Статья " Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста"
статья по развитию речи (младшая группа)

Силакова Марина Геннадьевна

Cстатья посвящена актуальной проблеме развития речи у детей раннего возраста. В этом возрасте ребенок проходит очень важный этап своего развития - освоение родного языка. Данный материал раскрывает опыт работы педагога по совершенствованию системы работы в процессе применения игр и упражнений на развитие речи в режимных моментах, предусмотренных программой, как средства развития речи младших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме развития речи у детей раннего возраста. В этом возрасте ребенок проходит очень важный этап своего развития - освоение родного языка. Данный материал раскрывает опыт работы педагога по совершенствованию системы работы в процессе применения игр и упражнений на развитие речи в режимных моментах, предусмотренных программой, как средства развития речи младших дошкольников.

Ключевые слова: режимные моменты, мелкая моторика, потешки, прозрачный мольберт, кольца «Су Джок», театрализованная игра.

Важнейшим фактором для развития речи является необходимость создания благоприятной ситуации, которая помогает вызвать желание у ребенка принять участие в речевом общении. Речь - основное средство для общения с окружающим миром.

Очень важно, как можно чаще разговаривать с малышом, ведь в основе речи лежит подражание - повторение слов и фраз за взрослым. Речь все время должна окружать ребенка и для этого необходимо произносить вслух все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Во всех видах деятельности я планирую речевое развитие детей. Например, при входе в группу обращаю внимание ребенка на то, что нужно поздороваться. Утро мы начинаем с пальчиковой игры «Здравствуйте, дети!», тем самым я учу детей здороваться. Основательно подхожу к тому, чтобы моя речь была понятной, эмоционально окрашенной, выразительной и грамотной. При формировании навыков самообслуживания я использую малые формы фольклора, литературные произведения.

Например, ознакомление с правилами поведения за столом, правилами посещения туалета, правилами поведения в спальной комнате и т.д. Это дает возможность освоить детям не только посильные самостоятельные действия, но и обогатить запас слов, путем повторения и проговаривания. А также развивается память, воображение, и естественно, разговорная речь.

Большую роль играет проговаривание действий с ребенком. Например, процесс одевания: «Идем одеваться. Сначала надеваем носки. Находи их. Одеваем штанишки.

Теперь футболку, надень правильно. Давай, наденем шорты или платье, а теперь осталось надеть обувь». После завершения процесса одевания не забываю похвалить ребенка за самостоятельность.

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления - развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Помимо этого, нужно

уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

При развитии дыхания, а также слуха я применяю различные ленточки, бумажные самолетики, жучки, цветочки, мыльные пузыри и др. Особенно важно уделить внимание развитию мелкой моторики. Для достижения этой цели, я использую пальчиковые игры, гимнастику, различные шнуровки, разного вида мозаики, пазлы. Детям очень нравятся игры с крупой, занятия с песком и водой. Широко применяю в своей работе кольца и шар «Су Джок», где дети совершают ритмические движения в такт стишкам и потешкам. Большим успехом у детей пользуется рисование на прозрачном мольберте, так как такое рисование не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные и волшебные. А также развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В

процессе ребенок раскрепощается, устраняет свои страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и самое важное - общительность. Огромный интерес и восторг вызывает у детей рисование на световом столе. Выполняя задания или самостоятельно рисуя, дети учатся общаться, соотносить свои действия с действиями других детей. Развивается мелкая моторика, речь.

На прогулке под текст соответствующей потешки или игры дети выполняют действия. Таким образом, у малышей развивается речь, память и появляется интерес к играм.

Я люблю петь вместе с детьми песенки и играть на различных инструментах (металлофон, дудочка и т.д.). Поем очень часто и везде. Это помогает научить детей слушать внимательно пение и игру на инструментах, учит петь без стеснения и с большим удовольствием подпевать взрослым.

Полноценное развитие речи детей невозможно без целенаправленной педагогической деятельности вне занятий. Индивидуальная работа предполагает различные игры на повторение и закрепление программного содержания: дидактические игры, подвижные игры с текстами, хороводные игры, настольно-печатные, игры-драматизации и т.д.

Она проводится в любое время и с небольшим количеством детей (2-5 человек).

Очень важно читать детям знакомые литературные произведения, а также шуточные стихи, которые сделают общение с детьми более интересным, веселым и содержательным.

Наконец, театрализованная игра! Ее значение велико, она совершенствует диалог и монолог, помогает освоить выразительную речь, а также является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В заключение хочется отметить, насколько важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для ребенка!

Она должна быть четкой, неторопливой, доступной для понимания малыша, грамотной.

Таким образом, чем чаще взрослые будут разговаривать с ребенком, рассказывать сказки, петь песни, разучивать стихи, потешки, играть, одним словом, общаться, тем быстрее он овладеет правильной речью!

Список литературы

  1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: пособие для работы с детьми
  2. 7 лет. М: Мозаика Синтез, 2016. 128 с.
  1. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. М.: ТЦ Сфера, 2005.
    224 с. (Ранний возраст).
  2. Немов Р.С. Психология 4 издание. М. Владос, 2003.
  3. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.: Мозаика-Синтез, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Методы и приёмы развития речи детей младшего дошкольного возраста

Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста...

Доклад "Проектный метод как средство развития речи детей раннего возраста"

Материал расчитан для педагогов раннего возраста....

Выступление на педсовете «Методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста»

В статье рассказывается о методике развития речи, раскрываются методы и приёмы, которые необходимо использовать в повседневной работе с детьми.Ключевые слова: Развитие речи дошкольников, методы и приё...