… ре

Воспитатель: молодцы, ребята!

Воспитатель: устали, ребята? Давайте сейчас встанем и немного отдохнём.

Физминутка: (муз. «Снег падает на всех…)

Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются)

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

Снег на ветках, на дорожках (руки вверх, наклон вниз)

На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки)

Воспитатель: хорошо, размялись немного. А, теперь, раскинули руки в стороны, и полетели, как на самолете, на свои стульчики.

Воспитатель: ребята, посмотрите, у вас на столах картинки с изображением предметов и животных. Скажите, что на них изображено?

Воспитатель: правильно! (машина-машины, еж – ежи и т.д.). А сейчас мы поиграем с вами в игру «Один-много»

Игра «Один – много»

Дети называют предметы и животных, которые у них изображены на картинках (один самолет – много самолетов, один еж – много ежей).

Воспитатель следит за правильностью произношения слова во множественном числе.

Воспитатель: молодцы ребята справились с заданием.

 Дыхательная гимнастика «Вьюга»

Музыкальное сопровождение (вьюга)

И. п.: о. с. 1- вдох носом;2- на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» (вьюга начинается); 3- вдох носом; 4 – на выдохе произнести громко «У-у-у-у!»; 5 – вдох носом; 6 –на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» (вьюга заканчивается). Повторить 2 раза.

Воспитатель: а сейчас новое и очень непростое задание. Объясняю. Есть такое слово ножка. Что вы представляете, услышав это слово? Свои ножки и только! Но и у стола есть ножки. (Дети по аналогии называют стул, кресло, диван и т.д.).

Дидактическое упражнение «Многозначные слова»

Воспитатель: слово ножка (ножки) имеет несколько значений, разные значения и у слов ключ, лук, коса, кисть. Посмотрите на доску (на доске картинки с изображением многозначных слов (Дети объясняют значения слов).

Воспитатель: молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас мы поиграем в игру «Сосчитай слоги». Но сначала мы разомнем наши руки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Мы катаем снежный ком» (Т. Ткаченко)

Мы катаем снежный ком, (Ладони лежат на столе, дети делают ими движения вперед-назад)

Будем строить снежный дом, («Рисуют» на столе указательными пальцами дом.)

Мы польем его водой, (Изображают, что поливают из лейки)

Дом наш будет ледяной. (Делают из ладоней «крышу» над головой)

Каждый ком – один этаж, (Ударяют кулаками друг о друга, поднимая их вверх.)

Подрастает домик наш! (Делают из ладоней «крышу» над головой, поднимают ее выше и выше)

Игра «Сосчитай слоги»

Воспитатель пишет на доске слова, дети в своих тетрадях.  Дети говорят сколько букв и слогов в данном слове (следить, чтобы дети отвечали полным ответом)

КОШ-КА

КО-СА

ЛУК

СА-МО-ЛЕТ

КЛЮЧ

МО-РОЗ

Воспитатель: молодцы ребята! Отлично справились с заданием.

Воспитатель: ребята, а сейчас новое задание. Мы с вами познакомились с «Многозначными словами», когда у одного слова много значений, а сейчас мы познакомимся со словами-родственниками. Что же это за слова такие? Посмотрите на доску (на доске картинки со словами-родственниками: гриб, грибок, грибной, грибник и т.д. Что общего в этих словах вы заметили, услышали? Родственные слова имеют общую часть, в данном случае – гриб.

По аналогии разбираем слова снег, рыба.

Воспитатель: молодцы!

III. Итог

(дети проходят на ковёр и становятся в круг)

Воспитатель: молодцы, ребята, постарались. Нашему «волшебному клубку» очень понравились как вы сегодня занимались!

Рефлексия «Волшебный клубок»

Воспитатель: а сейчас давайте зарядим наш «волшебный клубок» доброй энергией. Мы будем передавать его друг - другу и скажем несколько слов о нашем сегодняшнем мероприятии - понравилось ли нам то, чем мы сегодня занимались, всё ли у вас получалось.

Воспитатель: мне очень понравилось наше сегодняшнее мероприятие, я узнала много новых слов, что бывают слова -родственники, многозначные слова (дети по кругу передают «волшебный клубок» и говорят несколько слов о себе)

Воспитатель: давайте попрощаемся с нашим «волшебным клубком» и отпустим его.

Дети: до свидания, Клубок!

Воспитатель: спасибо вам, ребята, вы прекрасно справились со всеми нашими заданиями. А наш «волшебный клубок» просил передать вам небольшие подарки (цветные наклейки).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Познавательное и речевое развитие в соответствии с ФГОС"

Презентация на педагогический совет «Познавательное и речевое развитие в соответствии с ФГОС"...

Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко

Презентация «Интеллектика»  часть  1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...

Учебно-методическое пособие «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Конспект ООД по «Художественно-эстетическому развитию» в соответствии с ФГОС ДО рисование нетрадиционное для детей 6-7лет Тема: «Сказочный зимний лес» Воспитатель: Мунтян М.Н.

Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие»Программное содержание: учить детей рассматривать рисунки в книгах; объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.Цель...

Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» Развитие речи для детей 6-7лет Тема: Заучивание отрывка стихотворения И.З. Сурикова «Детство»

Конспект открытого занятияпо образовательной области «Речевое развитие»Развитие речи для детей 6-7летТема: Заучивание отрывка стихотворения И.З. Сурикова «Детство». Образо...