Сообщение из опыта работы на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игру"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Обобщение опыта работы педагога на тему "Развитие речи детей младшего  дошкольного возраста через игру"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potolashko_av_gmo_mart_2021_-2022.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игру»

Подготовила: Потолашко А.В., воспитатель МДОУ «Д/с № 8 «Сказка»

                       

               «…потребность в речевом общении развивается на всем
                      протяжении младенческого возраста и является одной из
                      важнейших  предпосылок для появления первого
                      осмысленного слова»

                                                                                            Л.С. Выготский

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Л. С. Выготский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы самообразования. 

Основой для моей работы служат исследования психологов, педагогов, которые прямо или косвенно затрагивают тему игры как средства обогащения словаря: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, В. И. Логинова, В. В. Гербова, В. А. Сухомлинский,  Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и другие авторы.  

Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее лучший для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. 

  Работая с детьми раннего возраста, наблюдая за играми детей, задавая им вопросы, у меня сложилось представление об уровне сформированности их речи. Речь большинства моих детей этого возраста характеризуется общей смягчённостью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Многим проблемам не было уделено должного внимания и недостатки речи закрепились. Среди них выделяются следующие:

• у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие-раздражительны, чрезмерно подвижны);

• артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперёд, улыбнуться, показать язычок);

• недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).

Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование речевого развития.

Главные задачи речевого развития в этом возрасте:

 • установление эмоционального контакта с ребёнком;

• развитие навыков речевого общения (путём вопросов вызываю ребёнка на общение со мной не только в НОД, но и в индивидуальной деятельности, режимных моментах, повседневной жизни.

• развитие мелкой моторики рук (используя дид/игры, пальчиковые игры);

 • развитие слухового, зрительного восприятия (через использование дид. /игр, наглядного материала)

• развитие подвижности органов артикуляции (в процессе артикуляционной гимнастики)

• развитие дыхания (с использованием дыхательных упражнений).

Для речевого развития в группе детей представлено многообразие дидактических игр. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную составляющие, игровые действия.

Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей, расширения круга предметов и явлений их ближайшего окружения, мы создали развивающую речевую среду, соответствующую возрасту детей, требованию программы. В неё входят:

• разнообразный иллюстрационный материал;

• звучащие игрушки животных;

• куклы, кукольный уголок;

 • книжная зона;

• дидактические игры и упражнения

• музыкальный уголок.

Работая с детьми раннего возраста, я использую различные методы и приёмы речевого развития, в зависимости от темы образовательной деятельности.

Практические методы:

 • Дидактические игры;

• Дидактические упражнения;

 • Хороводные игры;

• Игры – драматизации;

• Игры – сюрпризы;

 • Игры с правилами.

Словесные методы:

• Чтение и обыгрывание потешек, стихов, сказок с использованием наглядности;

В своей работе с детьми я применяю следующие формы организации образовательного процесса с использованием разнообразных игр:

 •Образовательную деятельность организую по подгруппам

 •В совместную деятельность включаю:

режимные моменты в игровой форме;

индивидуальную работу;

чтение художественной литературы;

игры-драматизации;

игры-хороводы, игры-забавы;

дидактические игры по развитию речи;

Обогащаю развивающую предметно-пространственную среду предметами, игрушками, новыми атрибутами для игр детей в игровых центрах.

Мною разработаны: картотека пальчиковых игр, цикл дидактических игр на развитие звуковой культуры речи  ( «Громко- тихо», «Что звучит», «Бабочка, лети», «Сдуй шарик», «Насос»), цикл игр на развитие грамматического строя речи ( «Один- много», «Чего не стало», «Что, где лежит», «Чудесный мешочек»), цикл игр на расширение и активизацию словаря («Назови ласково», «Скажи какой», «Какое время года»)

Для достижения хороших результатов по развитию речи детей, я стараюсь создавать в группе спокойную, доброжелательную обстановку.

 Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказывают родители наших воспитанников. Каждый день в индивидуальных беседах с родителями, мы обсуждаем вопросы адаптации и развития ребёнка в данном возрасте, находим компромисс в проблемных ситуациях.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи, дети стали легко понимать речь, отвечать на вопросы, охотно вступать в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми, включаться в игру и начинать договаривать текст потешки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

В дальнейшей своей работе планирую:

- составление перспективного плана с использованием дидактических игр по развитию речи с учетом тематических недель для  обновления и обогащения развивающей предметно-пространственной среды.

-использование в образовательной деятельности ИКТ,
-совершенствование профессионального мастерства,  используя интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Становление внутреннего мира детей младшего дошкольного возраста через общение с книгой»

Чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца,прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкамдетской души.В. Сухомлинский. Одной из главных проблем нашего времени яв...

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка добром, лаской, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки вы...

Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой...

Доклад из опыта работы: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Доклад из опыта работы: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»...

Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».«Я слышу и забываю.Я вижу и запоминаю.Я делаю и п...